Жизнь св. Павла Фивейского Пустынника. Блж. Иероним Стридонский.
"...Но во время ночного отдохновения было открыто Антонию, что есть другой монах гораздо лучше его, и что он должен отправиться в путь чтобы видеть этого подвижника. И вот, при первых лучах света, почтенный старец, поддерживая посохом не твердые члены, отправился в путь, сам не зная куда. Уже наступил полдень, и, не смотря на сильный солнечный зной, старец продолжал идти, говоря: "верую Богу моему, что Он покажет мне раба своего, обещанного мне". Но большее этого чудо: Антоний видит странное существо, частью человека, частью коня, которое на языке поэтов зовется иппокентавром [2
]: увидевши его, Антоний осенил чело изображением спасительного знамения. "Эй ты, - сказал он, - в какой части пустыни обитает раб Божий"? Иппокентавр, бормоча что-то варварское, и скорее коверкая, чем произнося слова, при ужасе старца, старался ласково говорить с ним; протянувши правую руку, он указал ему желанный путь, и, бросившись в бег по широким полям с быстротою птицы, скрылся из глаз удивленного старца. Мы ее знаем, представил ли диавол призрачное существо для устрашения старца, или в самом деле в пустыне, обильной чудовищными животными, родятся и такие звери. Антоний, недоумевая и рассуждая с собою о том, что видел, идет далее. Немного спустя, в каменистой долине Антоний увидал небольшого человечка с загнутым носом и с рогами на лбу, а нижняя часть его тела оканчивалась козлиными ногами. Пораженный и этим зрелищем, Антоний, как добрый воин, восприял щит веры и броню надежды. Упомянутое животное принесло ему для дорожного продовольствия пальмовые плоды как бы в залог мира. Увидав это, Антоний остановился и, спросив у неведомого существа, "кто ты"? получил такой ответ: "Я смертный, один из обитателей пустыни, которых прельщенное всякими заблуждениями язычество чтит под именем фавнов, сатиров и кошмаров, давящих во
время сна. Я послан к тебе от своих собратий. Просим тебя, помолись за нас общему Господу, Который, как мы слышали, пришел некогда для спасения мира и во всю землю прошло вещание Его". - Слыша такие слова, престарелый путник орошал лицо обильными слезами, изливавшимися от избытка сердечной радости. Он радовался о славе Христа и о погибели сатаны, и удивляясь, что может понимать речь обитателя пустыни, ударяя жезлом в землю, говорил: "Горе тебе, Александрия, вместо Бога чтущая разные диковины! Горе тебе, град блудницы, куда стеклись злые духи (daemonia) всего мира. Что та скажешь теперь? Звери призывают имя Христово, а ты чтишь разные диковины"! Не успел старец договорить этих слов, как рогатое животное удалилось как бы летучим бегом..."
*В некоторых кодексах читается: онокентавр, в иных Кентавр.
Плиний свидетельствует, что иппокентавры неоднократно были приводимы в Рим и служили предметом зрелища.