Журналист «Военного обозрения» рассказал о вторжении израильских истребителей в воздушное пространство близ Дамаска, а также описал усугубляющуюся стратегическую обстановку на западных подступах к России.
«Через густую пелену тревожных и порой трагических событий, накатившихся на наш народ с февраля 2018 года, начинает всё более отчетливо просматриваться сценарий того финального раунда, фундамент которого готовился нашими заокеанскими и западноевропейскими «партнёрами» ещё с 4 апреля 1946 года, когда спасшей мир от фашизма сверхдержаве был незамедлительно противопоставлен крупнейший в современной военной истории военно-политический блок - Организация Североатлантического договора (НАТО), переформатировавший послевоенный мир в то поле предэскалационной напряжённости и абсурда, которое мы наблюдаем уже на протяжении 72 лет», - начинает свой рассказ «Военное обозрение».
Сейчас Европейское командование ВС США, а также Стратегическое командование операций ОВС НАТО (в структуру последнего входит большинство ГШ армий западноевропейских стран-участниц альянса) завершают формирование ударных отрядов сразу на нескольких операционных направлениях, таких как: черноморское, балтийское и карельское.
Автор статьи выделяет ведущие компоненты проведения стратегической воздушно-космической наступательной операции против военно-промышленных объектов и средств ПВО ВКС России в Южном и Западном военных округах на сегодняшний день. По словами журналиста, ими являются:
Во-первых 52-е тактическое истребительное авиакрыло ВВС США. Согласно данным журналиста, она проводила переброски с немецкой авиабазы Спангдалем на польскую АвБ Редзиково и представлено эскадрильей из 25 F-16C/D Block 50, а также 2 РЛС дальнего радиолокационного обнаружения AN/TPS-75 «Типси», для повышения эффективности выполнения задач подчинения и контроля воздушного пространства. Кроме того, специализируется на подавлении ПВО и ликвидации стратегически важных наземных объектов противника, используя противорадиолокационные ракеты AGM-88E AARGM и AGM-158B JASSM-ER.
Во-вторых 48-е тактическое истребительное авиакрыло ВВС США в Лейкенхесе. Оно представлено двумя эскадрильями модернизированных тактических истребителей F-15E «Strike Eagle» , которые недавно получили возможность использования ракет класса «воздух-земля» большой дальности JASSM-ER и уже долгое время адаптированы к применению тактических ракет AGM-84H SLAM-ER, оснащённых продвинутой помехозащищённой ИКГСН, использующей корреляционный метод наведения на цель ATA («Atomatic Tagerting Acquisition»). ИКГСН такого типа отличается существенной помехозащищённостью, вынуждающей по максимуму наполнять танковые и мотострелковые подразделения войсковыми самоходными ЗРК нового поколения и комплексами активной защиты, ведь «снаряжение» SLAM-ER предполагает применение соприцеливающихся боевых элементов BAT.
В-третьих 2-е тактическое авиакрыло ВВС Польши. Представлено 36 усовершенствованными многоцелевыми истребителями F-16C Block 52+ и 12 двухместными машинами аналогичной версии F-16D Block 52+, расположенными одновременно на 2-х авиабазах - Познань и Ласк. В первую половину 20-х годов, эти машины снабдят 70 крылатыми ракетами увеличенной дальности AGM-158B по линии иностранных военных продаж (FMS) от Агентства Министерства обороны США по военному сотрудничеству (DSCA). Первые разработанные JASSM, дальность которых 370 км приняты на вооружение 31-й тактической авиабазы в Познани в январе 2017 года.
Вышеперечисленные элементы Объединённых ВВС НАТО представляют лишь часть в рассматриваемом массированном ракетном ударе по инфраструктурам России - военной, промышленной и энергетической. Также предполагается использование американских эсминцев УРО класса «Arleigh Burke», «заряженных» боекомплектами RGM-109E «Tomahawk Block IV», а также ударных модификаций атомных подлодок «Огайо» - SSGN, снабжённых боекомплектами из 154 стратегических крылатых ракет «Томагавк» каждая. Описываемая часть является ничтожной долей всех возможных задействованных сил воздушной атаки, которые есть у ОВС НАТО. Ими воспользуются в случае эскалации регионального конфликта с Россией. К тому же, имеются Военно-воздушные силы Германии, в составе которых многоцелевые истребители «Тайфун», оснащённые высокоточными крылатыми ракетами KEPD 350 TAURUS. Прогноз грядущего наступления со стороны Североатлантического альянса также заметен, по мнению автора, в виду «накачки» Восточноевропейского условного ТВД наземными средствами противоракетной обороны для нейтрализации ответного удара ракетами Х-101 и 3М14К/Т со стороны ВМФ и ВКС России.
Наиболее скверным моментом, журналист отмечает заключение контракта между Минобороны Румынии и американскими компаниями «Raytheon» и «Lockheed Martin». Договор на 3,9 миллиарда долларов позволит закупить 7 противоракетных комплексов «Patriot PAC-3» и 168 ракет-перехватчиков MIM-104F в качестве боекомплекта, по данным «Военного обозрения». Зенитные управляемые ракеты такого типа снабжены активной радиолокационной головкой самонаведения миллиметрового Ka-диапазона, а значит, прорвавшиеся в воздушное пространство стран НАТО крылатые ракеты Х-101 могут быть перехвачены даже за пределами радиогоризонта. Целеуказание предусматривается не только от батарейного пункта боевого управления, но и от сторонних средств ДРЛОиУ воздушного базирования по радиоканалу «Link-16». В зенитных ракетах дальнего радиуса действия 9М82МВ (комплекс С-300В4) осуществление работы по «загоризонтным» объектам со сторонним целеуказанием теоретически возможно. Однако на практике пока доказать это не удалось, что можно сказать и о ракетах 9М96Е/Е2 комплекса С-400.
«Если на Европейском театре военных действий наш оборонительный потенциал пока только лишь «прощупывают» в ходе участившихся разведывательных полётов «Глобал Хоуков» и самолётов стратегической РЭР RC-135V/W «Rivet Joint», отводя командованию ВКС время на принятие контрмер, то на Ближневосточном ТВД Воздушно-космические силы России и дружественные подразделения сирийской армии проверяются на дееспособность в кризисных ситуациях по полной программе» - следует далее цитата «Военного обозрения».
Автор приводит недавний инцидент массированного ракетно-авиационного удара ВВС Израиля (Хель Хаавир) по стратегически важным объектам Сирийской Арабской Армии, включая авиабазу «Т4», где расположено иранское авиакрыло БПЛА. Ранее ресурсы авиабазы «Т4» использовались для оптико-электронной разведки формирований Исламского Государства. Также авиаудар ВВС Израиля пришёлся на объекты Корпуса Стражей Исламской Революции, а также по подразделениям движения «Хезболла».
По утверждению автора, эта воздушная атака не была первой операцией тактических истребителей F-16I «Sufa» и F-15I «Ra`am» против правительственных сил Сирии и псевдохалифата подразделений КСИР, так как ещё летом 2016 года в ходе Международной Герцлийской Конференции генерал-майор Герци Халеви - руководитель военной разведки Израиля - отметил неоспоримые положительные моменты для Тель-Авива от действий ИГИЛ в Сирии. В то же время иранские и проиранские силы только ускоряли падение игиловских анклавов. Тель-Авив всё продолжает использовать тактику провокационных ударов, хотя по территории Израиля никогда не проводилось массированных ракетных ударов ракетами типов «Fatech-110» и «Fatech-313». На этот раз Израиль просчитался, считает источник.
10 февраля нарушивший северную воздушную границу беспилотник был сбит силами Хель Хаавир. 10 февраля в ответ за это, якобы нарушение, два звена многоцелевых истребителей F-16I «Sufa» (8 машин) вышли на рубежи ракетного пуска по объектам в Сирии. Они нагло вторглись в сирийское пространство близ Дамаска и Пальмиры, не утруждая себя облетать через горные хребты Антливана, сообщает «Военное обозрение». Наиболее вероятно, расчёт был на то, что канальность дивизионных радиолокационных средств сопровождения и наведения комплексов «Бук-М1/2Э», С-125 «Печора-2М», С-200 и «Панцирь-С1» будет критически перегружена несколькими десятками запущенных с подвесок F-16I средств высокоточного оружия. Из-за этого процесс «завязка трасс целей - захват» на фоне работы комплексов РЭБ не сможет осуществиться. В связи с этим ожидалось что на индикаторах радаров подсвета 9С35М1/2, СНР-125М, 5Н62В, а также 1РС2-1Е «Шлем, которые установлены на сирийских ЗРК вместо маркеров цели будут видны видны лишь антиналожения и блики от постанавливаемых средствами РЭБ истребителей помех. Однако позже оказалось, что это было заблуждением.
Вероятно, почувствовав себя хозяевами ситуации в сирийском небе, израильские пилоты нарушили основное правило ведение воздушных операции над местностью с развитыми противовоздушными/противоракетными зонами A2/AD. Это правило подразумевает низковысотные полёты в режиме следования рельефу местности. По всей видимости, данное решение приняли из-за опасений попасть в радиусы действия сирийской зенитной артиллерии и ПЗРК, по аналогии с событиями 20 ноября 1983 года. Тогда посредством зенитно-артиллерийского комплекса был перехвачен «Kfir C.2. На этот раз израильтяне полностью доверили контроль за ситуацией бортовому комплексу РЭП и индивидуальной защиты SPJ-40 «Elisra», современной всеракурсной станции предупреждения об облучении (СПО) SPS-3000, а также комплексу обнаружения атакующих ракет ИК-диапазона PAWS-2, который должен фиксировать пуск большинства типов ракет по излучению от факелов сгорающих твердотопливных или жидкостных зарядов. Дальность пеленгования
запущенной ракеты посредством PAWS-2 соответственно зависит, по большей части, от тяги и излучения её двигателя.
Один из истребителей уничтожили уже после окончания первого массированного ракетно-авиационного удара (МРАУ). Информация об этом значится и в сирийских и в израильских источниках. Как поясняет источник: «Воздействие мощной осколочно-фугасной боевой части пришлось в заднюю полусферу F-16I (на догонном курсе), в момент выхода из сирийского воздушного пространства (над Голанами). И, опираясь на многочисленные фотографии очевидцев, на которых запечатлены «выгоревшие» разгонные ступени зенитных управляемых ракет 5В27 и обломки ЗУР 3М9, уничтожение истребителя было осуществлено либо модернизированным зенитно-ракетным комплексом С-125 «Печора-2», либо комплексом «Куб»».
Более того было установлено, что также применялись С-200В, так как центральный сегмент зенитной ракеты 5В28, но «Суфа» был точно сбит одним из вышеперечисленных комплексов, поскольку преодолел ещё более 100 км с учётом однодвигательной силовой установки с гораздо меньшей живучестью, чем двухдвигательная у F-15I. «Зенитная ракета 5В28 оснащена мощнейшей 217-килограммовой осколочно-фугасной боевой частью со 120-градусным углом разлёта 37000 поражающих элементов, которые напрочь изрешетили бы мотогондолу и весь планер F-16I «Sufa», превратив его в груду металла» - поясняет автор статьи. Но несмотря на это машина не только смогла уцелеть, но и доставила пилотов в район кибуца Хардуф. «Очевидно, что рядом с истребителем разорвалась либо 72-килограммовая боевая часть ракеты-перехватчика 5В27 (комплекс «Печора-2»), либо 57-килограммовая БЧ 3Н12 зенитной ракеты 3М9» - добавляет автор.
Наиболее примечательной деталью произошедшего в небе над провинцией Дамаск, считает автор, это то, что израильский F-16I был перехвачен не на крайнем рубеже радиусов действия «Печоры» или «Куба» в 15 - 23 км, а на дистанции от 8 до 12 км, так как на догонном курсе (с учётом того, что ракеты не столь скоростные: 2М для 3М9 и 2,3М для 5В27) возможна лишь такая дальность поражения. Можно сделать вывод, что для бортового комплекса обнаружения атакующих ракет PAWS-2 сложилась удачная ситуация: факел стартующей зенитной ракеты можно было обнаружить мгновенно. Однако эффективность ИК-датчиков была недостаточной. Абсолютно бесполезной оказалась и станция предупреждения об облучении SPS-3000. Она либо не смогла оповестить экипаж F-16I о захвате их истребителя посредством радара подсвета «Печоры» или «Куба», либо наведение ракеты происходило по данным оптико-электронного визира в пассивном режиме, что не дало возможности SPS-3000 запеленговать факт огневой работы комплекса.
«Как видите, налицо комплексные технологические проблемы бортового комплекса обороны (БКО) истребителей F-16I «Sufa», которые привели к невыполнению экипажем заблаговременного противоракетного манёвра», - резюмирует автор статьи. Израильские СМИ пытались не касаться острых углов произошедшей ситуации. Они заявили, что проблема была, главным образом, в неправильной конфигурации применения бортовых средств радиоэлектронной борьбы во время первого авиаудара. Однако в таком случае неясно, как подобное могло произойти у наиболее технологически развитых военно-воздушных сил в регионе, по словам автора. «Ведь отработка тактики прорыва средств противовоздушной обороны в Хель Хаавир ведётся ещё со времён операции по уничтожению иракского ядерного реактора «Озирак»; тем более, что перед недавней операции в Хель Хаавир были отлично осведомлены о структуре и технологических качествах обновлённой ПВО Сирии», - поясняет журналист.
Самое интересное заключается в том, что в ходе первого массированного ракетно-авиационного удара по военным объектам на территории Сирийской Арабской Республики звенья F-16I «Sufa» Хель Хаавир было применено около 26 тактических ракет класса «воздух-земля», с отражающей поверхностью в пределах 0,05 м2. И, несмотря на то, что комплексы радиоэлектронного противодействия Elisra SPJ-40 на борту F-16I скорее всего были включены, сирийские средства противовоздушной и противоракетной обороны ликвидировали 19 из них. В этом заслуга зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Панцирь-С1», который прикрывал «мёртвые зоны» «Печор» и «Квадратов».
«Эти комплексы, оснащённые не только радарами наведения X-диапазона 1РС2-1Е «Шлем», но и автономными оптико-электронными модулями 10ЭС1-Е инфракрасного и телевизионного диапазонов визирования, позволяют уничтожать высокоточное оружие противника с ЭПР до 0,01 - 0,02 кв. даже в сложнейшей помеховой установке (при использовании самолётов РЭБ EA-18G «Growler» и т.д.). Не трудно догадаться, что ожидает тактические истребители F-16I в столкновении с более грозными ЗРК типа С-300В4», - подводит итог журналист «Военного обозрения».