Μέγας Βασίλειος Καισαρείας...

Nov 06, 2010 14:16


Письмо 88 (92). К италийским и галльским епископам (дополнение этого)

... Догматы  благочестия  извращены,  уставы  Церкви  нарушены; любоначалие людей, не боящихся Господа, кидается за начальственными должностями и председательство въявь уже предлагается в награду  за нечестие; потому кто произносил более  тяжкие  хулы,  тот  предпочтительнее  других  избирается  на  епископство  в  народе; исчезла  сановность  священническая;  мало  людей,  пасущих  стадо  Господне  разумно: сбереженное  для  бедных  честолюбцы  непрестанно  тратят  на  свои  удовольствия  и  на раздачу подарков; не видно точного исполнения церковных правил; много стало свободы грешить,  ибо  достигающие  начальства  человеческим  усердием  в  благодарность  за  сие самое усердие воздают тем, что все дозволяют в угодность грешащим. Погиб правдивый суд;  всякий  ходит  по  воле  сердца  своего;  порок  не  знает  себе  меры;  народ  не  слушает увещаний; в предстоятелях недостает дерзновения, потому что приобретшие себе власть чрез  людей  стали  рабами  оказавших  им милость. У  иных  придумано  уже  и  оружие  для междоусобной  брани,  именно  защита  православия,  и,  прикрывая  частные  свои  вражды, выставляют на вид, что враждуют за благочестие. А другие, отклоняя от себя обличение в самых гнусных делах, доводят народ до неистовства, поощряя к взаимным спорам, чтобы общими  бедствиями  прикрыть  свое  худое  состояние. Поэтому  брань  сия  непримирима: сделавшие худое страшатся общего мира, потому что он обнаружит «тайная» их «срама». Сверх  этого  неверные  смеются,  маловерные  колеблются;  вера  сомнительна,  неведение проливается  в  души, потому  что  злонамеренно  искажающие  учение  подделываются  под истину. Молчат  уста  благочестивых,  развязан  всякий  хульный  язык,  святое  осквернено; здравомыслящие  в  народе  бегут  от  молитвенных  домов  как  от  училищ  нечестия  и  по пустыням со стенаниями и слезами подъемлют руки к Небесному Владыке. Конечно, и до вас  достигло,  что  делается  в  большей  части  городов:  народ  с  женами,  детьми  и  даже старцами  вне  городских  стен,  под  открытым  небом  совершают  молитвы,  с  великим терпением перенося страдания от воздушных перемен и ожидая себе помощи от Господа. Какой  плач  соответствен  сим  бедствиям?  Какие  источники  слез  будут  достаточны  для стольких несчастий? Итак, пока еще некоторые, по-видимому, не пали, пока хранится еще след древнего состояния,  прежде,  нежели  постигло Церкви  совершенное  крушение,  поспешите  к  нам, поспешите уже,  ей! просим  вас, искреннейшие братия, подайте руку падшим на колена. Да воздвигнется к нам братское ваше сердоболие, да пролиются слезы сострадательности! Не пренебрегите  тем, что половина Вселенной погружена  в  заблуждение. Не потерпите, чтобы угасла вера у тех, у кого воссияла первоначально...  нужна  скорость  в  спасении  оставшихся  и  прибытие  большего  числа  братий,  чтобы прибывшие  составили  полный  собор  и  для  поправления  дел  имели  достоверность  не только  по  важности  приславших,  но  и  по  числу  своему.  Пусть  они  возобновят исповедание  веры,  составленное  отцами  нашими  в  Никее,  изгонят  ересь,  предложат Церквам слово мира, приведя к единодушию одинаково думающих. Ибо, конечно, всего более  достойно  сожаления,  что  и  здоровое  по  видимости  разделилось  само  в  себе,  и обстоят нас бедствия, как видно, подобные тем, в каких прежде был Иерусалим во время осады Веспасиановой. Ибо иерусалимляне вместе и стеснены были внешней войной и в то же время       истребляемы внутренним мятежом единоплеменников. А у нас, сверх открытой брани  еретиков,  воздвигнутая  еще  брань  теми,  которые  признаются  православными, довела  Церкви  до  крайнего  изнеможения.  Потому  и  имеем  особенную  нужду  в  вашей помощи, чтобы исповедавшие апостольскую веру, прекративши у себя выдуманные ими расколы,  подчинились  наконец  полномочию  Церкви,  и  Тело  Христово  со  делалось совершенным,  будучи  снова  всеми  членами  приведено  во  всецелость;  и  не  только ублажили  мы  блага,  видимые  у  других,  как  делаем  теперь,  но  и  у  себя  самих  увидели Церкви  восприявшими  похвалу  древнего  православия.  Ибо  подлинно  достойно высочайшего  ублажения  дарованное  от  Господа  вашему  благочестию:  различать поддельное от стоящего цены и чистого, проповедовать же от всякого отступления веру отцов,  которую  мы  приняли  и  признаем  изображенною  начертаниями,  взятыми  у Апостолов,  согласуясь  и  с  нею,  и  со  всем,  что  по  правилам  и  уставам  поставлено  в соборном послании.
свт. Василий Великий

творения, мнимое христианство

Previous post Next post
Up