Из гостеприимного Гуэмеса мы двинулись к морю, чуть в стороне от официального Пути, на три километра больше, но намного живописнее. Идешь над обрывом вдоль моря, ешь вкуснейший апельсин (в Испании все вкуснее, чем у нас, особенно фрукты), выкладываешь из апельсиновой кожуры стрелочку, чтоб не пропадала зря. На горизонте почти сразу был виден Сантандер, столица Кантабрии, наша сегодняшняя цель.
Iglesia de Nuestra Señora de la Asunción на входе в деревню Galizano, 1580 год
В Украине уже есть две книги, посвященные Пути - Максима Беспалова и Дзвинки Матияш. Вторая была в этой Пути со мной, она очень с большим чувством написана. Из отзыва про книгу моей подруги Инны - "це такий світ або такий погляд на світ, у якому молитви допомагають зцілитися, усі зусилля мають сенс, є Любов і Добро, а зло в людині - це радше причина хвороби. Але Світло допоможе її перемогти. Це такий прекласний світ маленької Марії і інших святих у білих шатах, світ першого причастя і кожного причастя, як першого, дитяти Христа і його безсмертного Серця. Це гарно, коли хтось може так бачити".
Дальше идем по пляжу, и даже купаемся, потом садимся на кораблик и переплываем в Сантандер, где заночуем в странном хостеле, встроенном в церковь (или наоборот).
Сантандер:
Памятник Хосе Йерро (1922 - 2002) - испанский поэт «поколения пятидесятых годов», вырос в Сантандере.
Утром мы решили, по совету кого-то из пилигримов Фейсбука, снова отойти с Камино, и пойти сначала на север, а потом весь день вдоль океана. Несмотря на лишние километры, местами дождь и постоянный ветер, ни разу не пожалели.
От берега океана мы дошли до железной дороги. На этом участке Пути почти все так делают, кто едет только одну станцию, чтобы миновать закрытый для пешеходов мост, а кто едет и дальше, чтобы миновать скучный промышленный пейзаж. Конечно, существуют дискуссии среди пилигримов, как правильно и неправильно идти - все своими ногами, или можно подъезжать, только альберги или можно гостиницы, все на себе нести или можно услугами перевозчиков пользоваться, и т.д. Об этом очень хорошо написано в книге Дэвида Лоджа "Терапия" (о Пути там - последняя часть; о медицине, несмотря на название, там вообще почти ничего не говорится).
"Я изложил перед камерой свою экзистенциалистскую интерпретацию паломничества. (Морин, которой к тому времени все это наскучило, пошла осмотреть церковь.) Я описал три ступени развития личности, по Кьеркегору - эстетическая, этическая и религиозная, - и предположил, что им соответствуют три типа паломников. (Я думал об этом по дороге.) Эстетический тип в основном озабочен тем, чтобы приятно провести время, насладиться красотами природы и культурными достопримечательностями Camino. Этический тип рассматривает паломничество по сути, как испытание на выносливость и самодисциплину. Он (или она) имеет четкое представление о том, как должен вести себя истинный пилигрим (не останавливаться в гостиницах, например), и очень ревностно следит, чтобы не пройти меньше лучших ходоков на маршруте. Настоящий же паломник - это религиозный паломник, религиозный в Кьеркегоровом смысле этого слова. Для Кьеркегора христианство было «абсурдом»: если бы оно было полностью рациональным, не было бы смысла в него верить. Суть в том, что вы решаетесь верить без рационального принуждения - вы совершаете прыжок в пустоту и в процессе этого выбираете себя. Пройти тысячи миль до святыни в Сантьяго, не зная, действительно ли там кто-то погребен, - это пример такого прыжка. Эстетический паломник не притворяется настоящим пилигримом. Этический волнуется, настоящий ли он. Истинный паломник просто идет".
После ночлега в милом, но лежащем чуть в стороне от Пути городе Торрелавега мы вернулись на Путь и прошлись немного до Сантильяны. Странное чувство, когда за весь день ты встречаешь двоих паломников и с десяток дорожных рабочих, и все, а потом входишь в Сантильяну, поворачиваешь за угол и попадаешь в огромную толпу туристов. В Сантильяне такой красивый собор, что наплыв народу понятен, и тем не менее, слегка ошарашивает. Из Сантильяны мы отправились в пещеру Альтамира, оттуда пешком, все время вниз, через красивую долину, под легким дождем и огромной радугой, снова к железной дороге. Для мамы на этом Путь заканчивался, назавтра был Сантандер и самолет.