«Слоненок маленький, на всех не хватит»
Посмотрим на сложившуюся ситуацию с точки зрения мафии, паразитирующей на добыче углеводородов, и мы удим, как США выдавливают Англию из бизнеса по добыче углеводородов, загоняя ее в пучину бесконечной ливийской войны. И ассистирует им в этом росэлитка, бьющаяся за свой кусок нефтегазового пирога
Череда последних событий в разделе глобального контроля за добычей углеводородов, прекрасно иллюстрирует фраза «Слоненок маленький, на всех не хватит».
Великая сланцевая революция, подпалившая Ливию
Для начала отметим, что конкуренция на газовом рынке резко выросла, потому, как в результате произошедшей в США «великой сланцевой революции»,
огромные объемы сжиженного топлива (СПГ), которые раньше импортировались Штатами, стали перенаправляться в другие страны. Отметим, что технология добычи сланцевого газа, варварски разрушающая окружающую природу, возможна только в странах с относительно небольшой плотностью населения, и малодопустима в Европе - крупнейшем газовом рынке. Поэтому не случайно, что в битве за европейский пирог, именно Катар - с помощью Аль-Джазиры, принадлежащей эмиру, как и индустрия по производству сжиженного газа, - стал первым «информационным спонсором» или поджигателем войны в Ливии - своего основного конкурента на европейском рынке углеводородов. Таким образом, просто был уничтожен независимый производитель, не входивший в мировые картели.
С этой точки зрения совсем иначе можно оценивать и
возможные причины и потенциальных бенефициаров от аварии на АЭС в Фукусиме и последующую за ней декларацию об отказе Японии от использования атомной энергетики и переводе производства электроэнергии на сжиженный газ, который, кстати, стали поставлять в т.ч. и из США…
Российская элитка, паразитирующая на экспорте углеводородов и не в состоянии организовать другие производства, чесалась много дольше, но сдала своего «давнего партнера Каддафи» тоже совершенно не случайно.
Тут необходимо вспомнить
Как буквально на днях пресса трубила о том, что партнером крупнейшая российской нефтяной госкомпанией «Роснефть» по освоению арктического шельфа РФ станет американская ExxonMobil. О том, что осваивать Арктику Роснефть будет вместе с ExxonMobil, объявил 30 августа премьер-министр России В.Путин по итогам встречи с руководством обеих компаний в Сочи. В тот же день президент Роснефти Э.Худайнатов и президент ExxonMobil Development Нил Даффин подписали соглашение, предусматривающее стратегическое партнерство сторон при реализации проектов в России, США и других государствах.
Как
отмечается в пресс-релизе «Роснефти», соглашение предусматривает инвестиции в размере около 3,2 миллиарда долларов в геологоразведку и освоение трех участков в Карском море (площадью 126 тыс. км2, ресурсы 50 млн т нефти и 1,8 трлн. м3 газа), а также Туапсинского участка в Черном море (11,2 тыс. км2). В СП российским нефтяникам будет принадлежать 66,7%, американцам - 33%.
В свою очередь, «Роснефть», якобы, получит возможность поработать в Мексиканском заливе и Техасе. Как
написала неоконовская The Wall Street Journal, впервые российскую госкомпанию допустят к энергетическим активам в США, что стало «еще одним свидетельством укрепления отношений между странами»… Э-э-э, простите, Вы тоже слышите пение ангелов?
Между тем, по этому поводу этих песен есть несколько замечаний
Во-первых, добыча нефти в арктическом шельфе - предприятие из серии «бабушка надвое сказала», а вот делиться добычей в Черном море - по крайней мере, опрометчиво. Поскольку нужно учитывать, что -
Во-вторых, в феврале 2011 года ConocoPhillips, одна из крупнейших американских нефтяных компаний, полностью вышла из акционерного капитала «Лукойла» - самой большой в России частной нефтяной компании. В ConocoPhillips, среди прочего, были
разочарованы тем, что в последние годы в России все крупные проекты в нефтяной отрасли «достаются» госкомпаниям. И дело здесь не только в убытках компании в $17 млрд. во время первой фазы кризиса 2008 года. За что была наказана ConocoPhillips, можно только предполагать. Одна из версий - за
тесное общение с Китаем. Между прочим, с той самой крупнейшей китайской нефтяной компанией
CNOOC, которая в 2005 году пыталась купить калифорнийскую Unocal Corp за 18,5 миллиарда долларов, однако сделка развалилась. Конгрессменам не понравилось, что в собственности Китая окажутся энергетические активы США. Поэтому сомнение,
выраженное в The New York Times, касательно «беспрепятственного» выхода «Роснефти» на американский рынок, абсолютно оправдано.
Прожект, касательно «входа Роснефти
в проект Hibernia в Канаде» с запасами в 180 млн. т, где ExxonMobil владеет лишь 33,1%, а остальные доли распределены между Chevron, Suncor, Canada Hivernia, Statoil и Murphy, так же крайне сомнительно. Так что, заявления о «выходе на мировой рынок добычи» пусть останутся в бравурных отчетах специалистов по засиранию общественного сознания.
Еще одной причиной «наказания» ConocoPhillips могло быть слишком тесное общение с ВР - на том же рынке сланцевого газа в США, откуда последовательно выдавливают иностранные компании… Кстати,
глава ConocoPhillips Джим Малва уже заявил, что компания собирается пересмотреть экономику совместного с BP мегапроекта по строительству газопровода с Аляски стоимостью $30 млрд... Вот об этой, наиболее скрытой стороне дела, мы и поговорим
ВР: приказано уничтожить?
Мы все помним, что в начале 2011 года Роснефть планировала осваивать шельф в Арктике совсем не с американцами. В январе госкомпания объявила о масштабном партнерстве с британской BP, согласно которому стороны должны были не только заняться разработкой арктического шельфа, но и обменяться акциями на 17 миллиардов долларов. Для ВР этот проект стал бы значительным прорывом после аварии на буровой платформе в Мексиканском заливе и гигантских финансовых издержек из-за разлива нефти.
Не менее любопытно, что за несколько дней до аварии
зафиксирован массовый сброс акций компании на сотни миллионов долларов. Так «Голдман Сакс» продал 44% своих акций BP (на $250 млн.) Акции слии так же «Wachovia», которой владеет «Wells Fargo» и швейцарский банк «UBS».
Пресловутая «Halliburton» (вторая по величине нефтепромысловая компания в мире, тесно связанная с предыдущей администрацией Бушей и их верного Чейни), всего за несколько дней до инцидента принимавшая участие в операции по цементированию нефтеплатформы на которой случилась катастрофа, купила компанию «Boots and Coots», специализирующуюся на тушении нефтяных пожаров, всего за 20 часов до пожара. В конечном итоге ВР нанял именно «Boots and Coots» для работ по сдерживанию разлива нефти… и т.д.
Но именно тогда ExxonMobil, при одобрении администрации Обамы, выступила с предложением о приобретении BP более чем за $150 млрд («всего» на 100 млрд ниже их тогдашней оценки). Но получила отказ. ВР попыталась сохранить свои 100 млрд., для чего рванула в Россию, где за счет эксплуатации нефтяных месторождений у нее формировалось порядка 25% всей прибыли ВР - абсолютный рекорд и предмет зависти ближайших конкурентов компании по мировой нефтегазодобыче пошла на контакт с «Роснефтью».
Но не так все просто
В мае 2011 анонсированная сделка по слиянию ВР и «Роснефти» по была заблокирована благодаря действию российских акционеров ТНК-ВР, которым принадлежит 50% акций: консорциума AAR - (Alfa Михаила Фридмана, Access Леонарда Блаватника и Renova Виктора Вексельберга), которые заблокировали сделку ВР и «Роснефти», объявив, что она нарушает условия акционерного соглашения ТНК-ВР. В результате «Роснефть» отказалась от альянса с ВР, в подготовке которого принимал личное участие В.Путин, по официальной причине «решив не осложнять себе жизнь». И никто эту прекрасную русскую тройку союзников Кремля не одернул и ни в чем не упрекнул. О, как!
О желании стать партнерами «Роснефти» в Арктике тут же заявили почти все крупные мировые нефтяные компании. Это и англо-голландская Royal Dutch Shell, которая повелая переговоры с Путиным об альянсе на тех же условиях, что предусматривались для ВР. Но в результате была выбрана ExxonMobil, а BP «
осталась в стороне».
Характерно, что для ExxonMobil нынешнее партнерство с «Роснефтью» не настолько уж и важно, как для ВР. Американцы уже и так в течение 15 лет ведут с «Роснефтью» проект «Сахалин-1» в Охотском море (запасы 307 млн. т нефти и 485 млрд м3 газа).
Зато выдавив ВР из мексиканского залива, США перерыли англичанам кран и в Арктике. При таком сужающимся поле нефтедобычи, британские нефтяники начали настойчиво добиваться месторождений в Ливии, попутно вовлекая всех европейцев, включая бесноватого Сарко… США, начавшие партию, вышли из ливийской войны «все в белом», попутно натравив на европейцев Амнистии Интернэшл, проявившую невиданную принципиальность…
Это шахматный эндшпиль по выдавливанию английских партнеров из бизнеса, США решили украсить изящными ударами ногами в пах и по голове.
Российская сторона в образе Шуры Куролесова с гирей в руках начала традиционные для рейдерства «
обыски в представительстве» ВР - по иску «озабоченного тюменского миноритарного акционера, совершенно не связанного с ТНК», при этом оперативное управление ТНК-ВР фактически перешло в руки упомянутого консорциума AAR. Одновременно в США на ВР
подала в суд по делу о защите своей «деловой репутации» все та же наидостойнейшая Halliburton…
Вся эта история выглядела бы забавной, если не одно «но»
Опуская подлое предательство Договора о дружбе и сотрудничестве с Ливией (какие сантименты могут быть у пацанов в серьезном нефтебизнесе?), отметим, что только папуасы допускают чужие компании к разработке своих ресурсов. В чем надобность вложений средств вырученных от продажи углеводородов в экономику США, чтобы потом звать из тех же США инвесторов, объяснить не сможет никто, кроме кукловодов, управляющих росэлиткой - папусов, скачущих «за долю малую» под дудку глобальных хозяев денег. Пока весь этот «бизнес» напоминает старый анекдот - «украсть вагон водки, продать, а деньги пропить»
Какие планы стоит присосавшиеся к госкомпании Роснефть на доходы от потенциальной зарубежной добычи, куда и в какие карманы они пойдут - можно только гадать. Нет сомнения, что в голове росэлитки, почувствовавшей приобщившейся себя к «мировому цивилизованному» громадьё планов: «И друзья, мечтая о том, что они купят, когда станут богачами, вышли из Пасанаура. Ипполит Матвеевич живо воображал себе покупку новых носков и отъезд за границу. Мечты Остапа были обширнее. Его проекты были грандиозны: не то заграждение Голубого Нила плотиной, не то открытие игорного особняка в Риге с филиалами во всех лимитрофах…».
Между тем, нужно всего лишь вспомнить, что теперь «вдвоем на Боливаре» с ExxonMobil осталась именно Роснефть. А ведь еще во время судорожных поисков ВР инвесторов, готовых профинансировать ее невеселое положение после аварии в Мексиканском заливе,
мы предположили, что «скоро увидим, как американские нефтяные корпорации «тихим сапом» (вернее «тихой мексиканской скважиной») возьмут не только углеводородные активы в России, но и обходные пути вокруг нее - все больше подбирая под себя наследие СССР у компрадорских постсоветских элит…».