"Любовь-то, стало быть, пакет:
Надписано секретарю,
А нет его - вручить другому"
Значительный кусок жизни я думала, что любовь целиком зависит от объекта: для её возникновения нужен строго определённый человек с уникальным набором качеств, которые совпадут со всеми твоими трещинками и выпуклостями, восполнят недостатки и востребуют достоинства. От этого случится яблочная машина и вечный двигатель, и скажет Б-г "Збсь!", и оно збтс. Понятно, что после утраты такого партнёра остаётся выжженная земля, на которой долго ничего не растёт, не совокупляется, и котики, пробегая по ней, брезгливо трясут лапками.
Долго ли, коротко ли, но как-то вдруг оказалось, что есть и другие способы любовного взаимодействия. Этот, про "того, Единственного", конечно очень хорошо продаётся - точно так же, как продаются всякого рода Библии неудачников. Знаете? существует целый пласт фантастических романов (обычно, саг), где героем выступает совершенно обыкновенный никчемушный человечек, который никак не может найти себя в своём мире; но стоит ему попасть в Другую Реальность, выясняется, что в ней все его слабости волшебным образом обернулись Силой. Достаточно просто быть таким как есть, и произойдёт страшный успех, чувак начнёт исцелять слюной, вредные привычки окажутся полезными навыками, люди будут скупать его дерьмо за золото, и слава побежит впереди него, нагая (ну, так интересней, чтобы нагая). И всё это только потому, что он попал в правильный мир. Каждый неудачник, читая это, утешится. То же и с Единственными - не я плохой, а партнёр не попался, с которым я маг, бог и герой.
А другой способ, он неприятный, потому что ответственность за любовь приходится брать на себя. Фразочка Фабио из "Собаки на сене" вдруг оказывается не такой уж циничной. Любовь - пакет, адресат выбыл - передай другому. Не кому попало, конечно, но возникает какое-то мощное понимание, что у тебя есть запас силы, мешок подарков, ведро нежности, бочка мёда и просто любовь, и ты можешь прожить её с кем-нибудь ещё.
Моя любимая сцена из la boum, которую я вспоминаю не реже раза в год, финал: маленькая Софи Марсо танцует, обнимая мальчика, которого изводила и добивалась несколько месяцев, и наконец получила; и вдруг из-за его плеча она видит другого - и к следующему танцу переходит в его объятия, закрывает глаза и кружится со слепым от счастья лицом. В этом тоже нет ни малейшего цинизма, просто у неё очень много любви.
Не, я не призываю пересаживаться на другую лошадь с такой скоростью, но это полезный навык - не терять любовь с утратой объекта.
Правда, пакетная передача данных работает и с другими эмоциями тоже, не только с радостными. Очень легко переадресуются гнев, раздражение, претензии. Тут крайне неудобно быть тем, кто внезапно получил чужое письмецо. Вроде бы начинаешь отношения с нуля, но вдруг оказываешься в ряду "таких же", - тех, кто прежде обманул-оскорбил-предал, - поэтому тебя быстренько подтаскивают под шаблон злодея, находят сходство и тут же наказывают, как и всех прочих. Очень, знаете, странное чувство, что над тобой совершилась несправедливость. А это вы просто приняли пакет.