Наконец-таки вновь "Интервью с друзьями") я уже сама соскучилась по этой рубрике)
С Петей нас свело Евровидение в Москве. Я плясала на стульях вместе с моей прекрасной Абрамян, строчила тексты про Рыбака, знакомилась с иностранцами, а Петр в этот момент сидел в комментаторской кабинке и чем-то важным помогал всему конкурсу. Таинственно и неожиданно (благодаря Пете и всемирной паутине) наши пути сошлись. И я этому очень рада, потому что Петя как оказалось невероятно талантлив. Про каждый из его талантов можно писать и писать.
Он и фотограф, и музыкант, и монтажер, и режиссер) Летом Петя за 2 месяца объехал половину Европы и при чем, не просто так объехал и все, а сделал это на велосипеде.
Чем меня просто покорил, и что само по себе уже послужило поводом для нашего с ним разговора, в котором идет речь как о самом путешествии, так и о велодвижении в России.
- Откуда вообще появилась такая странная (странная именно для меня) идея путешествия на велосипеде по Европе?
- Лично для меня это было неожиданное и спонтанное решение. Я не был участником проекта (подробности проекта тут:
http://letsbikeit.ru), в котором должны были участвовать два человека - молодой человек и девушка. Вот у нее в последний момент и возникли проблемы с документами и предложили поехать мне.
Таким образом, мы поехали вдвоем!
- Сколько вы всего посетили стран, проехали километров?
- У нас получилось 9 стран - это был путь из Финляндии до Португалии. В обще сложности, мы прокатили около 4 тысяч километров. Кроме того, что мы просто ехали, я еще снимал все на видео и делал фотографии.
- Уже прошло почти полгода с момента путешествия, ты можешь говорить о том, какие города больше всего тебе запомнились, покорили тебя?
- Да, я могу назвать три города, которые остались в моем сердце навсегда. Первый, это Стокгольм, который поразил людьми, очень красивыми людьми, которые не пытаются быть стильными или модными и при этом они очень стильные и модные - просто их стиль как будто идет изнутри, отражается на их лицах.
Второй город - маленький, студенческий городок в Голландии. Там красивые дома и больше всего меня поразило то, что каждые выходные этот городов превращался в «ходячие» цветочные поля. Люди шли на цветочный рынок, покупали цветы и гуляли. Молодые люди дарили девушкам цветы, кто-то клал букетики на велосипеды, кто-то нес домой, чтобы украсить квартиры. Кроме того, что там и так красота с маленькими кафешками, каналами, деревьями, людьми, еще и всюду были эти цветы. Просто фантастическая атмосфера.
- Да…. просто фантастика. Каким же стал третий город?
- Третьим городом стал Мадрид. Не знаю, почему его полюбил, может, потому что мы пробыли в нем целую неделю. Но он меня по-настоящему зацепил. Первые два-три дня, мне он не очень нравился. Я сравнивал его с Барселоной и понимал, что Барса выигрывает, там есть море. Но потом ты прислушиваешься к этому городу и понимаешь, а ведь в чем что-то есть. Что-то магическое. Не зря же Мадрид так любит Альмодовар…
- Был ли город со знаком "минус", который не понравился категорически?
- Да, это Дания! Ничего личного, но оттуда хотелось просто бежать. При чем, что именно Дания позиционировалась, как страна, в которой супер развито велодвижение. Но мы такого там не увидели… И кроме того, Дания очень дорогая, мы там оставили половину своего бюджета. И если отели везде на двоих за сутки в среднем стоили 100 евро, то в Дании это было 200 евро за сутки.
- Не складывалось ли за время путешествия, что вы едете и едете по одному большому городу?
- Не складывалось, но чувства притупились. Вот мы только в начале пути, начинаем свой велопробег в Финляндии. В незнакомой стране, садимся на велосипед, без карты, без ориентиров, не знаем, где ночевать. Это вся неизвестность тебя невероятно подстегивает, вдохновляет. Испытываешь нечто похожее на трепет. А потом ты едешь, едешь и так 2 месяца и в Испании я поймал себя на мысли: "Ну, Испания, ну на велосипеде, ну чуть-чуть до финала и будет Португалия, ну и что?". Но, тем не менее, впечатлений масса. Как, например, описать страну басков, Пиренеи…. Городки прямо внутри гор. Красные крыши, двухэтажные домики, закольцованные в горы. Невероятно просто….
- Ты сказал, что вы ездили без карт? Зачем осложнили себе жизнь)?
- Так интереснее было. У нас запланировано было несколько встреч, в частности, с теми, кто занимается развитием велодвижения в европейских странах. Затем мы хотели сделать несколько кадров на фоне крупных достопримечательностей. Как, например, не сфотографироваться на фоне Эйфелевой башне в Париже? И с картами и с четким планом было бы явно удобнее, но мы же ищем приключений, нам же хочется больше свободы.
- Вы ссорились, спорили во время путешествия?
- Всякое бывало. Но скажу тебе, что ехать с девочкой было бы труднее… У нас были жуткие, неприятные ссоры с Володей - моим попутчиком, особенно во время ужасной погоды, но на нас были футболки, на которых была надпись, что мы едем в Португалию. И нам просто надо было доехать, при любых обстоятельствах.
- Как думаешь, сколько человек могут отправиться в такой тур? Чтобы было комфортно?
- Оптимально было бы ехать втроем. Если ты устал от одного, то общаешься с другим. Эта поочередность позволяет отдыхать. И повторюсь, я просто не могу представить себе это путешествие с девушкой.
- Да, хорошо, что у той девушки возникли проблемы с документами и она все-таки не поехала) Может, просто выбирать маршруты покороче и полегче? )
- Да, возможно, это выход. Но в первую очередь надо четко понимать каковы возможности мужского и женского организма. И понимать, что они различны.
- Петя, а кому ты вообще советуешь отправиться в подобное путешествие?
- Советует тем, кто не просто спонтанно принял это решение, как я - хотя я и не жалею. А подойти продуманно, осознанно, чтобы на половине пути не "слететь" с маршрута. Советую всем, кто хочет испытать новые ощущения, увидеть мир на скорости 20 км/ч. Для тех, кто любит приключения и авантюры. Но все-таки советую готовиться заранее и тур в Европу очень будет отличаться от тура в Африку, например.
- Ограничения есть ? Например, не надо ехать тому, кто не знает английский язык?
- По большому счету никак ограничений сильных нет. Даже в моменте со знанием английского языка, главное коммуникативные способности.
- Часто вам люди в пути помогали?
- Да. Мы столько встречали доброжелательности, внимания к нам. Например, выяснили, что самые приветливые люди в Швеции и Нидерландах. Там ты можешь остановиться на перекрестке, и к тебе тут же подойдет человек и предложит свою помощь. Даже если он не будет знать, куда вам ехать, он достанет карту, начнет предполагать вместе с вами.
- Теперь парочку бытовых вопросов)) )У тебя музыка в плеере была или слушал шум ветра?
- Я взял свой огромный плейлист в плеере, купил колонки, поставил их на багажник и всю дорогу слушал.
- Куда вы клали вещи и много ли у вас их вообще было?
- Всего две сумки небольшие, которые умещались на багажник, в виде буквы "П".
- И что туда все умещалось?
- А нам много и не надо было.
- Какая-то специальная экипировка у вас была? Спец обувь, одежда?
- Обувь любая, но главное, чтобы это были не сандалии, а то ноги устают. По удобству из одежды лучше всего велошорты.
- Если была непогода, вы останавливались или продолжали путь? - пытаюсь докопаться я в голове, которой по-прежнему нет понимания, в чем кайф - ехать на велосипеде по Европе.
- Дождь преследовал нас ровно на половине нашего пути и пережидать возможности у нас не было. Очень часто мы ехали прямо под проливным дождем и в этом есть своя, невероятная прелесть.
- И главный такой бытовой вопрос: сколько денег потратили на двоих на два месяца? -
- (после небольшого молчания) Это была немаленькая сумма
.
Наверное, на эти деньги можно было с комфортом отдыхать в матушке-Европе…
- Да, можно. Но это было бы не то.
- У тебя есть уже следующий маршрут, куда хотелось бы поехать?
- Да, хотелось бы поколесить по странам Латинской Америки.
- А о родной стране не думал?? По России на скорости 20 км/ч поездить?
- Вряд ли, если только ехать на машине, а велосипед на крыше пусть будет и иногда его доставать, делать кружок-другой вокруг Байкала, скажем.
- Что скажешь про велодвижение в России, в целом?
- В России оно почти не развито. Но наметились тенденции к лучшему. Последний год его развитием занимается сразу несколько организаций. Делаются велокарты, да и самих велосипедистов стало намного больше в Москве. Мы вот опять же своими велотура заражаем людей.
-А на вашем сайте много посетителей?
- На нашей странице в Фейсбуке -
(http://www.facebook.com/pages/Lets-bike-it/132155063485177) уже больше тысячи человек. Но это не главное, для нас сейчас первостепенным является то, что в Госдуме готовится Закон о велодвижении в Росии. И мы принимаем участие в его создании.
- Петь, а зачем вообще пересаживаться на велосипеды?
- Мы помогаем тем самым экологии. В Европе благодаря этому намного меньше машин. С другой стороны велосипед - это свобода. Ты не за стеклом, ты все время на природе, дышишь воздухом.
- Да, особенно в Москве ты им дышишь…
- Если вдоль дороги ехать, то это, конечно, не очень хорошо. Но ты получаешь такие же вредные вещества, если просто идешь от метро до дома или ждешь транспорт на остановке. Кроме того, можно найти объездные пути) Например, я живу в районе ВДНХ и вот сначала я еду по красивому Екатерининскому парку, затем по бульварам и за получается всего за 30 минут доезжаю до Красной площади.
- Столько же на метро ехать - бубню я) В нашем городе какие проблемы препятствуют еще тому, чтобы велосипедистов стало больше?
- Проблем много, но если создать хоть какие-то минимальные условия то, это один из реальных выходов решения автомобильной проблемы, про которую все говорят. И еще не надо поддаваться стереотипам, что, например, у нас полгода зима. В Нидерландах и Дании климат тоже схож с нашим и от велосипедов там почти никто не отказывается в холодное время. Еще следует прописать права велосипедистов. Сделать полосы для них, пусть не на центральных трассах, пусть рядом на дорогах. Было бы прекрасно организовать велопарковки, сделать их несложно - у каждой станции есть свободные небольшие площадки.
- Может прокатная система поможет еще?
- Да, прокатная система тоже один из выходов. Надо перенимать опыт европейских велоколлег наших.
- Я вот подумала, что может у нас мало девушек-велосипедисток, потому что большинство девушек ходят на каблуках и в платьях? А это не самая удобная униформа для катания)
- В Лондоне одно удовольствие наблюдать за мужчинами в костюмах, а в Нидерландах почти все женщины в платьях и на велосипедах. Это для них уже стиль жизни, часть из мировоззрения. Да и в целом, никак ограничений не может быть для езды на велосипеде, если ты любишь это. Мы во время поездки брали интервью у 75-летнего дедули, который рассказал, что катается с 5 лет и прекрасно все эти 70 лет себя чувствует. Еще мне очень понравилось, как в Голландии, где шутят, что велосипедов больше чем людей, учат правилам велосипедного движения еще с 5 лет.
- Ты ведь сам выступаешь в двух ролях - и как автомобилист, и как велосипедист. Не мешают иногда последние на дороге?
- Мешают скорей люди, которые покупают себе права, а велосипедисты совсем не мешают. Хочется вообще больше понимания и дружелюбия. Например, на Тайм-сквер построили много велосипедных дорожек, сделали улицу полностью пешеходной и все это даже улучшило транспортную ситуацию. Пока же остается только мечтать, что скоро в России все пересядут на велосипеды....
Как я упомянула в начале интервью, у Пети множество талантов и вторая часть нашего разговора была про его персональную фотовыставку, про это мне захотелось рассказать отдельно. Так, что в ближайшее время сделаю это. А еще Петя снимает сейчас свой фильм и ищет свою музу) Но об этом вы узнаете уже в следующий раз.