Материал из моей группы в ВК.
Хэллоуин уже прошел, но мне что-то вдруг вспомнилось.
«Дмитриев день покойнички на Русь ведут, покойнички ведут, живых блюдут»...
Штош, продолжают полыхать умы и некоторые части тела по поводу Хэллоуина. Типа, праздник-то не наш!
Хорошо, давайте наши вспомним. Все "Деды" описывать сегодня не буду, ограничусь осенними, они же Великие деды.
Дмитриева суббота - день всеобщего поминовения усопших, родительская суббота в традиции Русской, Сербской и Болгарской православных церквей.
Архиепископ Димитрий Ростовский считал, что Димитриевская родительская суббота заменила собой языческие тризны, существовавшие ранее у славян. Первоначально осенние поминки по усопшим предкам не были приурочены к определённому дню. На Севере Руси ещё в конце XIX века осеннее поминовение, как остаток древней практики, совершалось в Покровскую субботу.
Димитриевская родительская суббота приходится на разные числа. Но она бывает в конце октября или в начале ноября. Это - ближайший субботний день перед 8 ноября (26 октября по церковному календарю).
Ещё в начале XX века русские Дмитровскую субботу проводили торжественно: ходили на могилы своих усопших родственников и служили здесь панихиды, устраивали богатые подношения церковнослужителям. Женщины причитали на могилах родителей и наиболее близких родных. «Родительская справлялась, что называется, честь-честью. Приготовляется к ней деревенщина-посельщина, словно к какому великому празднику: пива варит, мёда сытит, пироги печёт, кисели заготовляет разные - поминальщикам да причту церковному на угощение, усопшим родителям-сродственникам на вспомин души».
И вот вам цитата интересная:
"Ещё «Кормчая Книга» ставила строгий запрет на поминальный пиршества, но до сих пор в повсеместном обычае в народной Руси устраивать попойки-угощенья на могилках в особо установленные для этого дни. До нашего времени (писалось в 1901 году) соблюдается старинное обыкновение сходиться в положенный срок на кладбища и воздавать честь-помин покойникам. До сих пор, - хотя бы на Дмитриев день, всюду можно услышать по деревенским погостам жалобные причеты, над могилами всюду можно увидеть поминальщиков, порою превыше всякой меры совершающих возлияние в честь дорогих и близких им усопших, почивающих вековечным сном в любовных объятиях Матери-Сырой-Земли.
Русский пахарь-народ зачастую, начиная за здравие, сводит на упокой, - но бывает (и нередко), что наоборот - начав поминаньем, сводит на ликованье-здравствованье. К Дмитриеву дню с полной справедливостью можно отнести последнее. В этот праздник мертвых можно наблюдать в народной Руси «радование» живых. Это обстоятельство вытекает непосредственно из верований народа в то, что там - за гробом - радуются все обременные, недугующие, страждущие в здешней земной жизни, все опечаленные судьбою, все обездоленные в этом бренном, преходящем мире".
"Народная Русь" (Коринфский), 1901 г.
В ночь на субботу у сербов, черногорцев и македонцев на стол ставили хлеб, освящённую воду и вино, так как верили, что в полночь придут души умерших. У хорватов подобный обычай существовал в «день душ» или «день мёртвых» (хорв. dusnidan, mrtvi dan) 2 ноября. Македонцы называли этот день - митровденска задушница, митровски мртвен. Так же, как у соседей католиков (хорватов и словенцев), было принято ходить на могилы предков и зажигать на них свечи, приносит питьё и еду для умерших. В Сербии и Черногории пекли небольшие хлебцы для покойникам, причём различные по форме для мужчин и для женщин.
А вы говорите "Тыквенный Спас"...
Так что готовьте кутью послаще, ставьте на стол яблоки и груши, пеките мясные пироги, наливайте в стаканы воду или что покрепче, накрывайте их хлебом, кладите лишние ложки для родных покойников. И тыкву тоже можно - ничему не противоречит же!