(no subject)

Jun 23, 2013 13:36

Один человек в ответ на мои стенания, что книг для начинающих читать 7-8 летних детей нет, порекомендовал книгу Востокова "Ветер делают деревья". То есть, люди искренне не понимают, что из себя представляют дети (которых, между прочим, большинство), начавшие читать в 7-8 лет. Это нормальные дети, и они по разным причинам не "набрали из воздуха". Они освоили принцип чтения, но не с первой попытки узнают озвученные ими же самими слова, ведь часто слова пишутся не так, как слышались им в обыденной речи. КО-РО-ВА - что это? Даже если рядом нарисована корова, и кто-то объяснил, что это она и есть, для ребенка эта "корова" - новый иероглиф. Всё слово отличается от своего образа в голове ребенка. У ребенка там - если он вообще представляет себе корову - КАРОВА. Это нам кажется, что слова отличаются только одной буквой. Нет, для ребенка это просто два разных слова.

Теперь посмотрим на текст, который мне посоветовали использовать для начинающих:

Вера Александровна смотрела в окно. За стеклом крупными хлопьями сыпал снег. Земли уже не было видно, а кое-где появились сугробы. И только аллею снегу никак не удавалось засыпать - по ней всё ходили и ходили люди.
Вера Александровна закашлялась, прикрыв рот ладонью, и закуталась поплотнее в пуховый платок. Вчера, когда она вывела свою группу дошкольников на последнюю в этом году прогулку, Лосев толкнул Спицына в сугроб, и Вере Александровне пришлось доставать его из глубокого снега. Поэтому теперь вместо того, чтобы встречать Новый год с друзьями, она сидит дома с температурой.
Вера Александровна подошла к столу и сделала глоток из дымящейся кружки.
Стало чуть полегче.
«А вот Спицын совсем на Лосева не похож, - подумала Вера Александровна, - тихий, спокойный мальчик. Правда, вечно ко всем пристаёт со своими «недетскими вопросами». Зато какой милый подарок он сделал мне на Новый год!»
Вера Александровна села в кресло и взяла в руки тетрадь, на которой ровными печатными буквами было написано «Днивник», первое «и» было зачёркнуто и исправлено чьим-то взрослым почерком на «е».
- Подумать только, шестилетний мальчик в течение нескольких месяцев вёл дневник наблюдений за жизнью в нашем детском саду! Ну что ж, интересно будет взглянуть на себя его глазами...
Вера Александровна надела очки, включила настольную лампу и открыла тетрадь.

СТАНИСЛАВ ВОСТОКОВ
Ветер делают деревья


То есть, едва научившемуся складывать буквы в слова ребенку предлагается начать со словосочетания "Вера Александровна". Нет, со временем, когда лично я поняла, что даже самые сложные выражения и слова легко выговорить, если выбрать правильный ритм, слова вроде названия индийского города Тируванантапурам, или тайского аэропорта Суварнабхуми, или выражения из фантастической новеллы "пизкхгл" мне произносить легко и даже приятно. Со второй или третьей попытки у меня получается слово из любого количества слогов, потому что я уже знаю, что искать. Теперь представим ребенка. Он оказывается перед забором из незнакомых значков. Редко кто из детей слышит вокруг себя полные имена. Часто дети вообще не обращают на чужие имена никакого внимания, и важно им только свое собственное. А тут - целая Вера Александровна. Даже если бы ребенок был знаком с реальной Верой Александровной и звал ее по имени много раз в день, это не помогло бы ему быстро освоить иероглиф "Вера Александровна" (вы когда-нибудь слышали, как среднестатистические дети озвучивают сложные имена-отчества? Да и взрослые не заморачиваются: ВерСанна, вот и все дела).

Далее. "За стеклом крупными хлопьями сыпал снег." Если взрослый прочитает это ребенку, то большинству предложение будет понятно, по крайней мере в части "сыпал снег". Продвинутые взрослые не поверят, что 7-летнему ребенку понадобится труд, чтобы переварить выражение "за стеклом", ведь привычнее "за окном" или "на улице", обнаружить, что эти выражения похожи по смыслу. Это работа, и это и есть процесс развития. "Крупными хлопьями" - смысл тоже не для всех детей очевиден. В большинстве семей не утруждаются указать на крупные хлопья снега зимой и назвать их именно крупными и именно хлопьями. Для некоторых детей хлопья - это сухой завтрак из коробки. А слово крупные, если и есть в словаре, то в пассивном, причем запросто может оказаться, что рядом с крупами...

Одно предложение пропустим, хотя оно тоже не очень простое. Перейдем к третьему: "И только аллею снегу никак не удавалось засыпать - по ней всё ходили и ходили люди." Представьте, что ваше самое большое достижение как читателя на данный момент - правильно узнать все буквы и опознать слово, и читая таким образом одно слово за другим, понять смысл фразы. И тут вам попадается предложение, в котором всё зависит от интонации. Такое может прочитать только человек, который способен сразу охватить взглядом всё предложение, расставить акценты, а потом прочитать его целиком. А что видит начинающий читатель? "И только аллею снегу не удавалось засыпать".  Какому "аллею"? Кто такой или что такое "аллей"? так "аллею" или "снегу" не удавалось? "Удавалось", кстати, тоже сложное слово для начинающего. В обыденной речи детей чаще звучат слова "получилось - не получилось", так что увидев это слово ребенок тоже должен его узнать, вспомнить, вытащить в актив. "Не удавалось засыпать" - засЫпать или засыпАть? Конечно, в предыдущем предложении есть слово "сыпал", но в череде глаголов легко заблудиться.

Итак, всего три предложения, а читатель уже устал. И ничего интересного и понятного пока не прочитано. Но, тем не менее, надо - так надо, идем дальше. Снова иероглиф "Вера Александровна". Вопреки ожиданиям, даже зная уже, что именно означают эти два слова, ребенок не начнет прочитывать их легко и непринужденно. Он может произносить их правильно (запомнив, что это, должно быть, они), но не прочитывать. Прочитывать начнет примерно после двадцати "тренировочных прочтений". Не верите? Погулите какие-нибудь индийские имена и названия на русском и именно прочитывайте их в тексте, а не обозначайте образом типа "Вара***какая-то-там-аджани". С какой попытки вы перестали путаться в слогах?

На этом пока прервусь, сама утомилась. :)
Это не критика текста Востокова, а критика идеи использовать его на начальном этапе овладения самостоятельным чтением.

чтение

Previous post Next post
Up