Сегодня - о будущем. Мне кажется, что людям думающим вообще свойственно заглядывать за грани реальности. Плюс - лично я фантастику люблю. Но то, что нас ждет, кажется, будет покруче фантастики, как пела отличная группа Zнаки.
Одна из теорий будущего - «интернет вещей». Слово - директору центра стратегических инноваций ПАО «Ростелеком» Борису Глазкову, который знает об этой теории все. С его взглядами я познакомился на первом заседании медиаклуба «Центр» в ноября - да-да, на том самом, где мы снимали фильм про Ивана Васильевича.
Мне рассуждения Глазкова кажутся интересными. А уж соглашаться с ними или нет - решать вам.
* * *
Однозначно можно сказать, что в перспективе технологии станут дешевле, доступнее и эффективнее. Через тридцать лет человека в машине не будет. Может быть, в ней не будет и руля. Естественно, я сейчас говорю о развитых странах - о Германии, Японии и других. Более того, в перспективе в разных странах появятся законодательные нормы, которые будут наказывать людей за управление автомобилями, потому что человек за рулем - это опасно, а робот - безопасно.
Заменит ли компьютер интуицию и предчувствие? Давайте разберемся. Управляя автомобилем, человеку нужно быстро анализировать ситуацию, когда вокруг много движущихся объектов. У него есть некий набор параметров на приборной панели. Пока скорость реакции человека в нестандартной ситуации выше. Но в будущем машина будет анализировать и контролировать происходящее лучше, чем человек.
Причем это будет не искусственный интеллект. Речь идёт о машинном обучении и нейронных сетях. Эти сети научатся делать что-то лучше нас. Например, синхронно переводить с одного языка на другой или распознавать мимические реакции человека, или управлять тем же автомобилем. Автопилот - это только начало.
Возьмем поезда. Уже сегодня машинист находится в кабине, чтобы контролировать, горят ли все лампочки, нет ли сбоев в работе системы. Поезд под управлением аппаратного комплекса сам в нужном месте разгоняется, где надо - притормаживает. Хотя опять-таки есть места в нашей стране, где машинист, условно говоря, чуть ли не толкает паровоз впереди себя. Я, повторюсь, говорю не о том, что будет повсеместно, а об общих перспективах развития.
Справедливости ради, нужно сказать о моральном аспекте. Допустим, по автомагистрали в машине под управлением робота едут три человека, а по «зебре» идет группа детей. Чисто гипотетически возникает аварийная ситуация. И она для машины сложна. Как поступить? Робот должен «бросить» авто в кювет, чтобы погибли пассажиры? Или нужно просто тормозить, но тогда машина врежется в людей на пешеходном переходе?
Однозначного ответа нет. И поэтому, вероятно, при всей роботизации, там, где есть опасность для жизни, в контуре управления будет оставаться человек. К слову сказать, в оборонной промышленности «интернет вещей» существует с 60-х годов прошлого века - взять хотя бы РВСН и системы противовоздушной обороны. Но до сих пор последнее решение - пускать ракету или нет - остается за человеком.
Будут ли дороги будущего подходить для машин будущего? Что будет с пробками и скоростным режимом? А не нужно будет ездить со скоростью 130 километров в час. Если система работает так, что пробки не возникают, хватит и скорости в 30-50 километров в час.
* * *
Тему бытовых изменений, которые принесет «интернет-вещей», можно развивать долго. Сегодня речь идет об умных очках-камерах; об унитазах, которые сами берут анализы; о роботах-пылесосах - такие уже продаются не только в Москве. Умный чайник, умный будильник, умный телевизор… Зубная щетка, которая будет анализировать состояние ротовой полости. В вашем доме появятся коммунальные счетчики, с которых не нужно списывать показания - данные будут поступать в специальные центры автоматически.
Все это разрабатывается, тестируется. Наш быт в скором времени определенно станет легче.
Но есть и скепсис. Возьмем унитаз: пусть он берет анализы и оценивает здоровье, но там же еще вода водопроводная. О какой чистоте анализов можно говорить?
К тому же, наша реальность такова, что в стране часть населения живет у черты бедности. Зарплаты увеличиваются медленнее инфляции. Я не знаю, что должно подвигнуть простого человека купить, скажем, умный чайник. Человеку не до этого! Так что пока сложно понять, какой рынок сбыта будет у всех этих модных устройств и гаджетов.
Зато есть спрос на промышленный «интернет вещей» - точку роста в кризисные времена. Сегодня это покупается, поскольку предприятия - крупный бизнес, значительные производственные системы - заинтересованы в оптимизации процессов.
И еще одна отрасль, где можно ждать прорыва - здравоохранение. Гораздо важнее найти панацею от рака, чем полететь на Марс. Будут умные лекарства, позволяющие анализировать состояние здоровья пациента и корректировать его. Биохимия настолько разовьется, что через 20-25 лет многие показатели - давление, уровень холестерина и так далее - можно будет контролировать и исправлять в полуавтоматическом режиме. И даже удаленно, безболезненно корректировать вес человека. Не придется тратить время на беговые дорожки…
Впечатляет? Или вызывает скепсис?
Тут ведь вот какая штука: я хочу пользоваться технологиями и новыми платформами. А когда захочу, чтобы технологии пользовались мной, я об этом сообщу. Хоть бы до этого не дошло)))