Для всех, кому интересно, что происходило на круглом столе главных редакторов СМИ по недвижимости, который прошел на выставке ДОМЭКСПО уже третий раз, публикую тот же отчет, что мы вместе с Татьяной Соколовой
написали для "Собственника" - только с иллюстрациями от
andre_yum
В рамках круглого стола «Взаимодействие СМИ рынка недвижимости и остальных его участников в условиях кризиса», организованного в рамках выставки «Домэкспо» интернет-журналом «Собственник», а также порталами Недвижимость@Mail.ru и ГдеЭтотДом.РУ, прошло активное обсуждение проблем, с которыми столкнулись средства массовой информации во время кризиса.
Вице-президент
Российской Гильдии Риэлторов Константин Апрелев заявил, что все участники рынка оказались на «рынке покупателя», и это меняет многое.
- Потребуется определенная перестройка бизнеса: изменение функций, связанных с сервисом, изменение набора услуг для покупателя, особенно для строительной отрасли, - подчеркнул эксперт.
Апрелев также призвал к честности в отношениях с потребителем: «Чем лучше мы потребителя сориентируем в рынке, тем лучше защитим его интересы, тем адекватнее будет решение, которое он примет, тем востребованнее будут услуги на рынке, и тем больше мы получим клиентов».
Модератор круглого стола, независимый журналист Марта Савенко задала вице-президенту РГР вопрос: готова ли Гильдия коренным образом изменить информационную ситуацию для потребителя?
- Не секрет, что вся аналитика, которая существует сейчас на рынке, базируется на ценах предложения, - заметила она, - а суммы сделок не раскрываются. Таким образом, реальные показатели рынка остаются тайной для покупателя.
По мнению Савенко, Гильдия могла бы стать инициатором создания базы данных по сделкам купли-продажи и аренды объектов недвижимости. Она считает, что если условие предоставления такой информации станет обязательным для участия в РГР, потребители наконец получат достоверную картину происходящего на рынке.
Однако Константин Апрелев выразил сомнение в том, что все участники Гильдии поддержат такое начинание.
- Гильдия следует за формированием рынка, а не наоборот, - подчеркнул он. - Если большинство риэлторов откажется предоставлять такие данные, то эта идея отпадет сама собой.
Апрелев отметил, что есть возможность провести соответствующий опрос среди организаций - членов РГР, а также призвал к созданию площадки для обсуждения и разработки инструментов, которые упростят ситуацию для клиентов и сделают рынок прозрачным.
Алексей Дубровский, руководитель проекта
Rambler-недвижимость, заметил, что СМИ святым духом не питаются.
- Поэтому у меня вопрос сразу: кто платить будет? - обратился он к вице-президенту РГР.
Ответ Апрелева был философским:
- Мы - это не только деньги, но и волонтерские инструменты. Почему нет? Мы для чего сюда пришли - чтобы зарабатывать денег? Нет! Чтобы изменять мир.
Сергей Дмитриев, коммерческий директор портала
ГдеЭтотДом.РУ, подробно рассказал о том, каков размер аудитории в Рунете, и каким образом формируются интересы тех, кто посещает порталы по недвижимости.
- Путем простой калькуляции легко подсчитать, что, к примеру, в сегменте жилой недвижимости в течение года по всей России участвует в сделках около 4,5 миллионов человек, - отметил докладчик. Он также привел ряд других вычислений и закончил следующим выводом:
- Аудитория онлайновых ресурсов по недвижимости конечна и составляет не более 2 миллионов человек в месяц и около 10 миллионов человек за год.
Сергей Дмитриев также считает, что аудитория рынка недвижимости не будет склонна расти в условиях кризиса, и на рынке наступает время интеграций и партнерств.
- Все возможные новации смогут сделать только наши с Вами партнеры, коллеги, друзья и соседи. У всех остальных на это просто нет сил и денег, - добавил он.
Татьяна Соколова, главный редактор интернет-журнала
«Собственник», рассказала о тех парадоксах, которые образовались в результате кризиса в треугольнике «Читатель - СМИ - Рекламодатель».
- Сегодня читатель хочет более развернутой и качественной информации, а редакции не могут ее дать, поскольку сокращают бюджеты, гонорарные фонды. Компании увольняют PR-специалистов, и все труднее получить грамотные комментарии. Это парадокс ведет к тому, что СМИ публикуют все больше рекламы и рекламных статей, и это негативно отражается на читательском интересе, - подчеркнула Соколова.
Олег Исаев, ведущий специалист по маркетингу ООО
«Квартал Эстейт», рассказал о проблемах, с которыми сталкиваются рекламодатели при работе со СМИ.
- Есть такая широко известная фраза: половина моих рекламных бюджетов тратится впустую, но я не знаю, какая именно. Ответ на этот вопрос куда больше интересует теперь любого рекламодателя в сфере недвижимости, нежели год или два назад, - отметил Исаев.
Он рассказал о маркетинговых исследованиях, согласно которым в 2008 году клиенты компании реже использовали газеты и журналы. По его мнению, проблема в том, что появилось много изданий-близнецов, которые конкурируют между собой с помощью устрашающих заголовков.
- Например, портал
«Индикаторы рынка недвижимости» до сих пор с подозрительной настойчивостью стращает читателя заголовками типа: «Кредиты не помогут девелоперам», «Недвижимость упадет вслед за нефтью», «Московские высотки превращаются в миф» или «Туалеты - мечта девелоперов», - рассказал он.
Юрий Карамаликов, директор по бизнес-коммуникациям инвестиционно-девелоперского холдинга
«МИЭЛЬ», поддержал коллег:
- Если СМИ в течение нескольких месяцев постоянно хоронят рынок недвижимости, всех его участников, то почему вы надеетесь, что эти участники станут платить вам за рекламу? Они даже информацию перестанут вам давать, что и происходит.
Карамаликов предложил искать площадки для общения журналистов и пиарщиков и стараться понять точку зрения друг друга.
В ответ на это Алексей Дубровский заявил, что не верит в то, что кто-то на рынке объединится.
- Выживут и поднимутся сильнейшие, - добавил он.
Валерия Мозганова, главный редактор журнала
«Дайджест зарубежной и российкой недвижимости», развеяла несколько мифов насчет печатных СМИ.
- Все говорят о том, что печатные СМИ неэффективны, однако они сохраняют свою востребованность у специалистов рынка.
Она признала, что от размещения рекламы в журналах не стоит ждать быстрых продаж.
- Если вы ждете, что от размещения рекламы или статьи ваша компания станет получать конкретные звонки, то это не так. Печатные СМИ ориентированы на теплых и холодных клиентов. Горячих клиентов должен давать Интернет, - подытожила Валерия Мозганова.
Она также предложила коллегам-редакторам меняться статьями на бартерной основе и организовать рекламные пакеты от нескольких изданий.
Редактор журнала «Собственник» Татьяна Хейн рассказала о том, что в рамках помощи коллегам интернет-журнал «Собственник» с начала 2009 года разрешил перепечатку своих материалов.
- Единственное условие: ставьте ссылку на нас, - заметила она.
Марина Скубицкая, генеральный директор компании «PR-стиль», высказала несколько мыслей на тему того, каким будет пиар сегодня.
- В кризис пиар безоговорочно победил. Бюджеты минимизированы. Понятно, что оплачивать работу рекламистов, дизайнера - это совсем не то же, что оплачивать работу одного пиарщика, - подчеркнула Скубицкая.
Однако, продолжала она, именно то обстоятельство, что все вынуждены перейти на режим строгой экономии средств, может спровоцировать начало эпохи платного пиара в СМИ.
- В условиях, когда снижаются объемы рекламы, редакции вынуждены искать другие источники доходов, - заметила Скубицкая. - Если никто не размещает рекламу, но при этом все хотят продвижения, вполне логично перейти на платное включение спикеров в статьи, платные интервью с ведущими игроками рынка и другие услуги, ранее не практиковавшиеся в серьезных СМИ..
Марина Скубицкая заявила, что ей становится страшно при мысли, что может наступить время, когда в изданиях не будут публиковать мнения профессионалов, которые владеют данными, но не платежеспособны.
- Надо попытаться сохранить качество публикаций, которое все же в большинстве изданий высокое, - добавила она. - Возможно, это удержит издателей от стремления любую букву в печати или на экране сделать платной.
Лидия Шарохина, руководитель проекта
«Кризисная лаборатория MOZAIK», заговорила об огромном дефиците объективной информации - в частности, грамотной и взвешенной аналитики. Комментарии размером в один абзац, наспех полученные через пресс-службы компаний, не дают достаточно развернутого представления о ситуации.
Совет Шарохиной рекламодателям: больше внимания уделять точности попадания в целевую аудиторию своих рекламных сообщений.
Для этого, по ее мнению, СМИ придется более точно исследовать предпочтения своих читателей - и предоставить эти данные рекламодателям.
Андрей Ивлев, директор по развитию компании «
МГСН», был оптимистичен:
- Для МГСН нет кризиса - есть новые условия. А значит, есть и новые возможности.
По его мнению, важно в условиях кризиса сосредоточить основные рекламные усилия в рамках конкретных проектов, а также контролировать эффективность рекламы не только по показателю количества звонков, но прежде всего отслеживать количество заключенных договоров.
- Количество звонков от читателей изданий, публикующих объявления о купле-продаже недвижимости, больше, чем откликов на рекламу, размещенную в интернете. Вместе с тем, соотношение «звонок - заключенный договор» выше при размещении рекламы именно на интернет-ресурсах, - добавил он.
Ивлев также дал свой рецепт эффективной рекламы: опираться на сотрудничество с известными журналистами.
После окончания круглого стола гости и организаторы еще долго не расходились. Среди участников царило оживление, завязывались важные деловые знакомства.
- Именно этого результата я ожидал от подобного мероприятия, - подчеркивает Сергей Дмитриев.
- Круглый стол главных редакторов СМИ по недвижимости - одно из наиболее ярких, и теперь уже ожидаемых событий, - отмечает другой спикер, Олег Исаев. - Рекламодателям предоставлена возможность донести свою точку зрения до редакторов СМИ в благоприятной деловой атмосфере. Для нас это важно.
Было весело, честно вам скажу.
Как всегда, особый колорит был внесен легендой Рунета, мастером эпатажа господином Дубровским.
Среди его реплик мне запомнились следующие:
СМИ сами виноваты, потому что цитировали ИРН, проект Рамблер-Недвижимость чувствует себя
как никогда хорошо.
При этом на табличке у него красовалась надпись: ведущий эксперт рынка недвижимости. По всей видимости, нам еще предстоит наблюдать борьбу двух гигантов.
Если бы у нас был конкурс докладчиков, то победителем, несомненно, следовало бы признать Сергея Дмитриева.
Вот кто удержался от выпадов в сторону конкурентов, привел конкретные интересные цифры и в итоге разложил по полочкам многие давно забытые вещи.
А еще мне очень понравился толковый, яркий, хотя в некоторых моментах спорный
доклад Олега Исаева - ему я отдала бы "серебро".