Российские ученые о США
Обзор ежемесячника "США - Канада: экономика, политика, культура"
Нельзя сказать, что история, экономика и современное состояние политической системы Соединенных Штатов Америки не пользуются общественным интересом в России. Интерес к этому мировому экономическому гиганту и, то ли несостоявшемуся политическому гегемону, то ли "первому среди равных" политическому центру нарождающейся архитектуры нового мирового порядка бесспорно есть. Этот интерес рождает спрос. Однако предложения не всегда оказываются адекватны этому спросу. Особенно те из них, которые ищутся при помощи, например, Google или Yandex. Среди многообразия медиа-потоков на просторах Интернет, в тени всего этого информационного шума, порой остаются весьма достойные представители традиционных бумажных журналов, которые не имеют своих представителей во всемирной паутине, из-за чего рискуют остаться невостребованными.
Старый конь борозды не испортит
Одним из таких достойных примеров бойцов старой закалки, не пожелавших сменить бумажную форму под натиском веяний времени информационного общества, является ежемесячник "США - Канада: экономика, политика, культура". Под началом Эдуарда Иваняна трудятся ведущие научные сотрудники Института США и Канады РАН (ИСКРАН) вот уже на протяжении 38 лет, создавая "единственный российский академический журнал, в публикациях которого освещаются и анализируются важнейшие проблемы, касающиеся истории, современного состояния и перспектив российско-американских и российско-канадских отношений, а также широкий круг других проблем, связанных с США и Канадой".
Стоит отметить, что, рассматривая вопросы мировой политики и международных отношений сквозь призму американистики, журнал предлагает весьма разнообразное меню, способное удовлетворить самого взыскательного гурмана-международника, что и показывает анализ подборки журналов за 2008 год.
Авторы затрагивают как проблемы формирования современной стратегии США в мировой политике (во внешнеполитическом, внутриполитическом, мир-системном аспектах), так и двусторонние, российско-американские межгосударственные отношения.
Экономика превыше всего
Начать обзор стоит с весьма интересной статьи заместителя директора ИСКРАН Супяна "США в мировой экономике в начале ХХI века", помешенной в первом номере журнала за 2008 год. Целью этой статьи является ответ на вопрос о перспективах экономического лидерства Соединенных Штатов в ближайшие два десятилетия. Автор задается вопросом, удастся ли Америке сохранить "желтую майку лидера" по ключевым макроэкономическим показателям, а главное по степени влияния на мирохозяйственные связи, при более высоких темпах экономического роста развивающихся стран Азии и Латинской Америки и сохранении и даже расширении экономического потенциала ЕС и Японии?
Стараясь разрешить дилемму взаимоотношений между скорым экономическим и финансовым банкротством, снижением доли в мировом ВВП и продолжением победного шествия американской экономики благодаря сильными сторонами экономической модели США, столь важную для экономического будущего Америки, автор делает попытку сбалансированного анализа внутриэкономических и макроэкономических показателей. В статье присутствует свежие статистические материалы по ВВП, национальному богатству, ресурсному потенциалу, а также сведения о структуре современной экономики США, информация об уровне жизни населения и показателях эффективности производства. Рассматривается современная структура международной торговли США, влияние инвестиционной деятельности и миграционных процессов на экономику страны.
Возможно, этот обзор не делает революционных открытий или не станет откровением для человека, занимающегося мировой или американской экономикой, но жанр "коротко о главном" выдержан блестяще.
Итак, разобравшись с местом и перспективами США в мировой экономике, обратим внимание на стратегическое мышление в его концептуальном оформлении. В.В. Трибрат, в том же номере журнала, подводя итоги администрации Джорджа Буша-младшего в первую очередь в сфере внешней и оборонной политики, пытается понять, в чем смысл и содержание доктрины 43-го президента США.
Подчеркивая, что после Второй мировой войны оформление внешней политики в виде именных доктрин стало визитной карточкой американских президентов, автор делает краткий экскурс в историю внешнеполитических доктрин США, который можно было бы обозначить как "от Монро до наших дней". Главный итог этого экскурса - доктрина Буша в части, касающейся решения проблем обеспечения национальной безопасности через расширение зон ответственности, является логичным продолжением эволюции внешней политики США. После краткого исторического очерка, автор обращается непосредственно к анализу "Доктрины Буша", в которой он выделяет четыре составные части:
1. Программа по распространению базовых американских ценностей и демократизации Большого Ближнего Востока;
2. Упор на превентивные действия в обеспечении национальной безопасности;
3. Модель односторонних действий (так называемый унилатерализм), опора на собственные силы во внешней политике США и свобода от обязательств на международной арене;
4. Скрепляющий всю концепцию элемент - доминирование США в мировой политике. Важной частью этого элемента стала ставка на абсолютное первенство в военно-технической сфере.
Далее каждому из этих "составных звеньев" уделяется хорошо фундированные ссылками на работы западных политологов кусочки текста. Приветствуя стремление Трибрата рассмотреть доктрину Буша в более широком историческом контексте, не удается отделаться от ощущения, что автор попался в ловушку анализа только оборонно-внешнеполитического дискурса Вашингтона, и роли в нем академического сообщества США. В тексте нет ни слова о продвижении экономических интересов и влиянии военно-промышленных элит на процесс принятия политических решений, без которого, как представляется, разговор о "Доктрине Буша" не полон.
Без ПРО никуда
Освещение актуальных тем российско-американских отношений нашло свое воплощение лишь в одной статье февральского номера журнала за 2008г. - "Американская ПРО: Повторение истории или новая перспектива", автором которой является Приходько. В своей статье известный специалист в данной области рассматривает истоки современного этапа американской политики в области ПРО, преемственность стратегической логики и параллели со стратегическими инициативами сорокалетней и двадцатилетней давности. Он дает краткий очерк идейно-политической борьбы в США вокруг идеи национальной ПРО, что позволяет создать более детальное представление об американской позиции по этому вопросу. Кроме того, в статье освещено и современное состояние Московско-Вашингтонского диалога относительно этой болевой точки российско-американских отношений. Примечательно, что сделано это не в идейно-пропагандистской тональности, выбор которой уже стал характерен для многих авторов, пишущих на тему ПРО. Автор статьи весьма удачно реконструирует систему аргументации каждой из сторон, восстанавливает последовательность действий и предложений Белого дома и Кремля, а главное анализирует переговорные стратегии, и их основания, из чего становится понятна логика поведения как Москвы, так и Вашингтона.
Региональное в глобальном
Сильной стороной журнала является анализ двусторонних межгосударственных отношений. Если кто-то заинтересуется вопросом как смертельные враги времен Второй мировой войны стали ближайшими союзниками, или почему формально независимая Япония сохраняет зависимость от США в вопросах обеспечения собственной безопасности, то необходимо обратиться к апрельскому номеру и помещенной в нем статье Носова "США-Япония: Неизменность союза".
В этом же номере в статье "Безопасность Американо-мексиканской границы: опыт пограничной политики США" рассматриваются взаимоотношения США с другим союзным им государством - Мексикой. Необходимо отметить, что американский опыт в этой области может быть крайне полезен для России, поскольку перед ней после распада СССР стоит задача формирования новой пограничной политики, в том числе и по отношению к странам СНГ.
Однако, на страницах этого журнала рассматриваются не только двусторонние взаимоотношения США с союзниками, но и их отношения с конкурентами и противниками в борьбе за мировое влияние.
Так, в мартовском номере журнала в статье Юлдашева "Ирано-американские отношения: История и Современность" рассматриваются первопричины и истоки современных противоречий между США и одной из ведущих стран ближневосточного региона. Автор анализирует ключевых моментов истории взаимодействия Вашингтона и Тегерана с 1979 года. В разделе статьи, посвященной современному этапу ирано-американских отношений, особый интерес представляют выделенные автором четыре модели геополитического устройства регионов Ближнего Востока и Центральной Азии (Исламский полюс стран, Евразийская модель, Евроатлантическая модель, Американо-Евразийская модель).
Как делается внешняя политика
Особого внимания заслуживает крайне любопытная и содержательная статья, посвященная реформированию государственного департамента США в начале 2000-х годов.
Смена внешнеполитической парадигмы с приходом нового хозяина Белого дома в 2000-м году потребовала реформирования главного инструмента внешней политики США - Государственного департамента. Однако это крайне непростая и неблагодарная задача, в силу специфики устройства любого внешнеполитического ведомства. В чем именно заключается специфика Государственного департамента по сравнению с ведомствами, выполняющими аналогичные функции в иных странах, и почему Госдеп - самое сложное и неподдающееся реформированию ведомство прекрасно описано в первой части статьи.
Вторая часть же посвящена анализу новой концепции "дипломатии преобразований" (transformational diplomacy), автором которой стала Кондолиза Райс. Именно ей была отведена неблагодарная работа по решению задачи реформирования ведомства. Главная задача перестройки американской дипломатии Райс видела в том, чтобы Госдеп перешел от информирования Вашингтона о том, что делается в мире, к изменению самого этого мира, стимулируя и подталкивая "цветные революции" в "недемократических" государствах. Смена и демократизация политических режимов рассматривалась как один из главных способов укрепления национальной безопасности США и международной безопасности. В статье описывается замысел и содержание этой концепции, его институциональное воплощение, а также ряд конкретных мер и кадровых решений, потребовавшихся для перестройки Государственного департамента США. Кроме того, в статье представлен анализ основных направлений претворения в жизнь "дипломатии преобразований" и то, какую реакцию эта политика вызвала как в среде кадровых дипломатов в США, так и в странах, выбранных в качестве новых приоритетов этой дипломатической стратегии.
Кроме того, необходимо отметить, что в каждом номере журнала присутствуют статьи узконаправленного содержания, не имеющие непосредственного интереса для широкого круга читателей, но весьма ценные для специалистов, например: "Особенности местного самоуправления в сельских районах США", или "Феномен информационных посредников на американском кредитном рынке", или "Охрана здоровья матери и ребенка в США". …
http://states2008.russ.ru/ssha_v_global_noj_igre/rossijskie_uchenye_o_ssha
Хотелось бы видеть и аналитическую статью о позитивных последствиях признания Республики Лакота)