Наличие тех или иных эмоций по отношению к окружающим зависит от взаимного расположения тебя и людей вокруг тебя.
Например, чтобы порадоваться за человека от души, нужно, чтобы у тебя не было собственной неудовлетворенной нужды.
Тот, с кем ты соединен, по умолчанию должен разделять с тобой все (вы же одно!)
Так, ребенок не может от души порадоваться за родителя. Не то у него положение. В самом деле, допустим, родитель выиграл в лотерею. Может ли ребенок порадоваться не за себя, не за семью в целом, а за родителя? Нет. Его одолевает тревога: что-то изменилось в семье, и что теперь будет в отношениях с приходом этого выигрыша. Если ребенок постарше, появятся сомнения, достанется ли ему что-то, что произойдет с выигравшим родителем?
А если выиграл в лотерее твой лучший друг или родственник? Между вами сразу возникает разность - он становится богат, а ты в сравнении с ним беден. Равновесие, которое ранее существовало между вами, нарушается, и сама собой всплывает мысль, что «он должен делиться», а значит, и тревога вместо радости: поделится ли, сохранится ли наше равенство? Ну, и скорей всего, лучший друг или родственник не отдаст вам столько денег, чтобы сохранить равенство, а значит, ваши прежние отношения на время или навсегда расстроятся.
А если человек посторонний? Удается ли порадоваться за коллегу, который выиграл в лотерею? Только в том случае, если у вас есть аналогичное или большее количество денег. Чем больше ты сам нуждаешься в деньгах, тем меньше у тебя возможности от души радоваться за выигравшего в лотерею.
Итак, для искренней радости за другого нужно: 1) не иметь острой нужды в человеке или его ресурсах, и 2) быть достаточно отделенным от этого человека.
А что с уважением? Кого мы можем уважать?
Мы уважаем того, кто делает что-то трудное. Но, если мы никогда не делали чего-то подобного, мы не знаем, трудно этому человеку в действительности или нет. Если действие необычное, редкое, мы по умолчанию предполагаем, что оно трудное, и склонны сразу преисполниться уважения или восхищения. Поэтому трюкачи и фрики частенько уважаемы. Если действие распространенное, многие могут его делать, мы склонны недооценивать трудность, пока не попробуем сами. Так, готовка пищи, мытье пола, воспитание детей, работа дворника, сантехника, любая обычная работа - все это недооценивается до получения самоличного опыта такой работы. Только когда ты сам провернул такую работу в таком же объеме, когда сам лично понял, сколько на это уходит физических, моральных сил и времени, только тогда ты начинаешь уважать других за аналогичный труд. И начинаешь уважать себя за то, что тоже можешь так делать.
До приобретения личного опыта ты склонен обесценивать чужой труд и преувеличивать свои способности. Тебе кажется, что это легко и ничего не стоит. Что человек занимается какой-то фигней. А вот ты-то, ого, мог бы одной левой, но только как раз сейчас занят более важными вещами!! В общем, до приобретения такого же опыта ты практикуешь неуважение к другим и преисполнен чувства собственного величия. Это исходная, базовая позиция любого человека, даже не обязательно инфантильного. И если у человека нет нужды работать, он на такой точке зрения и застынет: что всё легко, люди просто лентяи и слабаки, а вот я-то ого-го!
Если же человек набирается практического опыта, он достаточно быстро понимает реальный расклад сил и цену результата. Его ЧСВ сдувается, так как он начинает осознавать свои ограничения - физические, психологические, временные, материальные, о которых раньше не задумывался. Но одновременно растет его самоуважение: теперь он знает, как справиться с задачей, знает технические подробности, понимает, что задача ему по плечу, понимает, что может обойтись без других, или, напротив, что в одиночку он с делом не справится, а вот с двумя помощниками - да. Он становится больше задачи, но меньше, чем раньше воображал о себе. Зато теперь - у него есть уверенность в себе, знание, понимание дела и самоуважение, а заодно и уважение к другим, кто помогает или делает такое же дело. Таким образом приобретается адекватность, понимание, что ты представляешь из себя, и что другие представляют из себя.
В общем, для того, чтобы испытать уважение к человеку - нужен опыт. Опыт - это отдача своих сил делу. Только отдачу своих сил, поток изнутри, мы можем измерить и осознать в соотнесении с реальностью. Поток информации снаружи внутрь малоинформативен, создает лишь иллюзию знания.
Благодарности нет, если ты чувствуешь себя маленьким. Напротив, когда ты сам себя воспринимаешь маленьким, незначимым, то чувствуешь, что тебе все должны, весь мир задолжал справедливости. И даже когда тебе маленькому что-то дают, радость быстро проходит, не оставляя за собой благодарности. По-настоящему полезным даром для маленького будет доращивание его до равного положения. Если же сильный дает слабому рыбу, а не удочку, укрепляя тем самым зависимость от себя, то аппетиты слабого только растут, отрастает гордыня в виде фантазий, что он особенный и необходимый (раз ему подарки носят), но и напряжение контроля растет, появляется подозрительность и истерики при отклонении сильного от привычного маршрута подношений. Получается растущая ненасытная яма, - чем больше даешь, тем больше должен. А благодарность - это когда ты можешь дарить. Это чувство равного, способного дать столько же, сколько получил. Если ты маленький, начинай давать другим то, что нужно тебе, так научишься делать подарки самому себе и перестанешь в ком-либо нуждаться.
Если так получилось, что ты получаешь какие-то блага забесплатно и даже без понимания, что это за благо, сколько оно реально стоит, твоим уделом будет постоянная тревога. Например, когда у тебя есть телефон с мобильным интернетом, ты от него зависишь, но он вне твоей власти. Например, когда ты живешь в благоустроенной квартире, но благоустройство - водоснабжение, тепло, вывоз мусора - в общем-то вне твоего влияния, и ты зависишь от управляющей компании, сантехников, электриков, ты испытываешь подспудную тревогу и зависимость и гнев, когда что-то выходит из строя. Ведь, если зависишь, значит, меньше них.
Сравним это с какой-то поломкой в твоем собственном частном доме: будут совсем другие чувства, - да, досада, но никакой зависимости и гнева, и никакого хронического контроля/тревоги. Ибо ты хозяин своего дома, ты не меньше него.
Итак, если ты меньше и ты зависим, ты неизбежно пытаешься контролировать источник своих благ, который больше тебя. Твое внимание вечно направлено наружу, а значит, ты себя не знаешь, и можно вольно фантазировать на тему, какой ты. Ты, не зная себя, оцениваешь себя главным образом через размер потока благ, текущих к тебе. Если много дают - ух, я велик! А если еще и реагируют на твои вопли и требования - ух, как я значим! Ты как яма - чем больше тебе дают, тем ты больше (воображаешь себя). Тут главное - не сталкиваться с реальностью, чтобы она не повредила твоей грандиозности. А для этого надо совершенствовать методику манипуляций, чтобы твой источник благ не смел дернуться без твоего дозволения.
Пока источник благ реагирует на твои нужды и дает, ты не знаешь, что представляет из себя благо, и какова его цена. Как рыба не разумеет воды, так и ты не знаешь, откуда берется вода в кране, электричество в розетке и интернет в телефоне. Ты не развиваешься и ничего не умеешь.
И только когда снабжатель решительно откажется тебя снабжать (Предатель!), или будет уже не в состоянии это делать (Слабак! Ничтожество!), и ни на чью шею пересесть не удастся, только тогда ты начнешь непосредственно изучать свое благо/нужду и способы ее удовлетворить. Спустишься с высот «власти» к состоянию «не знаю» (о да, это будет восприниматься как падение с пьедестала). И начнется творческий процесс познания и овладения реальностью, обрывающий нити зависимости, но дарящий уверенность, удовлетворение и спокойствие.