Палец на спусковом крючке Третьей мировой. Часть II (начало
здесь)
Нужно напомнить, что корвет «Чхонан» было потоплен в тот момент, когда проходили совместные военно-морские учения ВМС США и Южной Кореи. При этом:
Во-первых, подлодку КНДР не обнаружили не только противолодочные корабли ВМС Республики Корея (включая противоплодочный корвет «Чхонан», оснащенный мощной подкилевой гидроакустической станцией Signaal PHS-32 голландского производства с активной системой поиска и прицеливания), но и технологически намного более «продвинутые» корабли ВМС США.
Во-вторых, после «успешной атаки» на военный корабль Южной Кореи, мнимая подводная лодка Северной Кореи «ушла абсолютно скрытно», «обманув» системы спутникового слежения, обнаружения и гидролокации флотов США и РК. Да и сейчас, сразу после вспыхнувшего международного скандала, ВМС Южной Кореи вдруг сразу странным образом «потеряли» из поля зрения своих радаров сразу четыре 300-тонных северокорейских субмарины класса Sang-O.
В-третьих, жертвами гибели «Чхонана» стали 46 моряков, среди которых не было ни одного офицера, что в условиях взрыва и последующего затопления на учениях практически невозможно.
Столь же непонятно долгое полуторамесячное молчание южнокорейских властей со дня катастрофы относительно причин гибели корвета «Чхонан№. В числе предварительных версий гибели фигурировали и авария на борту корвета, и подрыв на мине времен Корейской войны 1950-53 гг., хотя не исключался и «северокорейский след». Еще больше смущает атипичное дипломатическое поведение Вашингтона и Сеула после 20 мая. Вместо того, чтобы планомерно отстаивать свою точку зрению и выстраивать четко аргументированную линию доказательств причастности КНДР к гибели «Чхонана», началась настоящая международная истерия с непредсказуемыми амплитудами. Если 21 мая Сеул в чисто милитаристском духе заявлял о грядущем «возмездии» и утверждал, что «Пхеньян заплатит за все», то уже 24 мая южнокорейский МИД резко снижает обороты и начинает говорить о необходимости Пхеньяна «извиниться» и «найти и наказать виновных». После этого Сеул начинает действовать путем чистых провокаций, устанавливая пропагандистские радиопередатчики в демилитаризированной зоне, явно напрашиваясь, чтобы армия КНДР открыла огонь по этим объектам антиправительственной пропаганды.
Примечательно, что по условиям перемирия 1953 года, Республика Корея не имеет права единолично объявлять войну КНДР, но никто не отбирает у нее права на защиту. Поэтому и возникает вопрос: а может быть, просто кое-кому очень хочется спровоцировать Пхеньян историей с «торпедой» на локальный военный конфликт, чтобы выставить его агрессором и расправиться с ним?
Кому выгодна ситуация и кто на самом деле стоял за историей с гибелью злополучного корвета и чьим интересам отвечало раскручивание этого инцидента до уровня «мировой проблемы»? Ни КНДР, ни РК эскалация напряженности не выгодна. Если Пхеньяну оставалось надеяться только на помощь КНР, то для Сеула новый виток напряженности невыгоден особенно, потому что чреват многомиллиардными убытками, потерей экономической привлекательности для инвестиций и серьезным ударом по экономике. Кроме того, только наивный человек мог бы допустить мысль о том, что Южная Корея могла самостоятельно принять столь далеко идущие решения и в считанные дни развернуть масштабную международную кампанию без санкции и поддержки со стороны своего «старшего союзника». Поэтому следует говорить о заранее срежиссированном и слаженном плане действий, который последовательно реализуется. Но шила в мешке не утаить.
Эксперт Russia Today Уэйн Мэдсен, ссылаясь на свои источники в Пекине, заявил, что гибель южнокорейского корвета -
операция самих США. В эфире RT Мэдсен, в частности, заявил, что фрагменты торпеды, найденные на месте крушения «Чхонана» - немецкого производства, хотя Германия не поставляет в КНДР оружия. Эксперт уверен, что происходящее все больше начинает походить на фальсификацию. При этом, как стало известно от источника, близкого к штабу Тихоокеанского флота ВМФ России, настоящей причиной гибели корвета «Чхонан», действительно стало торпедирование, но произведенное не северокорейской подлодкой, а, по всей видимости - одной из новых атомных субмарин ВМС США класса Sea Wolf с помощью малогабаритного подводного аппарата, при этом «Чхонан» был торпедирован нештатной торпедой.
Эта информация расставляет все точки над i и объясняет все странности поведения как Южной Кореи, так и США. Становится понятными и логичными странное «молчание» военных Республики Корея целых два месяца и абсолютная «неуловимость» и «невидимость» северокорейской подлодки, дерзнувшей совершить свою диверсию под самым носом ВМФ США. Это же полностью объясняет отказ включения в состав международной комиссии по расследованию гибели корвета «Чхонан» независимых экспертов. Также получают свое объяснение попытки крайне агрессивной информационной диверсии Сеула против Пхеньяна, несмотря на угрозу начала полномасштабной войны, специально провоцирующие КНДР первой переступить военный Рубикон.
Единственный серьезный геополитический игрок, которому выгодно обострение на Корейском полуострове - это США. Торпедирование «Чхонана» полностью укладывается в логику объявленной Бараком Обамой эпохи «ядерного разоружения», призванную на уровне риторики к ядерному пацифизму, а в реальности - к достижению максимальной управляемости мировыми ядерными арсеналами со стороны Вашингтона. Становится понятно, что под «пацифист» Обама является милитаристом не хуже самых одиозных «неоконов» эпохи Джорджа Буша-младшего, а под ним действует целая команда «архитекторов» нового мирового порядка, которая упорно продолжает делать свое дело в духе «традиционной» политики Вашингтона.
Другое дело, что действительность нынче уже другая, чем та, с которой имели дело предшественники Обамы&Cо. США вынуждены считаться с тем, что своих сил им не сейчас не хватит ни на Иран, ни на КНДР, так как они прочно завязли в Ираке и Афганистане. Поэтому остро встла необходимостью менять тактику «на ходу» и по возможности действовать чужими руками.
Торпедировав «Чхонан», и сфабриковав дело о «северокорейской торпеде», Вашингтон разыгрывает очень серьезную геополитическую партию.
Во-первых, появляется повод под чужим флагом устранить абсолютно внесистемную и враждебную США державу, коей является КНДР. При этом Вашингтон в своих официальных заявлениях относительно ситуации на Корейском полуострове говорит только о «будущих актах агрессии», но фактически не признает таким актом уже свершившееся нападение на «Чхонан». Торпедирование южнокорейского корвета не было признано США ни объявлением войны, ни даже нарушением подписанного в 1953 году перемирия. С одной стороны, это можно расценить, как «осторожность и предусмотрительность» Вашингтона. Между тем, очевидно, что США всего лишь пытаются «сохранить лицо» и переложить бремя инициативы, да и всего военного конфликта на плечи Южной Кореи, чьим солдатам предписано быть основным «пушечным мясом» в новой войнем (хотя авианосная группировка ВМС США Дальнего Востока до сих пор на слабее группировки на Среднем Востоке).
Во-вторых, если эскалация напряженности выльется в «нужное русло», то США тем самым получают хорошую возможность «развести» Китай и КНДР. «Поднебесная» вряд ли обрадуется такой перспективе, но нужно учитывать и ее бизнес-интересы в США. Спланированая военно-политичекая интрига позволит США поставить Пекин перед трудным выбором: с кем он - с северокорейскими «провокаторами» или с «цивилизованным сообществом», «осуждающим действия Пхеньяна». И какой бы из этих вариантов ни избрали для себя китайцы, они неизбежно в проигрыше, поскольку придется либо конфликтовать с Сеулом и Токио, либо идти на осложнение отношений с Северной Кореей. Пока Пекину удается балансировать меж двух огней. В ходе визита в Сеул для участия в саммите восточноазиатской «тройки» премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао упирал на то, что нужно поскорее «перевернуть трагическую страницу» с «Чхонаном» и «действовать ответственно в чувствительном вопросе, чтобы снизить уровень конфронтации на полуострове, сохранить мир и стабильность». Весь вопрос в том, как долго в Пекине смогут удерживаться на этой зыбкой платформе. Кстати, Хиллари Клинтон совсем не зря обмолвилась об «объективной позиции Китая». Уже появилась информация, что за прошедшее время прошел закулисный торг США с Китаем, в числе тем которого обсуждались условия «слива» КНДР.
В-третьих, американские СМИ уже начинают рассуждать о том, что растущая напряженность вокруг Кореи создает благоприятные возможности для продвижения американских военно-политических интересов в регионе, близком к Китаю.
В-четвертых, США и их союзники давно демонстрируют обеспокоенность по поводу усиления китайских ВМС, а ссылки на агрессивное поведение Северной Кореи создают хороший предлог для наращивания гонки вооружений США, Южной Кореи и Японии - что уже и происходит. В Сеуле на днях объявлено о проведении серии односторонних и совместных с США противолодочных и морских учений; усиливается и разведывательная деятельность союзников в акватории Желтого моря. При этом раскручивание «взрывной волны» от «северокорейской торпеды» дополнительно притягивают к США Японию, в последнее время все чаще напоминающую Штатам о неуместности нахождения военных баз США на своей территории. В результате Япония запланировала увеличение своего военного бюджета ина следующий финансовый год, и в рамках новой перспективной программы национальной обороны (на 10-15 лет), принятие которой ожидается. Естественно, «северокорейская угроза» в данном случае выглядит как искусно созданное пугало в то время как скрытая цель - сдерживание Китая, - отнюдь не надумана.
В-пятых, за всей этой сумятицей отошел на задний план ключевой для Корейского полуострова вопрос: какой видится в нынешних условиях судьба шестисторонних переговоров по урегулированию ядерной проблемы. Напомним, что гибель судна произошла именно в те дни, когда начал работать китайский план реанимации шестисторонних переговоров, с которым в принципе согласились все стороны (проведение двустороннего американо-северокорейского контакта на высоком уровне; организация неофициальной встречи «шестерки»; возобновление пекинского диалога в полном формате). В конце марта, в соответствии с первой частью плана, глава северокорейской делегации уже собирался вылететь в США. Теперь ведущие оппоненты Пхеньяна - РК, США и Япония, которые ранее настаивали на безусловном и немедленном возвращении КНДР за стол переговоров и даже предлагали конкретные рецепты решения этого вопроса (напомним о проекте «большой сделки», продвигавшемся президентом Ли Мен Баком), теперь обходят этот вопрос молчанием, как будто он уже не столь актуален, как копание в обломках погибшего корвета.
Злые языки в Вашингтоне сейчас утверждают, что в этом и состоял «дьявольский замысел» Пхеньяна, нацеленный на срыв переговоров. Но логики здесь отсутствует - зачем Пхеньяну было идти на столь рискованную и явно проигрышную комбинацию, когда он в течение полутора лет без особых усилий, не «теряя лица», блокировал возобновление «шестисторонки»?
Ответ здесь прост - как бы не хотелось стратегам Пентагона всерьез «развернуться», США, занятые преимущественно Ираном и Афганистаном, не имеют сейчас ни сил, ни возможности одновременно вести и активные переговоры по ядерной проблеме Корейского полуострова. Многие аналитики считают, что нынешняя команда переговорщиков в лице С. Босуорта откровенно слаба и не располагает четким планом действий по выводу ситуации из тупика и достижению прогресса на переговорах, даже когда КНДР согласилась возобновить свое участие в них. Соответственно, логично возникникла идея заморозить преговорный процесс на неопределенное время под предлогом «провокационного поведения» Пхеньяна, и действовать преимущественно по линии усиления санкционного воздействия на КНДР.
Замораживание шестисторонних переговоров было признано в Вашингтоне оптимальным не только потому, что США не могут распылять свои ресурсы, но и потому, что, согласно внутренним (не публичным) оценкам, и Белый дом, и Пентагон не считают реальной ядерную угрозу со стороны КНДР, ввиду ограниченности и технического несовершенства ее ядерного потенциала, а также отсутствия работоспособных средств доставки. Именно по этой причине инцидент с корветом «Чхонан» был на руку Вашингтону.
В-шестых, США также ставят в довольно неудобное положение Россию, которая так же, как и Китай, имеет особые связи с Пхеньяном и продолжает поставки в КНДР обычных вооружений. Россия, несмотря на свои особые отношения, будет поставлена перед жестким выбором. ПРи этом южнокорейская сторона продолжают активно работать с Москвой, чтобы склонить ее на свою сторону. Президент Медведев в ходе телефонного разговора с Ли Мен Баком заявил, что на данном этапе самое главное установить истинную причину гибели судна и при наличии достоверной информации принять те меры в отношении виновных, которые международное сообщество признает адекватными и необходимыми. В этих целях было решено направить в Южную Корею группу российских экспертов. Понятно, что это промежуточная позиция. Однако важный урок, который предстоит извлечь, состоит в том, что хроническая нестабильность на Корейском полуострове создаёт реальные угрозы российскому Дальнему Востоку. Причины напряженности в межкорейских отношениях коренятся не столько в «непредсказуемости и агрессивности» Пхеньяна, сколько в рискованной политике Сеула - до сих пор находящегося под фактической оккупацией США. Штатам, в период ослабления своих возможностей, чрезвычайно выгодно законсервировать военно-политическую ситуацию, способствующую поддержанию напряжённости в Корее на уровне, который позволит «сдерживать» в этом стратегически важном районе мира и Китай, и Россию. Разжигание конфлита вдали от своих территорий, а то и запуск войны чужими руками, сделает США только сильнее.
Разумеется, вряд ли информация о торпедировании США южнокорейского корвета будет отражена в официальных отчетах. Максимум, что она сможет сделать - это «замять» самый острый вариант развития событий на Корейском полуострове. Но вместе с тем, это станет одной из важнейших точек геополитической бифуркации, после которого станет ясно: окончательно ли Россия солидаризируется с Западом или будет продвигать свою независимую политическую линию.
использовались материалы
http://www.russianews.ru/policy/32347/?print=1 http://www.fondsk.ru/article.php?id=3071