Решила перепостить сюда свою статью из группы в ВК "От Марты ПРО ЭТНО". Надеюсь, кому-нибудь будет интересно ;)
Я в своей группе периодически пишу о нижегородской нечистой силе, и в этот раз речь тоже будет об одном из её представителей.
Сразу предупреждаю, что разговор у нас будет о покойниках, поэтому, если для кого-то тема тяжела, лучше не читайте. Ну и еще о сексе речь будет, конечно.
Итак, хотела я вам об огненных змеях, сиречь, о летунах или лукавиках рассказать.
Чуть вечернею росою осыпается трава,
Чешет косу, моет шею чернобровая вдова.
И не сводит у окошка с неба темного очей,
И летит, свиваясь в кольца, в ярких искрах длинный змей.
И шумит всё ближе, ближе, и над вдовьиным двором,
Над соломенною крышей рассыпается огнём.
И окно тотчас затворит чернобровая вдова;
Только слышатся в светлице поцелуи да слова.
Афанасий Фет
Вики говорит нам, что в славянской мифологии огненный змей - злой дух, мифологическое существо. Часто является инкубом - ипостасью ходячего покойника или чёрта, принимающего облик умершего или находящегося в отлучке мужа или любовника, и вступающего в любовные отношения с женщинами.
Это всё так, но мы будем делать упор на то, что нам известно о нижегородских лукавиках.
Говорят, что похож это змей на светящееся огненное коромысло, пламенный веник, клубок синего цвета. Посмотрим, что говорят нам о летучих змеях нижегородские информанты.
Чаще всего персонаж-покойник со змеем только сравнивается: «летит огненным змеем, перед домом рассыпается", "летит етот, как змей огнЯный вот", "как змея с хвостом", но встречается и оборотничество змеем: "змеем обернулся, с хвостом и мохнатой башкой". В заволжской традиции летун по форме напоминает сноп, "сноп подпоясанный", "летит он снопчиком", изредка имеет форму метлы. Но самая распространенная форма - это, конечно, шар, часто с хвостом.
"Мужья, прилетавшие к жёнам из могил, назывались летунами. Летуны передвигались в виде огненного шара или как сула <палка длиной около метра, заострённая с одной стороны>"
"Огненный сноп летает, у кого горе большое. Помер у нас у одной бабы муж, сильно жалела она его, и говорит, стал приходить. Тоже отмаливали её."
"Огненный сноп летает, и жару от него нет, а в каком доме хитрый человек, ворожея какая, над тем домом и рассыплется искрами"
"Есть у нас лукавики (покойники, корторые летают домой). Вот если кто ревет о ком-то умершем, летит к ним, то как шар огненный, то как змея с хвостом. А как увидишь - пропадает.
Вот к соседке Анне Кривушке летал муж (бревном его убило). Летел как змея огненная, ахнул колесом о крышу. Требовал, чтобы она убрала челядку <детей> от себя. Даже на жню летал. Люди не видят, а она видит, калякает с ним. Умывали её пелесной травой от нечистой силы.
Ходят лукавики в 12 часов дни и 12 часов ночи. Днём, как люди, ходят, а ночью - как змей летают"
Вообще летают огненными шарами не только змеи страшные с нехорошими целями, но и прямо бог весть кто:
"На могилах шары огненные лятали. Кто их знат, кто такие. Ведь там разны люди схоронены. Или нечистый дух?"
"Все вот показывают по телевизору звезды такие с хвостами, над землёй пролетают. А это и есть летающие покойники"
Итак, все знают, что огненными змеями мужья-покойники или черти под видом мужей ко вдовам летают, но на Нижегородчине ситуация куда более интересная - тут и мужчины, и женщины змеями летать могут, и мужья-жёны, и дети к родителям, и родители к детям, и умершие невесты/женихи к своим половинам. И даже не мёртвыми, но сильно ожидаемыми людьми эти зловредные существа могут прикидываться!
"Покойники и сейчас летают. Приходят в 12 часов дня или ночи. Летят и по семь штук. Лошади их боятся, фыркают, никак нейдут. Вот у нас все говорили: "Смотрите, сейчас к Ваньке Наська полетит!" Пролетит шаром огненным с хвостом и за околицей рассыплется"
"Один раз я видела. Это еще в детстве было, мне лет 7 было. Мы с мамкой шли из гостей. <...> Вышли, а недалеко было кладбище. А мы с ней идем. Я иду, вот так оборачиваюсь, смотрю, говорю: "Мамк!" А женщина из другой деревеньки недавно схоронила дочь, а она всё плакала, и она, видать, к ней летала с кладбища. Это уж был разговор, что к ней ходит, но она этими делами не отваживала, не ругала, ничё, а вот привечала её, а она тут летала.
И вот идём мы с мамкой, обернулась назад <...> "Мамка, мамка! Погляди, огненный шар летит!" Ой, девчонки, вот такой, как огненный шар был, большой вот такой, и хвост вот такой вот, вот такой змейкой, черный. И прям с кладбища. И бац, там, где летала к матери, в трубу бац!"
"Раньше. говорили. летуны были: у нас вот у матери мать померла, ей было 17 лет, она ложится спать и говорит: "Мама, как я соскучилась по тебе! Как соскучилась!" И только легла ночевать, слышит - дверь открывается... И только легла спать - там несколько времени прошло - отворяется дверь: "Ну, вставай, я, - говорит, - пришла". Она напугалась, говорит, да в ноги, а спали два брата и отец"
"Вот я сама лично видела. Конечно, девчонкой еще была. У одной женщины был сын. Он уехал учиться в Ленинград, ну. молоденький парень. И мы сидели у них на крыльце, и она шла с другой улицы домой - эта женщина. Ну, она говорит: "Я иду, правда, позадумалась, слёзы, говорит, меня прошибли - подумала про сына-то, как жалко вроде - проводила молоденького. Ну вот лятун, а мы сидели на крыльце, и с нами еще одна старушка сидела. Ну, мы не знаем, что такое. Летит шар и хвост вот так вот за ним плывёт, и мы говорим: "Баба Марина, это что, мол, такое?" Она говорит: "Лятун, лятун, девки". И вот как раз эта женщина-то шла, и он перед ней рассыпался. И она прям без памяти пришла домой, на крыльцо-то и говорит: "Думала, я и не дойду, подумала, - говорит, - я о сыне", - и вот приключилось".
Как вы понимаете, все эти змеи-летуны - духи нечистые, а значит, ждать хорошего от них не приходится - способны они только разве что негодные подарки носить да силу из живых людей тянуть, ну и разве что секс порой с ними бывает, да и то совсем не к добру. А некоторые и вовсе напрямую убивают своих "доноров", если те что-то не так делают со змеевой точки зрения.
"К соседке моей долго муж ходил. Почитай, года 3 будет. А у ней трое детей. Дак она с поля убежит, будто к малым, проведать их, а дома-то с летуном встречалась. Правда. мало он к ней приходил днём-то. Больше всё ночью. Трудно тогда ей приходилось в то время с дитями-то.Вот раз села она дома и плачет. Ведь денег-то надоть. Ревела, ревела. А ночью он прилетел и говорит: "Плакала ты сегодня, вот я денег-то и принес". И выложит несколько тышшь. А потом улетел. Глядь - а на столе-то не деньги лежат, а листья. <...>"
"А вот бывает, что звезда летат. У моей бабки сестра умерла, и она уж по ней больно плакала. Там она ее (сестру) и привадила. Та, бывало, ночью придёт, принесет конфеток да платьицев. "Это я, говорит, ребятишкам гостинцы". А утром глянь: конфеты - овечий помет. а на платье рогожка. <...>"
"<...> Так у ней был целый сундук всякой всячины. И матерьял привезет. и конфеток принес-то и пряников - все за стол садилась, и он садился за стол. А хвост-от длинный у него был, и вот тогда Катька все возьмет да этим хвостом-ту обвивалась: У папки какой, - гыт, - хвост длинный!" А мать-то не видит" Дети-те вот видели, а мать-то не видела.
И вот один раз пришла соседка и говорит: "Давай, - грит, - я тебя конфетками угощу. Вот вчера у меня мужик-то приходил". А она ей начала говорить: "А ты посмотри-ка, что у тея в сундуке-то" - "Что? У меня всёго есть: и конфетки, и пряники вот носит". Открыли - а там и коровье говно, и овечьи орешки... Чё токо, грит,нет! И лопухи - это матьрьялу вроде принесет. Целый сундук, грит, был набитой".
"<...> Приносил гостинце мне, жалел, навозу приносил. Встала, на столе навоз лежит"
"<...> Захаренко к жене Настасье летал. Вытащил ее на двор и изнасиловал насмерть"
"Раньше калякали - летали летуны-то. Вот помер у Маньки хозяин, к ней летун летат. Вишь, какие искры-то летят, знать, звезда летит и искры-то летят. Летун летат. <...> У тети Маши Кузиной хозяин помер, она больно плакала, он к ней летал, она от него, говорят, родила. Батюшки, <...> и закопали мы его. С хвостиком, всё вот как чертёнок."
Ясно, что от такого гостя нужно избавляться! А если самой жертве и не ясно - из-за тоски по умершему, то на помощь приходят окружающие.
В нижегородских быличках называются разнообразные способы избавления от летунов: 1)растения-обереги (колючие, освященные в церкви, отгоняющие духов), 2) непреодолимая преграда в виде невинной души (положенный рядом ребенок), 3) брань и ругань, 4) традиционные христианские обереги (крест, молитва, зааминивание)
"<...> Прилетат звезда не просто так. К себе хочет забрать, убить. А чтоб отвадить, молитва такая есть (я уж не помню) и трава (девятисил)"
"У тётки умер муж, она по нему больно скучала. Однажды вечером снится, что кто-то ходит у порога. и слышит голос мужа: "Иди ко мне. Я тебе гостинцы принёс". А она отвечает: "Нет, лучше ты неси все сюда". А там у порога муж закричал: "Ты в хворосте и крест у тебя там", Тётка сидела на печи, где кирпичи крест-накрест ложены, и вокруг нее дети были. Дети-то и есть хворост. Тетка напугалась, начала молиться, но больше уже ничего не слышала. Утром встала, а у порога конского говна много."
"- А чем отвадить его можно, этого змея?
- А вот трава "растрел" какая-то есть и молются, замаливают. Старушки такую бярут. Щас уж эдак нихто не тоскует так, как раньше тосковали, а нынче все..."
Огненный змей, овечий помёт и Финист Ясный Сокол, изображение №7
"- А как она от него избавилась?
- Избавилась. Ребенка стала с собой класть спать. Он кричит: "А, догадалась, а то была бы ты со мной"
"<...> Как отвадить - не знаю. Говорят, молитвой. Еще они не любят, когда про них рассказывают, боятся запаха мочи, матерной брани. Чтобы загородиться, по бокам маленьких детей клали. Вот у нас австрийцы в богатом доме стояли. Так они увидели раз летуна - шар огненный с длинным черным хвостом - и давай в него стрелять. Стрельнули, и он рассыпался".
Еще в качестве оберега от летунов булавки использовались и иголки - надо было их в одежду втыкать и в порог. И в связи с этим мне всё Финист Ясный Сокол вспоминается. Может, не такие уж и злые сёстры-то были у главной героини? К младшенькой летает кто-то через окно, кого она любимым зовёт, разговоры с ней ведет, а заглянешь - и нет никого! Как уж тут без булавок и иголок в окна и в двери, чтобы не мог ворог окаянный влететь! Ну он и не смог, как мы по сказке помним. Ну а дальше сказка, может, про то и была, как неживого жениха в живой мир вернуть полностью...
Но то в сказках, а в яви живое с живым должно оставаться, так что не поддавайтесь коварным летавикам и живите долго!
Цитаты информантов взяты по следующему источнику:
"Мифологические рассказы и поверья Нижегородского Поволжья" Сост.: К. Е. Корепова, Н. Б. Храмова, Ю. М. Шеваренкова