"и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили;потом явился Иакову, также всем Апостолам" (1Кор.15:4-7)
Маленькая подробность у ап. Павла, о явлении Христа Праведному Иакову, Своему брату (о чем нам ничего не известно из Четвероевангелий), раскрывается в Евангелии Евреев*, на которое ссылается бл.Иероним Стридонский:
"Также в Евангелии, названном Евангелием Евреев, которое я недавно перевел на греческий и латинский и которое часто использует Ориген, после рассказа о Воскресении Спасителя говорится: Господь же, отдав плащ слуге первосвященника, подошел к Иакову и явился ему. Ибо Иаков поклялся, что не будет есть хлеба с того часа, как он пил чашу Господа, пока не увидит Его восставшим, из спящих (мертвых). И далее: Принесите, - сказал Господь, - стол и хлеб. И затем: Взял хлеб и благословил, и преломил, и дал Иакову Праведному и сказал ему: Брат Мой, ешь хлеб свой, ибо восстал Сын Человеческий из спящих".
блж.Иероним Стридонский "О знаменитых мужах"
"При жизни Иисуса Христа Его братья не принадлежали к числу учеников Его и относились недоверчиво к своему Брату, что видно из Мр. 3:21.
Когда Господь Иисус Xристос был схвачен, обвинен в государственной измене и богохульстве и предан всенародной позорной казни, тогда, казалось бы, более чем когда нибудь Его братья должны были отвернуться от Него, отречься, как теперь отрекаются дети от своих родителей-лишенцев. А между тем происходит обратное: всего чрез 50 дней после крестной смерти их Брата они вместе с Марией, Матерью Его, и учениками Его участвуют в торжественном собрании, когда все они получили благодать Святого Духа ("Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с [некоторыми] женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его" Деян. 1:14). Это значит, что в промежутке между крестной смертью Христовой и днем сошествия Святого Духа произошло какое-то событие исключительной важности и убедительности для братьев Христовых, которое совершенно перевернуло их отношения к проповеди Его и заставило признать в Нем Мессию, приняв на себя и весь смертельный риск такого исповедания.
Таким событием, перевернувшим всю жизнь и убеждения братьев Господних, было, несомненно, явление воскресшего Христа Его старшему брату Иакову, о чем свидетельствует апостол Павел (1 Кор. 15:7). Спустя много лет Иаков Праведный, старший из четырех братьев, перед всем народом исповедал Иисуса Христа, как истинного Мессию Сына Божия, и сброшенный за это с кровли храма, был забит до смерти. Апостол Иаков написал соборное поглание и составил первую литургию."
(В.Ильенко) -----------------------------------------------------------------
*Евангелие евреев.
Текст Евангелия евреев не сохранился, известны только отдельные фрагменты его в цитатах у древних церковных писателей. Блж. Иероним упоминает мнение «многих», почитающих его подлинным Евангелием от Матфея. Возможно поэтому, что речь идет о неизвестной версии, основанной на записанных Матфеем Логиях (Речениях или Беседах) Христа. Было написано по-еврейски и Иероним сообщает, что переводил его на греческий. Евангелие евреев цитируется, кроме блж. Иеронима, свт. Папием Иерапольским, Оригеном, свт. Климентом Александрийским, Евсевием.