У каждого актера, впрочем, как и у каждого человека, есть свое призвание. Вот у Брюса Уиллиса, например, - спасать мир от катастрофы, у Бреда Питта - быть смазливым плохим мальчиком, Джека Николсона - искусителем и злодеем, Леонардо Ди Каприо - Ромео... А у Киану Ривза призвание куда менее громкое и называется оно иной.
Фильм "Константин" определенно заслуживает внимания. Но есть одно но - все мысли о постмодернизме стоит отложить в ящик Пандоры перед входом в кинозал, иначе... Иначе будет до боли смешно.
Навряд ли сценаристы читали Лукьяненко (кстати, в каком году он написал свой первый Дозор?), а уж тем более Достоевского, но, как говорится, незнание закона не освобождает от ответственности. А посему достопочтенный Федор Михалыч имеет полное господне право сетовать на плагиат. По сути, "Константин" хорошо демонстрирует также то, что значит настоящие ГОЛЛИВУДСКИЕ правильные ИНЫЕ. Что такое Черная и Белая сторона по-американски, по высшему классу. Вот что такое "Ночной Дозор" по классу люкс! Русским явно стоит подучиться. Только не ради корочки, как всегда. А то идея есть, а ее воплощение, словно курица лапкой наплакала. Обидно.
Но не суть.
Помните какую-то славную английскую поговорку, в которой утверждается, что, мол, мы, англичане, создаем идеи, а американцы их потом копируют и воплащают. Даже трудно вспомнить название всех фильмов, кадрам из которых прешлось претерпеть копи-пэйст в "Константина". Несомненно, это в первую очередь "Матрица" и "Блейд", во вторую - "Адвокат Дьявола" и "Экзорцист", в третью - "Догма", и уж не знаю, в какую там очередь, но отголоски старины "Куда приводят мечты" тоже имеют место быть. Только более четкие и яркие. (п.с. просто тогда так рисовать еще не умели).
Ах, да, мы же просили без постмодернизма?
Надо зрить в корень! А в корне весьма глубокие философские проблемы, которые тревожат умы человеческие испокон времен Библии.
Есть Бог? Нет Бога? Что есть грех? А что прощение? Что есть ад? А что рай? Куда ведут пути Господне...
"Константин" - это некая попытка рефлексии христианства, но сделанная в его же смысловых и идейных рамках. В предположении базовости, "мирообразности" представления о противостоянии Добра и Зла (Света и Тьмы и т.д. - названия здесь несущественны, важно, что сама конструкция принципиально двоична и дискретна) предельная граница понимания и размышлений о Мире заключается в тезисе о Равновесии мироустройства. Не менее важным является и то, что эта граница достигается именно в попытке рефлексии христианского мировоззрения - попытке осмысления им себя. По большому счету (хотя в этом может и казаться, а то и быть большая доля преувеличения) утверждение Равновесия и есть предельно возможный ответ на ту проблему, которую в свое время обсуждал Достоевский, вопрошая о возможности соотнесения слезы ребенка и счастья множества людей. Забавно, что, скажем, в тех же самых "Дозорах" Лукьяненко доходит до того же самого по типу и сути, что и авторы Фильма. Любопытно, что и в Книгах и в Фильме имеются такие "создания", которые стоят за сохранение Равновесия и считают его главной ценностью. Исчерпанность конструкции двоичного противостояния как базового средства понимания Мира, на мой взгляд, очевидна.
Таков первый план рассуждений, в категориальном смысле относимый скорее всего к общей любознательности. Второй план существенно проблематичнее и важнее, и связан он с такой небезынтересной конструкцией, как "теорема Томаса", которая гласит, что "если люди определяют ситуации как реальные, то эти ситуации реальны по своим последствиям". И если миллионы людей будут действительно верить в конец света, то нечто подобное случится - и ладно бы только для них ("хотите - получите"), но ведь наверняка зацепит множество внешних жизней по отношению к миру такой веры. И рассуждения на эту тему действительно присутствуют в фильме.
Также весьма порадовали шутки юмора, аля средний палец в лицо Сатане, издевательства над ожидаемой любовной завязкой в фильме, но самое главное - это антитабачная пропаганда! К счастью, мне повезло смотреть этот фильм бок о бок с глубоко курящими людьми... Каково же было мое наслаждение, когда во весь огромный экран кинотеатра показывали снимки рентгена рака легких. Что характерно, никто после просмотра не закурил. Вдруг подействовало?? Я верю в силу кинематографа! Кстати, насчет рекламы - пыталась засечь product placement, но, кроме тикающих в луже крови часиков фирмы "****", больше ничего не заметила! Даже в кружке лежал пакетик чая с веревочкой, на конце которой была оторвана бирочка...
Безусловно, не стоит опускаться до такой мелочности. Конечно же фильм - блеск, шик и красота. Но красота по-американски, а значит - своеобразная. Так что не пугайтесь и не взвизгивайте, ужимаясь в кресло. Но посмотреть нужно обязательно! Absolutely must see!