Научение и понимание

Feb 03, 2024 11:20



Когда нынешних школьников пытаешься обучать геометрии, они часто не хотят ничего чертить, а пытаются решить задачку в уме. И терпят в этом фиаско. Во-первых потому, что сразу несколько терминов (прямая, отрезок, угол, параллельно, перпендикулярно, средняя линия, трапеция) в трех строчках - это сложно, память у них обычно плохая. Во-вторых, потому что в оперативной памяти человека не помещается больше семи деталей. Поэтому «точка А» там-то, «прямая АС параллельна», «отрезок ВС равен 5 см» и всё - оперативная память исчерпана, нет больше ресурсов для того, чтобы покрутить эту мысленную картинку перед внутренним взором, поискать решение.

Поэтому в геометрии все нужно чертить и перечерчивать, добиваясь того, чтобы отрезки действительно выглядели параллельными, а угол действительно был тупым, если так по условию. При хорошо выполненном рисунке в половине случаев решение или доказательство становятся очевидными.

Аналогично, для выявления различий между изображениями нужно поместить два рисунка в одно поле зрения, и тогда различия будет найти гораздо легче, чем если бы рисунки лежали на расстоянии 20-30 см друг от друга.



Наше сознание автоматически и всегда проводит процедуру выявления общего и отличий. Это и есть операция абстракции, или - выявления сути.
Вычитательный закон сознания
Наша душа: Различение эмоций
Объединение с рождением нового
Абстракция, или почему некоторые люди не любят читать

Если с рисунками и чертежами все более или менее понятно, то со сравнением событий, разделенных во времени, сложнее. Их нужно накопить в памяти (поместить во внутреннее поле зрения), чтобы сознание смогло проделать операцию обобщения и извлечения сути/опыта. То есть, они должны отложиться внутри нас/запомниться, и уже внутри подсознание будет постоянно крутить их, пытаясь сложить из них картину понимания (процесс кручения называется рефлексией). Однажды при добавлении очередного паззла картинка сложится. Наступит ясность, и человек станет в этой конкретной области опытным.

Однако полно случаев, когда человек постоянно делает одни и те же ошибки, наступает на одни и те же грабли, но ничему не учится, не извлекает никакого опыта. Почему так происходит? Чаще всего потому, что картина происходящего у него не смогла перейти на внутренний уровень.

Что нужно для долговременного запоминания? Нужно побыть с картинкой/событием/действием/чувством минут 15-20. А потом ещё и несколько раз самостоятельно вспомнить. Чужие напоминания не подходят, другой механизм извлечения. Самостоятельное вспоминание - это получение сознательного доступа к внутреннему пониманию. Без стремления вспомнить (сознательно достать) понимание из совокупности опыта также извлекается, но работать оно будет непредсказуемо, "по наитию", станет интуицией, а не знанием.

Мы же так в школе учились - изложение темы, работа на уроке с однотипными примерами минут на 20-30, потом домашнее задание, где нужно вспомнить, как это делается. И еще несколько раз повторить в течение года. Вуаля! Операция ушла в долговременную память - научился ученик. У современных школьников, кстати, нет длительной работы над однотипными примерами даже на уроке, и уж тем более дома самостоятельно они ничего вспоминать не будут, если можно списать друг у друга или с какого-то сайта. Так что вообще неудивительно, что у них память дырявая, и знаний с каждым годом все меньше и меньше.

События жизни человек может не запоминать потому, что не хочет на них сосредотачиваться. Ему сказали, что он поступает плохо/неправильно, он тут же стряхнул с себя чужую точку зрения, и дальше побежал. Не задумался, не отрефлексировал, не побыл с неприятным чувством. Следовательно, не запомнил случай, не перевел в долговременную память, не сделал этот опыт доступным для сознательного анализа.

Если же ты испытал неприятное чувство, но сразу отвлёкся, намеренно или нет (пойду съем чего-нибудь, посмотрю видюшки, поболтаю с приятелем), ну что ж, значит, ты не перевёл чувство в долговременную память, не дал пищу сознанию, не усвоил опыт. Не хочешь вспоминать что-то - значит, и опыта не будет.

Вкратце: побыть со своим чувством/событием 15-20 минут важно для перевода чувства/события в долговременную память, на внутренний уровень. Повторное обращение/вспоминание прокладывает доступ к этой долговременной памяти. Накопление похожих чувств/событий позволяет сознанию провести работу по обобщению и выявлению сути, после чего возникает ясность/вырабатывается опыт/интуиция.

Любое такое запоминание, конечно, необратимо меняет нас - так приходит мудрость. От таких изменений Эго/чувство собственного величия страдает: «Как так! Я же и так хорош, и всё делаю правильно, а тут кто-то/что-то пытается на меня повлиять, изменить, получить надо мной власть!». Поэтому Эго все время пытается откосить от осознаний/изменений. Прежде всего путем незапоминания: не дает нам побыть с чувством, не позволяет вспоминать о неприятном. Тут же и гаджеты приходят на помощь, позволяют так легко отвлечься, чтобы забыть, не думать, не чувствовать.

Экстрачувства, Геометрия, Психология, Мышление, Люди

Previous post Next post
Up