Какого Бога убивает Кириллов в акте самоубийства?

Dec 23, 2011 14:59

Вначале две цитаты из «Бесов», где Кириллов подробно объясняет свою позицию:
«- Представьте, - остановился он предо мною, - представьте камень такой величины, как с большой дом; он висит, а вы под ним; если он упадет на вас, на голову - будет вам больно?
- Камень с дом? Конечно, страшно.
- Я не про страх; будет больно?
- Камень с гору, миллион пудов? Разумеется, ничего не больно.
- А станьте вправду, и пока висит, вы будете очень бояться, что больно. Всякий первый ученый, первый доктор, все, все будут очень бояться. Всякий будет знать, что не больно, и всякий будет очень бояться, что больно».

« - Это подло и тут весь обман! - глаза его засверкали. - Жизнь есть боль, жизнь есть страх, и человек несчастен. Теперь все боль и страх. Теперь человек жизнь любит, потому что боль и страх любит. И так сделали. Жизнь дается теперь за боль и страх, и тут весь обман. Теперь человек еще не тот человек. Будет новый человек, счастливый и гордый. Кому будет все равно жить или не жить, тот будет новый человек. Кто победит боль и страх, тот сам бог будет. А тот бог не будет.
- Стало быть, тот бог есть же, по-вашему?
- Его нет, но он есть. В камне боли нет, но в страхе от камня есть боль. Бог есть боль страха смерти. Кто победит боль и страх, тот сам станет бог. Тогда новая жизнь, тогда новый человек, все новое...»

Мне кажется, что для Достоевского идея, что Бог есть боль страха смерти, была настолько важна, что он стремился достичь максимально точного понимания его мысли, отсюда и повторы, и банальность примера с камнем.
Кириллов в акте самоубийства убивает боль страха смерти, убивает Бога, заявляя своеволие, но поступок его абсурден, ибо оценить свою победу над Богом он уже не может.
Таков парадокс великого логического богоубийцы Кириллова, образ которого является для меня (как это странно не прозвучит!) неповторимо прекрасным.

Достоевский, Бог, смерть, Мартин Гал

Previous post Next post
Up