Римский прокуратор Иудеи Понтий Пилат не хотел выносить обвинение Иисусу из Назарета. Этот молодой и умный человек его чем-то привлекал. Уже три года проповедовал Иисус на землях, которыми руководил Пилат. Евреев, которые привели к нему Иисуса, Пилат не очень жаловал, особенно их вожака - Каиафу.
Пилат знал, что Иисуса предали из зависти к его успеху. В свидетельствах против него не было ни одного стоящего факта. Ничего существенного против римской власти в Иудее Иисус не совершил, никаких мятежей не возглавлял, и по большому счету судить его было не за что.
Жена Пилата рассказывала мужу о проповедях Иисуса. Пилат вникал в содержание его речей и ничего плохого в них не находил. «Любить ближнего, не воровать, не убивать, чтить родителей - разве за такие слова можно казнить человека?» - спрашивал себя Пилат. Евреи не любят чужаков - об этом он знал на собственном примере. Даже добрые дела с чужих рук евреям неприятны и вызывают негодование. Когда-то Пилат пытался провести им водопровод, но начался бунт и он прекратил строительство. Евреи очень сильны своим единством и упорством. Если им не нравится Иисус, то рано или поздно они докажут Пилату его вину. Год назад они уже пытались склонить Пилата к аресту Назаретянина. Тогда Пилат даже не выслушал до конца их лживые наветы. Махнув рукой, он дал понять, что разговор окончен.
В этот раз дело по обвинению Иисуса было во сто крат сложней. Пилату представили некоторые улики, два человека свидетельствовали против Иисуса, и, кроме того, первосвященники, с Каиафой во главе, стали угрожать, что если Пилат и в этот раз не примет нужного им решения, то они обратятся к римскому легату в Сирии с жалобой на бездеятельность прокуратора.
Сложный выбор встал перед Пилатом. Но перед тем как сделать его, он решил увидеть арестованного и поговорить с ним.
Иисуса привели к Пилату, и прокуратор сказал:
- Я знаю, что уже три года ты рассказываешь людям нечто новое, я не хочу обвинять тебя, потому что не вижу в этих словах опасности Риму. Ты учишь мудро как Сократ, но теперь, на какое-то время, ради своего же блага - ты должен всё это прекратить. Я готов отпустить тебя, но если ты ослушаешься меня, и будешь продолжать, то навредишь не только себе, но и мне. Я готов рискнуть, потому что верю тебе. Дай мне слово исполнить то, о чем я тебе говорю и ты свободен!
Иисус, до того слушавший Пилата с неизменным интересом, вдруг погрузился в задумчивость.
Пилат посмотрел на Иисуса, и ему на мгновение показалось, что этот молодой человек - его сын, которого он любит и которому не сможет принести вреда.
А Иисус тем временем нашел для Пилата нужные слова:
- Первосвященники не поверят тебе. Если ты меня отпустишь, они отправят послание в Рим, обвинив тебя в государственной измене и в заговоре против Цезаря. Император не будет разбираться, он прикажет незамедлительно подавить мятеж и казнить заговорщиков. И нас двоих сразу же убьют. Слишком много риска. А это никому не нужно. Ты должен меня обвинить. Это успокоит священников Иудеи. Но решение ты примешь не сегодня, а через неделю, под праздник Пасхи. В Иудее обычай - в этот день одного из приговоренных к смерти освобождают. Ты вынесешь мне обвинение, но будешь иметь право и отпустить меня. Ты спросишь людей, кого они хотят, чтобы ты отпустил, и можешь не сомневаться - они отдадут предпочтение мне. Они меня любят. Я в этом не сомневаюсь. Так мы сможем уберечь тебя от подозрений, а меня освободить законным путем.
Теперь пришло время задуматься Пилату. Он посмотрел на свои руки, огромные, как римские щиты. Еще никогда в жизни ему не приходилось делать столь сложный выбор. Вынести приговор невиновному, рискуя подвергнуть его несправедливой казни, - такое не входило в планы Пилата. С другой стороны, Пилат понимал, что если он отпустит Иисуса, то в этот раз не сносить головы ему. «Какой выбор мне сделать? Чьей жизнью рискнуть? Своей или Иисуса?» - спрашивал себя Пилат. Он долго молчал и думал. Делал выбор.
На помощь ему пришел Иисус. Он словно угадал сомнения Пилата:
- Не мучай себя. Меня люди любят. Они отпустят меня, не сомневайся. Сделай, как я говорю, и не заботься ни о чем.
И Пилат сделал свой выбор. Он обвинил Иисуса и приговорил его к смерти. В день Пасхи Пилат указал людям на двух приговоренных, и спросил их о том, кого из них они хотят, чтобы он отпустил. И, к жуткому изумлению Пилата, вся толпа завопила: «Отпусти нам Варавву и распни Иисуса!». «Распни Иисуса!» - кричали они. Их желание, вылетающее из глоток, слилось в некий животный рев.
«Распни! Распни! Распни!» - зазвучало тысячеголосым эхом в ушах Пилата. Казалось, разверзлась земля. И он провалится в ее глубь, чтобы сгореть там от стыда. Он казнит невиновного. Убьет своего сына. История завершена.
Выбор сделан, сделан Пилатом осознанно. «Я умываю руки», - говорит он, не понимая, что ему уже не отмыть их никогда.
Судьба Пилата свершилась. Ему казалось, что он сделал свой выбор сам: свободно и сознательно. Он так и не догадался, что судьба его была предопределена, ибо свобода - это необходимость жребия, исход которого предрешен.