Ἡράκλειτος ὁ Ἐφέσιος...

Nov 13, 2012 19:33


Гераклит, сын Блосона (или, как говорят некоторые, Геракионта), эфесец

был в расцвете в шестьдесят девятую олимпиаду [504-501 гг. до н. э.].

он говорит: “Многознание уму не научает, а не то научило бы Гесиода и Пифагора, равно как и Ксенофана с Гекатеем” Ибо “Мудрым [Существом] можно считать только одно: Ум, могущий править всей Вселенной” Гомер, по его словам, заслуживал того, чтобы его выгнали с [поэтических] состязаний и высекли, да и Архилох тоже.

“своеволие надо гасить пуще пожара”

“Среди нас никто да не будет наилучшим, а коли есть такой, быть ему на чужбине и с другими”.

Удалившись в святилище Артемиды, он играл с детьми в кости (астрагалы), а обступившим его эфесцам сказал: “Что удивляетесь, негодяи? Не лучше ли заниматься этим, чем с вами участвовать в государственных делах?”.

Впав под конец в человеконенавистничество и став отшельником, он жил в горах и питался травами и растениями. Заболев от этого водянкой, он спустился в город и, говоря загадками, спрашивал у врачей, могут ли они из ливня сделать засуху. Они не поняли, а он закопался в коровнике, надеясь, что тепло от навоза испарит влагу [из его тела]. Ничего не добившись и этим, умер шестидесяти лет от роду.

С детства он был чудаком: в молодости говаривал, что не знает ничего, а повзрослев - что знает все.

Он не был ничьим учеником, но, по его словам, выпытал самого себя и узнал все от себя самого.

По сообщениям некоторых, он был учеником Ксенофана.

Книга “О природе”, а разделена на три главы: о Вселенной, о государстве и о богословии.

Нарочно написав ее понепонятнее, чтобы она была доступна только способным [ее понять] и не стала предметом пренебрежения со стороны черни.



Воззрения его в общих чертах таковы.
  • ·         Все состоит из огня и в огонь разлагается.
  • ·         Все происходит согласно судьбе, и все сущее слажено в гармонию через противообращенность.
  • ·         И все полно душ и божеств (демонов).
  • ·         Солнце по величине таково, каким кажется.
  • ·         “Границ души тебе не отыскать, по какому бы пути [=в каком бы направлении] ты ни пошел: столь глубока ее мера.
  • ·         Воображение он называл падучей и говорил, что зрение лжет.
  • краткость и весомость его стиля несравненны.

Частности его учения таковы.

Огонь - первоэлемент
  • все вещи - обменный эквивалент огня - возникают из него путем разрежения и сгущения. Впрочем, ясно он не излагает ничего.
  • Все возникает в силу противоположности
  • все течет подобно реке Вселенная конечна, и космос один
  • космос рождается из огня и снова сгорает дотла через определенные периоды времени, попеременно в течение совокупной вечности (зон), происходит же это согласно судьбе.
Та из противоположностей, которая ведет к возникновению [космоса], называется войной и распрей а, что к сгоранию (экпирозе) - согласием и миром, изменение - путем вверх-вниз, по которому и возникает космос:
  • ·         Сгущаясь, огонь увлажняется и, сплачиваясь, становится водой; вода, затвердевая, превращается в землю: это путь вниз.
  • ·         Земля, в свою очередь, снова тает [~ плавится], из нее возникает вода, а из воды - все остальное; причины почти всех [этих] явлений он возводит к испарению из моря: это путь вверх.
  • ·         Испарения происходят из земли и из моря, одни светлые и чистые, другие темные: огонь возрастает за счет светлых, влажное начало - за счет темных.

В небосводе имеются “чаши”, повернутые к нам вогнутой стороной; скапливаясь в них, светлые испарения образуют сгустки пламени, это и есть звезды:
  • ·         Самое яркое и самое горячее - пламя Солнца
  • ·         остальные звезды дальше отстоят от Земли и поэтому слабее светят и греют
  • ·         Луна, находясь ближе к Земле, движется не через чистое пространство
  • ·         Солнце же находится в прозрачной и беспримесной [области] и удалено от нас на умеренное расстояние, поэтому оно сильнее греет и светит.
  • ·         Затмения Солнца ежемесячные изменения очертания [ = фазы] Луны - от того, что [ее] “чаша” понемногу поворачивается вокруг своей оси.

Смена дня и ночи, месяцев, времен года и лет, а также дожди, ветры и тому подобные явления вызываются различными испарениями:
  • ·         Так, светлое испарение, воспламенившись в круге Солнца, вызывает день, а преобладание противоположного ему порождает ночь.
  • ·         Возрастание тепла от светлого [испарения] вызывает лето
  • ·         избыток влаги от темного производит зиму.
  • О Земле же - какова она - он ничего не говорит а о “чашах” тоже. Таковы были его воззрения.


Текстология Гераклита
  • Некий Кратет  якобы это он, [а не Сократ] сказал «для этой книги нужен делосский ныряльщик, чтобы в ней не утонуть».
  • «Текст Гераклита трудно интерпретировать»  (АРИСТОТЕЛЬ. Риторика, III, 5. 1407 b 11)
  • “Что понял - великолепно, чего не понял, думаю, тоже, а впрочем, нужен прямо-таки делосский ныряльщик (чтобы не утонуть)”. (Сократ)
  • «Не похвалил бы я его [Гераклита] и за то, что он спрятал свою поэму[?] в храме Артемиды, чтобы она была обнародована впоследствии таинственным образом… трагик Еврипид, … постепенно выучил ее наизусть и отменно передал Гераклитову тьму.»  (ТАТИАН. Послание к эллинам, 3)
  • «мы найдем еще тьмы и тьмы загадочных речений философов и поэтов, поскольку даже целые книги выражают смысл, вложенный в них сочинителем, в прикровенном виде, как, например, книга Гераклита “О природе”, за что он и получил прозвище “Темный”». (КЛИМЕНТ АЛЕКС. Строматы)
  • «Мы слышим, как богословы - одни в стихах. [= Орфей], другие в прозе [= Гераклит] - утверждают и поют...» (ПЛУТАРХ. О дельфийском Е)

color:red">Легенда о плачущем философе
Гераклит из Эфеса
  • 1.       оплакивал все, осуждая невежество всей жизни и всех людей, но испытывая жалость к жизни смертных.
  • 2.       Он утверждал, что сам знает все, а другие люди - ничего.
  • 3.       утверждал, что начало всего - вражда и любовь
  • 4.       бог - это умный огонь, что все движется в противоположных направлениях и ничто не стоит.
  • 5.       пространство вокруг нас полно зла, причем зло простирается от околоземного пространства до Луны, а дальше не заходит, поскольку все надлунное пространство чище
  • 6.      " Высказывания его почти во всем согласны с Эмпедоклом."

Ипполит.
  • 1.       жизнь человеческая несчастна в полна слез, и нет в ней ничего, неподвластного смерти;                                                                  потому-то я вас жалею и плачу
  • 2.       настоящее мне не кажется великим, а уж будущее и вовсе печально - я разумею мировые пожары и погибель Вселенной.  Об этом я и плачу
  • 3.       а еще о том, что нет ничего постоянного, но все смешано как в болтанке (кикеоне) и одно и то же: удовольствие-неудовольствие, знание-незнание, большое-малое - [все это] перемещается туда-сюда и чередуется в игре Вечности (Эона).
  • 4.       - А что такое Вечность? - [Гер.] Дитя играющее, кости бросающее, то выигрывающее, то проигрывающее.
  • 5.       - А что такое люди? - [Гер.] Смертные боги.
  • 6.       - А боги? - [Гер.] Бессмертные люди.

ЛУКИАН. Продажа жизней

·         «На мудрых вместо гнева находили: слезы - на Гераклита, смех - на Демокрита.»

СОТИОН у Стобея, III, 20, 53

·         «Гераклит всякий раз, как выходил на люди, плакал, а Демокрит смеялся: одному все, что мы делаем, казалось жалким, а другому - нелепым.»

СЕНЕКА. О спокойствии духа, XV, 2

·         «Гераклит всякий раз, как выходил на люди и видел вокруг себя столько дурно живущих, а верней, дурно погибающих людей, плакал и жалел всех, кто сам себе казался радостным и счастливым... Демокрит, говорят, напротив...»

(ОН ЖЕ. О гневе, II, 10, 5)

ФРАГМЕНТЫ


      «Эту-вот Речь (Логос) сущую вечно люди не понимают и прежде, чем выслушать [ее], и выслушав однажды. Ибо, хотя все [люди] сталкиваются напрямую с этой-вот Речью (Логосом), они подобны незнающим [ее], даром что узнают на опыте [точно] такие слова и вещи, какие описываю я, разделяя [их] согласно природе [=истинной реальности] и высказывая [их] так, как они есть. Что ж касается остальных людей, то они не осознают того, что делают наяву, подобно тому как этого не помнят спящие.»

СЕКСТ ЭМПИРИК. Против ученых, VII, 132

ü       Гераклит говорит, что все делимое неделимо, рожденное нерожденно, смертное бессмертно, Слово - Эон, Отец - Сын, Бог - справедливость... [следуют фр. 26/50 и 27/51]. О том, что Слово существует вечно, всецело и всегда сущее, он говорит так: “Это-вот Слово сущее вечно... как они есть”. О том же, что оно есть ребенок, всецело и навеки вечный царь всего сущего, он говорит так... [следует фр. 93/52].»

ИППОЛИТ. Опровержение всех ересей, IX, 9, 1

ü     Это и был тот самый “Логос вечно сущий, согласно которому происходило [все] происходящее”, как, вероятно, признал бы Гераклит и как - клянусь Зевсом! - признает варварский богослов [=Евангелист Иоанн] ...»

АМЕЛИЙ у Евсевия, Приготовление к Евангелию

ü       " И если тебе будет угодно привести знаменитое речение “Имеющий уши слышать да слышит” {Евангелие от Матфея, 11, 15; Евангелие от Луки, 8, 8; 14, 35 и т. д.}, то обнаружишь его у Эфесца в следующем виде:“Те, кто слышали, но не поняли, глухим подобны: „присутствуя, отсутствуют", - говорит о них пословица”.

КЛИМЕНТ АЛЕКС. Строматы, V, 115, 3 [после фр. 104/33 DK]

«Большинство [людей] не мыслят [~воспринимают] вещи такими, какими встречают их [в опыте] и, узнав, не понимают, но воображают [~грезят]”, по словам славного Гераклита. Не кажется ли тебе, что и он тоже порицает неверующих?»

КЛИМЕНТ АЛЕКС. Строматы, II, 8, 1

ü       " Всегда помнить Гераклитово ... что “и с чем они в самом непрестанном общении {с логосом, управляющим всеми вещами}, с тем они в разладе” , и с чем сталкиваются ежедневно, то им кажется” незнакомым»

МАРК АВРЕЛИЙ, IV, 46 [после фр. 69bV71 DK]

ü       "Гераклит явные вещи ценит в равной мере с неявными, исходя из того, что явное и неявное образуют некое единство [следует фр. 9/54 DK] ... и “что можно видеть, слышать, узнать (т. е. органы чувств), то я предпочитаю”, - говорит он, отдав предпочтение явному перед неявным"

ИППОЛИТ. Опровержение всех ересей

" Природа наделила нас как бы двумя орудиями [~органами], с помощью которых мы все выведываем и удовлетворяем наше любопытство, - зрением и слухом, причем зрение, по Гераклиту, намного достовернее: “Глаза - более точные свидетели, чем уши”...

ПОЛИБИЙ, XII, 27,

Природа любит прятаться.

·         “According to Heracleitus, our nature {a tree} likes to hide itself”.

ФИЛОН АЛЕКС. Вопросы на “Книгу Бытия”

·         «По-моему, колодец - символ науки, ибо природа ее не на поверхности, а в глубине и не лежит у всех на виду, а любит прятаться где-то в незримом месте.»

ОН ЖЕ. О сновидениях, I, 6

·               «Природа, согласно Гераклиту, любит прятаться, и уж тем более творец природы...»

ФЕМИСТИЙ. Речи, 5, 69 В

·         «Ибо природа любит прятаться и сокровенная сущность богов не терпит того, чтобы ее грубо открывали нечистому слуху в обнаженных выражениях»

ЮЛИАН. Речи, 7, 2

·         «О том же, что [Всеобщий Отец] сокрыт, незрим, неведом людям, он говорит так: “Тайная гармония лучше явной”. Он одобряет и предпочитает познаваемости непознаваемость и незримость Его силы»

ИППОЛИТ. Опровержение всех ересей, IX, 9, 5

·         «Гераклит ценит явное наравне с тайным, исходя из того, что явное и тайное образуют некое единство. Так, он говорит: “Тайная гармония лучше явной”, и “что доступно зрению, слуху и т. д.”»

Там же, IX, 10, 1

·         «Каково это разделение и что есть Святой Дух, мы покажем в главах о пророчестве и о душе. Но сокровенные глубины знания (гносис) я буду скрывать, изумленный их невероятностью, по словам Гераклита: ведь они “ускользают от познания по причине невероятности”»

КЛИМЕНТ АЛЕКС. Строматы, V, 88, 4

философия, конспекты

Previous post Next post
Up