Израильское ядерное досье

Jun 08, 2010 04:42



Израильское ядерное досье

Британская «The Guardian», обнародовавшая рассекреченные южноафриканским правительством документы о том, что еще три десятка лет назад Израиль вел переговоры с Южной Африкой о продаже в ЮАР ядерного оружия, поставила в повестку дня упорно замалчиваемую проблему: на Ближнем Востоке мы имеем дело не только с «иранским ядерным досье», но еще и с «ядерным досье Израиля».


Американский ученый Саша Поляков-Суранский, исследовавший взаимоотношения между Израилем и Южной Африкой, опубликовал документы, свидетельствующие о переговорах на этот счет между двумя государствами, в своей книге «Негласный альянс: секретный союз Израиля с режимом апартеида Южной Африки», только что вышедшей в США. Автор утверждает, что в 1975 году южноафриканский министр обороны Питтер Виллем Бота обратился к Шимону Пересу, занимавшему тогда аналогичную должность в израильском кабинете министров, с предложением купить у Израиля партию ядерных боеголовок, на что Перес дал положительный ответ.

Самый громкий скандал до сей поры на тему наличия у Израиля ядерного оружия разыгрался в 1986 году. Тогда инженер Мордехай Вануну, работавший на заводе в Димоне, детально описал журналистам газеты «Sunday Times» процесс производства ядерного оружия на объекте. Вануну, занимавший должность младшего техника на секретном ядерном заводе «Махон-2» в пустыне Негев, показал журналистам более 50 фотографий и схем производственного цикла. Из обнародованных Вануну сведений следовало, что Израиль к 1986 году успел накопить до 200 ядерных зарядов. Читатели в возрасте помнят, что Вануну был похищен агентами Моссада в Италии после интервью британским журналистам, и в 1988 году его осудили на закрытом процессе на 18 лет лишения свободы. Теперь уже выйдя на свободу, он остается под неусыпным полицейским надзором. А сделанные им разоблачения продолжали витать в воздухе, оказавшись недостаточными, на взгляд американских экспертов, для того, чтобы спустить на Израиль ООН с МАГАТЭ.

Но вот теперь «джинн» таки вырвался из бутылки. Как следует из документов, приведенных Поляковым-Суранским, Бота и Перес провели встречу, в ходе которой формально договорились о поставках в Южную Африку ракет средней дальности «Иерихон» в комплекте с ядерными боеприпасами. «The Guardian» стало известно, что израильские власти пытались пресечь передачу правительством ЮАР секретных документов по запросу американского исследователя, но им не удалось это сделать.

Первая встреча министров обороны ЮАР и Израиля состоялась 31 марта 1975 года. Перес предложил ЮАР ракеты «Иерихон», способные нести ядерные боезаряды. На переговорах присутствовал начальник генерального штаба армии ЮАР генерал-лейтенант Ричард Армстронг. Генерал в служебной записке по итогам встречи подчеркивал, что ракеты могут быть эффективны только в случае, если будут оснащены ядерными боеголовками.

4 июня того же года Перес и Бота встретились еще раз в Цюрихе. К тому времени план продажи ракет получил кодовое название «Chalet». Как следует из документов, Перес предложил Боте три варианта модификации ракет - с обычной, химической и ядерной боеголовкой. Согласно документам, вооруженные силы режима апартеида хотели использовать ракеты как средство устрашения, а также для потенциальных ударов против соседних государств. И как установил Саша Поляков-Суранский, соглашение не было заключено прежде всего из-за высокой цены, запрошенной Израилем за ракеты. Кроме того, такую сделку должен был одобрить премьер-министр Израиля - в 1975 году этот пост занимал Ицхак Рабин.

В том же году Израиль и Южная Африка заключили соглашение о тесном военном сотрудничестве, которое сразу же было объявлено строго секретным и не подлежащим разглашению.

Свидетельств одобрения сделки со стороны правительства Израиля тех лет журналисты не нашли. Но, как отмечается в статье, в конечном итоге ЮАР создала собственную ядерную бомбу - «возможно, с помощью Израиля». При этом военно-техническое сотрудничество между Израилем и режимом апартеида развивалось, пишет газета, подчеркивая, что Израиль получал уран для своего ядерного оружия из ЮАР. Кроме того, детали «ядерных переговоров» между Израилем и ЮАР подтверждаются бывшим высокопоставленным офицером военного флота ЮАР Дитером Герхардтом, который в 1983-м году попал в тюрьму за шпионаж в пользу СССР.

Подозрения о ядерном сотрудничестве между Израилем и Южной Африкой были и раньше. Но документальное подтверждение их оказалось в распоряжении общественности только сейчас. Как отмечает «The Guardian», рассекреченные в ЮАР документы доказывают не только то, что Израиль собирался снабдить потенциально агрессивный режим апартеида ядерным оружием, но и сам факт того, что израильское государство владеет такими технологиями - при том, что власти Израиля поддерживают некую завесу неопределенности, не отрицая, но и не подтверждая наличие в своем арсенале атомного оружия массового уничтожения.

Вот и теперь администрация президента Израиля выступила с опровержением публикации британской «The Guardian». Канцелярия Шимона Переса распространила опровержение информации, сообщив, что британская газета опубликовала «совершенно неверные данные».

Чуть-чуть отстранившись от Лондона, заметим, что пока администрация близкого друга Израиля Обамы продолжает искать дипломатическое решение проблемы с ядерной программой Ирана, Израиль в последние годы увеличил дальность действия своих бомбардировщиков, вывел в космос сверхсовременные спутники-шпионы и разработал более точную систему бомбометания, пишет «The Washington Times» в связи со скандальной публикацией «The Guardian». По мнению американской газеты, теперь Израиль в силах послать десятки самолетов F-16I и F-15I в иранское воздушное пространство и попытаться вывести из строя многочисленные ядерные объекты.

Однако ВВС Израиля не обладают достаточной огневой мощью, чтобы нанести соответствующие удары по всем важным иранским объектам, сообщает в газете полковник ВВС США в отставке Джон Уорден, планировавший воздушную войну в Персидском заливе. Единственный реальный способ сорвать разработки атомной бомбы в Иране - удар США по электростанциям Ирана, заявил он в интервью. «О готовности Израиля воевать с Ираном, радикальное исламистское руководство которого пригрозило уничтожить еврейское государство, было объявлено в начале мая», - пишет автор, напоминая о выступлении вице-премьера Израиля Моше Яалона в аэрокосмическом институте.

Тем, что у израильской военщины стали длиннее руки, страна обязана, конечно, Вашингтону. Дальние бомбардировщики производства США, специально конфигурированные для борьбы с иранской угрозой, а также самолеты-заправщики, новая система наведения бомб израильского производства и десятки мощных бомб, прозванных «противобункерными», и группировка спутников-шпионов позволяют Израилю размахнуться достаточно широко. Но в Иране имеются не менее двух дюжин ядерных объектов высшей категории, по которым придется наносить множественные удары, и неясно, хватит ли у Израиля бомбардировщиков, считает Джон Уорден.

Ему помогает другой американский аналитик - Джон Пайк. Он считает, что Израилю достаточно вывести из строя ряд уже рассекреченных иранских объектов, а также разбомбить дома, где проживает большинство специалистов-атомщиков.

Оставим на совести американцев их полную готовность решать собственные проблемы чужими жизнями и на чужой земле. Не в последнюю очередь поэтому независимые от американского доллара политики никогда не поддерживали этот «американский блицкриг», расползающийся по миру.

Чаще всего независимые голоса в связи с этим раздаются в Англии. Та же «The Guardian», уже после опубликования статьи о книге Полякова-Суранского, глубоко прошлась по ситуации вокруг «израильского ядерного досье». Как считают британские специалисты, «в основе политики безопасности Израиля давно уже лежит поддержание своей ядерной монополии на Ближнем Востоке. Похоже, Тель-Авив рассматривает эту монополию как собственное «естественное право» - настолько естественное, что оно не нуждается в каком-либо обосновании ни в стране, ни на международной арене».

Формой выражения такой политики вовне как раз и стала намеренно двусмысленная позиция не отрицания и не утверждения своего статуса ядерной державы. Таким образом, израильтяне пытаются избежать дискуссий на эту тему или хотя бы держаться от них в стороне. Однако основное значение расследования истории с израильско-юаровскими контактами по этому вопросу, результаты которого опубликовала «The Guardian», заключается не в том, что оно подтверждает наличие у Тель-Авива ядерного оружия, и не в том, что еще 35 лет назад он готов был поставить такие вооружения другому государству. Вопрос «Есть у них бомба или нет?» давно перестал быть вопросом. И это дает возможность оценивать фундаментальные принципы политического курса не только Израиля, но и США. В том числе и в отношении требований ряда государств, выступающих за превращение Ближнего Востока в безъядерную зону. Для достижения этой цели Израилю требуется теперь ясно заявить о наличии у него ядерных вооружений и проявить готовность к подписанию Договора о нераспространении, связывающего взаимными обязательствами все страны, обладающие ядерным оружием.

Оставив в стороне политическую риторику «кровных союзников» на Ближнем Востоке, следует признать, что сегодня и Вашингтон, и Тель-Авив считают, что Израиль должен оставаться ядерной державой. А вот Ирану ни в коем случае нельзя позволить ею стать. И когда ужесточение ооновских санкций против Тегерана уже стоит в повестке дня, американский «фиговый листок» на израильской ядерной программе уже никак не прикрывает позорное для правительства США двуличие в этом деле.

Осознание факта существования «израильского ядерного досье», таким образом, открывает перспективы для действительного решения проблемы безопасности на Ближнем Востоке.

http://www.fondsk.ru/article.php?id=3076


Previous post Next post
Up