Миссионеры в Китае
Факт ведения сетевой войны против Китая заставляет по-новому осмыслить многие процессы, протекающие в китайском обществе
Отсюда сама собой напрашивается вполне конкретная задача: выявление сегментов американской сети, исследование системы влияний, импульсов и манипуляций в информационной и социальной сферах, а также в иных областях, являющихся приоритетными зонами воздействия в среде «
сетецентричных операций».
Одним из важнейших таких сегментов являются протестантские церкви в Китае. О них мы и поговорим более подробно.
В середине 90-х годов прошлого века в США прошла религиозная конференция протестантских церквей, в ходе которой было принято решение о необходимости активизировать усилия по евангелизации России, Ирана, Китая и Индии. Проект получил условное название «40 -40», где 40-40 -координаты квадрата на карте мира. Инициатором и спонсором проекта выступил Белый Дом. Для чего понадобилась эта программа Вашингтону? Относительно
России, стран СНГ и
Индии мы уже рассказали. Сейчас поговорим о Китае.
С середины 1980-х руководство КНР сосредоточилось на проблемах экономического развития страны, достигнув в этой сфере значительных результатов. Важно отметить, что экономические преобразования в Китае шли параллельно реформам Рейгана в США, и, в известном смысле слова, представляли себе единый комплекс глобальных экономических изменений. Вынос значительной части промышленных производств за пределы США (в значительной степени - в свободные экономические зоны КНР), рост производства в КНР и насыщение дешевыми товарами американского рынка были жестко взаимосвязанным процессом.
Начиная с 1991 года, КНР стал основным партнером США в процессе экономической глобализации, извлекая для себя огромные экономические выгоды. Со своей стороны, США спокойно отреагировали на силовое подавление сторонников китайской «перестройки» на площади Тяньаньмынь и вплоть до конца 1990-х годов не предпринимали против КНР каких-либо информационно-политических спецопераций. В 1997 году произошло знаковое событие - передача Британией Китаю Гонконга, крупнейшего финансового центра Восточной Азии.
Лишь к концу 1990-х годов США поняли, что Китай чрезмерно усилился не только в экономическом, но и в военном отношении - за счет приобретения передовых технологий из СССР. Уничтожение китайского посольства в Белграде в 1999 году рассматривалось как эпизод, символизирующий окончание более чем двадцатилетнего партнерства Пекина и Вашингтона и переход к отношениям «соперничества при сохранении взаимной заинтересованности».
Согласно прогнозам корейского главы Центробанка, к 2040 году Китай, обойдя США, станет ведущей мировой державой с точки зрения объема валового внутреннего продукта (ВВП). Японию же Китай обойдет уже в 2020 году.
США не намерены лишаться своего места ведущей державы, и
намерены активно бороться с «восходящим» Китаем. В политической сфере Америка делает
упор на недостатках политического режима в этой стране, который характеризуется как недемократический, а зачастую и как диктаторский. Тем самым легитимируется использование неэкономических (политических, идеологических, военных) механизмов конкурентной борьбы (которые США, ЕС и Япония не используют друг против друга) в целях ослабления позиций Китая как нового крупного игрока в мировой экономике и политике.
В стратегическом плане Вашингтон рассчитывает на постепенную трансформацию китайской политической системы в демократическом направлении на основе маркетизации и глобализации экономики и вовлечения Китая в мировое рыночное и информационное пространство. На данном этапе, когда правящая в Китае Компартия в условиях постоянно улучшающегося экономического положения страны прочно контролирует внутриполитическую ситуацию, США не делают акцент на подрыв существующей системы изнутри. Однако, они не преминут воспользоваться такой возможностью в случае изменения внутренней ситуации в Китае, связанной, например, с межнациональными или межрелигиозными противоречиями.
Тут мы вплотную подошли к нашей теме: «Сетевые войны с использованием религиозного фактора».
В Китае сосуществуют различные религии, каждому гражданину закон обеспечивает свободу вероисповедания. В Китае более 100 млн. верующих христиан, в более 85 тыс. храмах, костелах, мечетях и других местах отправляются культовые обряды, несут службу около 300 тыс. служителей культа, учреждены более 3 тыс. религиозных организаций, действуют 74 духовных учебных заведения, созданных религиозными организациями. Закон охраняет нормальную религиозную деятельность священнослужителей различных конфессий и нормальное отправление культовых обрядов. Никто не вправе посягать на проводящиеся религиозными общинами ритуалы поклонения Будде, чтения священных книг, воскресные мессы, моленья, проповеди, обряды крещения, ритуалы пострига, соблюдение поста, массовые мероприятия верующих в дни религиозных праздников. Религиозные организации вправе издавать священные книги и выпускать периодические издания, которые распространяются по всей стране, а также за рубежом.
Основные религии в Китае - буддизм, ислам, католицизм и протестантство, традиционная китайская религия - даосизм. В стране есть последователи шаманизма, православия и восточного балийского буддизма. Хуэйцы, уйгуры, казахи, киргизы, татары, узбеки, таджики, дунсяны, салары и баоаньцы исповедуют ислам. Тибетцы, монголы, лобайцы, мэньбайцы, туйцы и юйгуры исповедуют тибетский буддизм (ламаизм). Дайцы, буланы и дэане - приверженцы хинаяны - ортодоксального направления в буддизме. Среди маочан, яотян и иян немало католиков и протестантов. Среди ханьцев есть буддисты, протестанты, католики и даосы.
Буддизм проник в Китай примерно в I веке. В IV веке началось его повсеместное распространение, и вскоре буддизм стал самой влиятельной религией в стране. Ламаизм зародился как одно из ответвлений буддизма и получил распространение в Тибете и Внутренней Монголии. В настоящее время в стране имеются около 13 тыс. буддийских храмов и монастырей. Ислам проник в Китай примерно в середине VII века. В эпоху династии Юань ислам получил особо широкое распространение. В настоящее время в стране действуют свыше 30 тыс. мечетей. Даосизм зародился в Китае во II веке. Последователи даосизма считают своим учителем философа Лаоцзы, а его философский трактат «Даодэцзин» - каноном. В стране более 1500 даосских храмов и монастырей.
Католицизм впервые проник в Китай в VII веке. Протестантство проникло в Китай в начале XIX века. Сейчас в стране имеются 4600 католических костелов и других богослужебных мест, 12 тыс. протестантских церквей и 25 тыс. приходов.
Здесь важно напомнить, что в Китае существует как официально-признанная церковь, находящаяся под контролем государства, так и «подпольная», церковь не желающая идти на компромисс с властью.
Именно об этом сегменте пойдет речь ниже.
Согласно разработанным в проекте «40-40» планам главной опорной базой, с которой будет осуществляться евангелизация Китая, выбрана Южная Корея. Вспомогательной - территория российского Дальнего Востока. И это не случайно. Российские ученые Трофимчук Н.А. и Свищев М.П. изучили миссионерскую деятельность американских и европейских протестантских церквей на Дальнем Востоке.
По оценкам экспертов, прогнозирующих развитие мировой экономики, весьма вероятно, что наступившая новая экономическая эра станет «азиатско-тихоокеанской». В этой связи Запад прилагает разносторонние усилия для сохранения и расширения своего влияние в странах АТР, и миссионеры вновь призваны способствовать претворению в жизнь этих планов. Отчасти «посильный» вклад в реализацию поставленных в этом регионе геополитических задач они уже внесли в Республике Корея. Благодаря активной деятельности американских методистских и пресвитерианских миссий традиционно буддийско-конфуцианское (официальная религия до 1910 г.) государство за несколько послевоенных десятилетий превратилось в страну, 45% населения которой стало исповедывать различные направления христианства.
Новые мировоззренческие ориентиры внедрены в те социальные группы населения, которые представляют наиболее активную и влиятельную часть социума, т.е. среди граждан, проживающих в крупных городах, занимающихся политикой, бизнесом, наукой и, таким образом, составляющих интеллект нации, определяющий приоритеты ее развития. Говорить о случайности столь стремительного поворота в религиозной ориентации корейцев не приходится. Относительно невысокая результативность миссионерской работы на данной территории сохранялась до тех пор, пока на Южную Корею не была возложена функция защиты интересов западной цивилизации в этой части Азиатско-Тихоокеанского региона и она не заняла позицию ключевого регионального союзника США в Юго-Восточной Азии. Начало качественно нового этапа работы миссий относится к периоду Корейской войны (1950-1953 гг.). Несколько десятилетий активной миссионерской экспансии на фоне экономического подъема изменили религиозную идентичность все увеличивающегося по численности и определяющего ориентацию наиболее потенциальной части населения страны - среднего класса. Следует заметить, что решающую роль в этой метаморфозе сыграли протестантские деноминации. В настоящее время, по признанию самих же корейцев, протестанты, составляющие около 35% населения страны, в действительности пользуются «несоразмерно большим по сравнению с числом его членов влиянием». Только в Сеуле насчитывается более 7 тысяч христианских церквей, десять из которых входят в число 20 самых крупных общин в мире, около 65% военнослужащих армии Республики Корея исповедуют христианство. Религиозный фактор оказывает существенное влияние на все стороны жизни корейского общества. Успех деловой и политической деятельности в стране в значительной степени зависит от причастности к той или иной церкви, независимо от ее конфессиональной принадлежности.
В последние годы воплощается в жизнь следующий этап в распространении духовной экспансии западной цивилизации в странах АТР. Для Южной Кореи в этом сценарии отведена явно заглавная роль проводника религиозно-нравственных ценностей Запада в сопредельные страны, в том числе как непосредственно в Россию, так и с использованием ее территории в качестве плацдарма для деятельности в Китае и КНДР. Успешному исполнению этих замыслов способствуют не только позиции, завоеванные христианством на полуострове, но и другие факторы. В частности, экономический рост Республики Корея на протяжении нескольких десятилетий, обусловленный протекционизмом Запада, придал ей уверенность в себе и вызвал стремление исполнить подобающую экономическому потенциалу политическую роль в регионе.
Разнообразные геополитические проблемы Республики Корея, в решении которых миссионеры находят свое место, сказываются на формах и масштабах их деятельности. На протяжении последних лет именно корейские миссии будоражат близлежащие страны своей активностью, которая порой приобретает просто грандиозный размах. Также это находит выражение и в крупнейших христианских форумах, в том числе международных, проводимых в Сеуле.
Практически с первых лет работы зарубежных миссий на Дальнем Востоке России их представители распространили свою деятельность на сопредельные страны - Китай и КНДР. Это произошло сразу же после того, как обосновавшиеся в регионе иностранные пасторы создали себе прочные позиции. Они сами систематически посещают КНР, направляют туда финансовую помощь и регулярно командируют прихожан своих церквей, поддерживая, таким образом, действующие в Китае религиозные общины и поощряя образование новых. Заметную активность в этом направлении проявляют миссионеры «Корейского окружного совета ассамблей Бога в США», «Корейских ассамблей Бога», «Ассоциации пресвитерианских церквей Кореи».
В работе на Китай миссионеры опираются на граждан этой страны, корейцев по национальности, которых целенаправленно готовят в религиозных объединениях, созданных на нашей территории, а также в КНР. После завершения курса обучения выпускники занимаются организацией новых церквей в Китае.
Миссионеры постоянно изыскивают возможности по переправке христианской литературы в Северную Корею и КНР. Существующие каналы функционируют нелегально в связи с действующими в этих странах законодательными актами, которые запрещают ввоз религиозной литературы, изготовленной за рубежом. Здесь же следует отметить, что, например, законодательство Китая накладывает ограничения на деятельность в своей стране зарубежных миссионеров, поддерживая независимость национальных религиозных общин. Во многих своих положениях они не согласуются с международными правовыми актами, требованиями и представлениями западных религиозных кругов относительно религиозных свобод. Китайское правительство вполне логично объясняет это беспокойством по поводу возможного вмешательства во внутренние дела страны через посредство международных христианских институтов. Однако, несмотря на серьезное противодействие китайских властей, многие миссионерские центры работают в Китае, занимаясь нелегальной доставкой религиозной литературы и оказывая финансовую поддержку поместным церквам. В связи с более жестким контролем на границе России с КНДР миссионеры используют канал доставки литературы через КНР, привлекая китайцев, имеющих родственников в Северной Корее.
Определенные надежды по распространению христианства в сопредельных с Россией странах зарубежные миссии связывают с российскими религиозными объединениями. Использование территории РФ для религиозной экспансии в Китай приобрело для них особую актуальность после передачи Гонконга в 1997 году под юрисдикцию КНР. Последний более века был ключевой территорией, с которой осуществлялось проникновение христианства в это крупнейшее азиатское государство. По признанию руководителей Ассоциации пресвитерианских церквей Кореи, значительные финансовые вложения и серьезное внимание к миссионерской деятельности в России осуществляются с целью использования в будущем созданных на ее территории возможностей для ведения миссионерской работы в Китае и Северной Корее. Доступ миссий в эти страны с территории Южной Кореи затруднен в силу сложившихся внешнеполитических взаимоотношений и законодательных ограничений. Более успешно, по их мнению, эта работа может проводиться из России, в частности с территории Дальнего Востока, т.к. россияне исторически пользуются большим доверием и авторитетом в КНДР и КНР.
В рамках реализации планов использования территории России в миссионерской работе в религиозные круги Дальнего Востока по инициативе зарубежных миссий была продвинута идея христианизации Китая под девизом «Иисус Христос сегодня призывает Россию к участию в миссии в Китае».
Евангелист из США П. Мэл рассказывает, что в Китае они сотрудничают с многочисленными неофициальными (подпольными) церквами. Сотни тысяч Библий на китайском языке готовы для отправки в Россию с целью их последующей переправки в Китай.
Многие миссии проявляют заинтересованность в организации радиовещания христианских программ на китайском и корейском языках на КНР и КНДР с территории России. Причем в связи со сложностью получения лицензий на иностранное вещание арендуются местные радиопередатчики, расположенные в приграничных районах. В ночное время увеличивается дальность прохождения волн, что позволяет принимать программы в близлежащих городах соседней страны.
Наиболее активно в работе зарубежных и российских миссий в Китае с территории России используются города Владивосток и Уссурийск Приморского края. Они стали ключевыми пунктами по переправке литературы и подготовке китайских пасторов и лидеров христианских общин.
Главной причиной использования российской территории для евангелизации Китая является тот факт, что за последние годы, согласно данным Министерства юстиции, число зарегистрированных протестантских общин (церквей) на нашем Дальнем Востоке превысило в четыре раза число православных общин.
Основные усилия протестантские миссионеры прилагают к работе с молодежью. Используя значительное количество китайских студентов (десятки тысяч) проходящих обучение в высших учебных заведениях США, Европы, России, стран СНГ миссионеры евангелизируют многих из них.
Приведу в качестве примера информацию из Киева.
«В воскресенье, 24 сентября, китайская баптистская община в Киеве отпраздновала свою четвертую годовщину, - сообщает Христианский Мегапортал www.invictory.org со ссылкой на Христианский Вестник. Больше 100 китайских верующих, которые приняли Христа в свое сердце именно в Киеве, собрались в церкви "Преображение", которая состоит в Союзе Церквей ЕХБ Украины.
Во время служения наши друзья из Китая, страны, которая во всем мире известна притеснениями религиозной свободы, прославляли Бога своими музыкальными талантами и свидетельствами. Они рассказали о том, что, когда члены их церкви возвращаются домой, они становятся там очень активными проповедниками Евангелии. За время существования церкви больше чем 100 китайских студентов приняли водное крещение, и большинство из них вернулись в Китай для того, чтобы нести там свое служение. Инициатором организации китайской церкви в Киеве был американский миссионер Питер Тоум (кто бы сомневался), который приехал в Украину в 1994 г. Он обратил внимание на многих китайских студентов, которые учились в столичных ВУЗах, и также нуждались в Спасителе. И Питер начал работать с ними».
Возвращаются на родину готовые миссионеры из числа граждан Китая наиболее активных в политических и экономических преобразованиях. Значительная их часть становится профессорами в китайских ВУЗах.
Выступая в Лондоне, директор Центра изучения христианства в Восточной Азии при Бирмингемском университете Эдмонд Тан в ходе пресс-конференции, посвященной изданию журнала «China Study Journal», рассказал: «Сегодня уже не секрет, что во многих университетах Китая профессора и студенты создали новый тип «домашних церквей» - так называемые христианские братства».
Согласно информации на одном из сайтов РОСХВЕ численность адептов в «домашних церквах» превысила 50 миллионов. Все они пятидесятники-харизматы. Всего протестантскими миссионерами приобщено к христианству более 100 миллионов китайских граждан.
Китайские власти, в первую очередь спецслужбы, прекрасно осознают новые угрозы безопасности государству от направляемой американцами евангелизации населения и принимают соответствующие меры противодействия этим угрозам.
Из сообщений СМИ накануне Пекинской олимпиады: «В течении последних трех месяцев китайские власти выдворили из страны более 100 миссионеров, прибывших в поднебесную в основном из США. Южной Кореи, Сингапура, Канады, Австралии и Израиля. Некоторым из миссионеров, подвергшихся высылке из страны, не разрешат вернуться в Китай в течение пяти лет.
Христианские группы по всему миру планируют направить тысячи добровольцев для евангелизации Китая, пользуясь преимуществами олимпийского ажиотажа, чтобы избежать обычных проверок. Китайским законодательством запрещено заниматься проповеднической и миссионерской деятельностью на его территории».
Власти КНР провели кампанию репрессий в отношении евангельских христиан, действующих в Китае подпольно. Как сообщила организация «Китайская ассоциация помощи», лидеры баптистов Чжан Гемин (Zhang Geming) и Сунь Цинвэнь (Sun Qingwen) без суда направлены в лагеря трудового исправления в городе Цзинин, провинция Шаньдун, по обвинениям в «использовании зловредного культа для нарушения закона».
Оба христианских лидера получили по одному году «трудового исправления». Одновременно с этим сообщения об арестах пятнадцати подпольных протестантских священников поступили из автономного округа КНР Внутренняя Монголия, провинций Аньхуй и Цзяньсу.
14 июля в городе Удай, Внутренняя Монголия, полиция общественной безопасности ворвалась в дом пастора Фу Пэнту (Fu Pengtu) и задержала четверых протестантов - жену пастора Гао Чинься (Gao Chinxia), пастора ЛЮ Юкана (Liu Yukang), протестанток Сье Яньань (XIE Yanan) и Чень Бинхуэй (Chen Binghui).
Организация сообщает о том, что полиция ворвалась во время занятий в воскресную библейскую школу, где в это время находились около 150 детей, и избила двоих преподавателей, которые были доставлены в госпиталь.
В связи с подобными событиями, а так же в связи с повышенным внимание к Китаю из-за приближающейся Олимпиады - 2008, международные христианские организации призывают христиан во всем мире присоединиться к молитве за китайских верующих.
Естественно, американцы получили (организовали) хороший повод поговорить о свободе вероисповедания и правах человека в Китае.
продолжение в
http://martinis09.livejournal.com/115297.html#cutid1