Некоторые мысли об апологии экуменима (тема ещё открыта) ...

Jan 21, 2011 14:39

Некоторые мысли об этом - "что за правду мне сказать, чтоб в глаза тебе солгать".


Здравствуйте уважаемая А.! Я попытаюсь Вам ответить на Ваши вопросы, хотя это потребует с Вашей стороны некоего старания понять, о чём я говорю. Так как сейчас очень распространёно просто спорить без старания понять о чём говорит человек, так сказать спор ради спора. Я же надеюсь, что Вы искренне ищете Истину, и мы будем стараться понимать друг друга.
Отец Андрей как всегда на высоте со своими подборками цитат, правда есть ещё много примеров лояльности святых отцов к еретикам, которыми можно дополнить его апологию.

Например, когда свт. Игнатий Брянчанинов был архимандритом в Сергиевой пустыне (возле Питера), был такой случай:

"В Великий пост 1839 года Андрей Николаевич Муравьев74, служивший тогда в Синоде за обер-прокурорским столом, приехав к архимандриту в пустынь, известил его, что французский посланник при Русском дворе Барант (католик) желает быть в наступающее воскресенье в монастыре и присутствовать при богослужении.
Муравьев просил архимандрита принять его с возможной приветливостью и даже показать ему, ознакомить его с внешним строем православно-монастырского быта. В этих видах был нарочно приготовлен на братской общей трапезе обед, хотя без рыбы, но такой, чтоб иностранный гость не затруднился принять в нем участие.

В воскресенье жданный гость приехал с сыном своим и двумя другими спутниками из лиц, состоявших в посольстве. Их сопровождал Муравьев. Все иностранцы стояли во время богослужения благоговейно, после литургии прошли в келию настоятеля, где посланник расспрашивал архимандрита об истории монастыря, о его уставе, о некоторых обрядах при священнодействии в литургии, причем с свободой выразил свое мнение, что наша Церковь ближе к древней, чем римско-католическая.

Приглашенный к обеду, Барант последовал за настоятелем в трапезу, где по обычной молитве сел и он за общим братским столом на предложенное ему место по правую руку архимандрита, кушал охотно и, когда встали из-за стола, после затрапезной молитвы, весьма благоговейно поклонился братии, благодарил в самых теплых выражениях настоятеля за радушный прием и отбыл из монастыря, весьма довольный всем, что видел и слышал."

Еще Великий Макарий Египетский показал любовь свою не только к еретикам, но и к язычникам:
"Некий инок встретил однажды на своем пути языческого жреца, несшего тяжелое бревно. «Ах, ты, диавол», - набросился инок с упреками на язычника. Жрец пришел в ярость, бросил бревно и избил монаха до полусмерти. Через некоторое время тот же жрец повстречался с преподобным Макарием Великим, который, видя его тяжелую ношу, приветствовал его с любовью, как труженика. Тот изумился: «Только что твой ученик, отче, надругался надо мною, а ты приветствуешь меня!» Язычник умилился сердцем и уверовал в истинного Бога." (Житие прп. Макария Египетского). Но означает ли это, что прп. Макарий пошел бы молится с ним в идольское капище?

Моё видение межконфессиональных проблем и диалогов совпадает с высказыванием свт.Игнатия:

"Словопрение - самое слабое оружие против еретиков, оружие более вредное, нежели полезное. Оно делается таким сообразно свойству душевного недуга - ереси. Гордая ересь не терпит обличений, не терпит побеждения. От обличений она ожесточается; от побеждений приходит в неистовство. Это доказали бесчисленные опыты. Побеждается ересь кротким увещанием; еще удобнее - молчаливым приветствием, смирением, любовию, терпением и долготерпением, молитвою прилежною, исполненною соболезнованием о ближнем и милосердием к нему. Ересь не может быть побеждена человеком, потому что она изобретение, начинание демонское. Победителем ее может быть един Бог, призванный к борьбе с нею и к поражению ее смирением человека пред Богом и любовию этого человека к ближнему.
Желающий успешно сражаться против ереси должен быть вполне чужд тщеславия и вражды к ближнему, чтоб не выразить их какою насмешкою, каким колким или жестким словом, каким-либо словом блестящим, могущим отозваться в гордой душе еретика и возмутить в ней страсть ее. Помазуй струп и язву ближнего, как бы цельным елеем, единственно словами любви и смирения, да призрит милосердый Господь на любовь твою и на смирение твое, да возвестятся они сердцу ближнего твоего и да даруется тебе великий Божий дар - спасение ближнего твоего. Гордость, дерзость, упорство, восторженность еретика имеют только вид энергии, в сущности они - немощь, нуждающаяся в благоразумном соболезновании. Эта немощь только умножается и свирепеет, когда против нее действуют безрассудною ревностию, выражающеюся жестким обличением...".
Надо сказать, что сам святитель Игнатий был очень однозначным в суждении о католиках и всё же пустил католического посла на литургию. Но о чём нам это говорит? Или взять тот же пример свт. Николая Японского: надо понять почему он так мыслил и так поступал. А из его писем очень хорошо видно, что он был брошен своими собратиями - православными и оказался в языческой среде буквально один:
- «Духовенство - много ли в нем ценного в очах Божиих? Хоть в микроскопическом виде, и я имею опыт сего: 35 лет жду миссионера сюда, прошу, ищу его и - нет! Четыре академии в 35 лет не могут дать ни одного миссионера! Чудовищно! Дальше что?.. Да что! Не смотрел бы на свет Божий! Перо падает из руки» (Запись в дневнике от 1 ноября 1904 года)17.
- «Вот у них миссионеров не оберешься: куда захочешь и сколько захочешь- с избытком! Должно быть, еще чрез тысячу лет и в Православной Церкви появится сколько-нибудь подобной живости. А теперь она - птица об одном крыле» (Святитель Николай Японский. Запись в дневнике от 14 января 1904 года).

Когда человек не видит поддержки у своих, но видит старания других христиан (неправославных), он, конечно, видит в них собратий, хотя и заблуждающихся: "Говоря о язычниках, как мы можем забыть о еще более близких нам, чем они, заблуждающихся наших братьях - католиках и протестантах? Проведши 20 лет за границей, я видел немало весьма благочестивых католиков и протестантов: но между этими благочестивыми людьми, иногда высокообразованными, не встретил ни одного рассуждающего в религиозных вопросах последовательно...Благочестивые католики и протестанты обыкновенно с усердием исполняют то, что их религия дает чисто-божественного, о человеческих же измышлениях, включенных в число догматов, избегают и говорить, по инстинктивной наклонности к охранению своих верований. Господь да спасет их! Свое доброе чувство к ним я доказал на деле тем, что, в продолжение восьми лет живя в городе, где были католики и протестанты и ни одного патера и пастора, с любовью исполнял по их просьбам все требы, какие мог без нарушения наших церковных правил. Не об обращении таких я говорю - они и теперь безсознательно православные; я говорю о тех началах в католичестве и протестантизме, которые делают католичество и протестантизм неправославием".

Святитель Филарет Вознесенский, первоиерарх зарубежной Церкви, осудивший экуменизм как ересь и предавший её анафеме говорил:

«Помните: мы не судимъ католиковъ и не утверждаемъ, что все они - погибнутъ для будущей вечной жизни. Но если православный уходитъ въ католичество - онъ рискуетъ погибнуть навеки, ибо чистую воду Православія меняетъ на более мутную воду католичества. У католиковъ много истины, они христіане, веруютъ въ Господа Іисуса Христа Спасителя нашего. Но у нихъ къ Божіей правде примешались человеческія заблужденія…».

"...само собой разумеется, что рядовые христиане - католики или лютеране, члены неправославных религиозных общин, не могут быть названы отступниками или еретиками - исказителями истины. Они вырастают, воспитываются и живут в своей вере по наследству и традиции, так же, как большинство из нас, православных; в их жизни нет момента личного, сознательного отступления от Православия. И Господь, «всем хотящий спастися» и «просвещающий всякого человека, грядущего в мiр» (Ин. 1:9), несомненно, Своими путями и их ведёт ко спасению."(свт.Филарет Вознесенский)
Может, это призывы святителей посещать еретические службы или наоборот быть полностью открытыми для еретических и раскольнических конфессий вплоть до сопричастия? Едва ли это призывы идти к ним в церковь, думаю, это говорила любовь в них, любовь к людям, но не к ереси. Как часто люди делают ошибки и падают в крайности. Святые же отцы оставляли место для исключений, по промыслу Бога: "Чин действий промысла отличается от обыкновенного чина человеческого. Ты же держись общего чина. Если предварит в тебе благодать, то сие - её дело; если же нет, то путем, обычным для всех людей, постепенно восходи на вершину духовной башни". Нельзя исключения делать правилом. Ещё Конфуций говорил, что "середина есть точка, ближайшая к мудрости; не дойти до нее - то же самое, что ее перейти". Не нужно крайностей. Ми не говорим, что все инославные погибнут, но и слову "ересь" нужно знать свою цену. Нужно держаться общего чина, но всегда оставлять место для частных особенностей и не быть узколобым и однозначным, в истории не всё просто.
Мы ведь можем всякий грех оправдать изречениями святых отцов, ибо история полна исключениями. Так например, грех курения - не будем называть грехом и все начнём курить подражая святым: «Вечером скучно было и хотелось курить, а, между тем, бросил с воскресенья - более чем двадцатилетнюю привычку не легко бросить» (Святитель Николай Японский. Запись в дневнике 1.04.1880 // Праведное житие и апостольские труды святителя Николая, архиепископа Японского, по его своеручным записям. СПб., 1996. Ч. 1. С. 241.). Тоесть, большую часть своей жизни святитель курил. Что не мешало ему быть истинным Христовым апостолом. Ну, а уж отношение последнего русского императора к курению всем известно. Свт. Феофан Затворник тоже считал, что курение не грех: «Курить или не курить есть дело безразличное, по крайней мере наша и общая совесть считает это таким. Но когда некурение связывается обещанием, тогда оно вступает в нравственный порядок и становится делом совести, неисполнение которого не может не мутить ее. На что вязать ее обетом? Говорить надо: "Постой, дай-ка попробую бросить, Бог даст, слажу". Встречали ли вы у старцев совет: не вязать себя обетом? Вот таких именно дел это касается» [Святитель Феофан Затворник. Собрание писем. М., 1898. Вып. 2. С. 240]). Но вместо апологий курению, не лучше ли бороться против этого греха, поскольку всё что вредит человеку это грех, но и осуждать за это людей которые курят не стоит.
Отец Андрей приводит все эти мысли и цитаты не отвечая и увиливая от самого главного вопроса - кто из святых воздвигал идолов своими руками и причащал иноверцев? Или кто молился перед идолом Будды? Ведь осуждение экуменизма это не осуждение простого разговора или совместной трапезы с еретиком, это осуждение совместного сослужения и сопричастия, этого отцы не допускали никогда и нигде. Говорил ли кто из святых отцов, что иудеи поклоняются тому же Богу, что и мы, как говорил это патр.Кирилл? Эти вопросы д. Андрей, как и профессор Осипов не затрагивает и этим оправдывает их, мне понятно почему, более того они это оправдывают выдёргивая из контекста истории выгодные им факты, а это не позволяет взглянуть на вещи объективно. Воистину история - это инструмент, который каждый подминает под себя.
Не надо путать умеренной лояльности к еретикам с духовной проституцией.

Вот некоторые мои мысли по этому поводу.С любовью во Христе гр.М.

экуменизм, история, мысли

Previous post Next post
Up