Навеяно
постом seva-riga.
Люди, существующие в системе иерархии очень хорошо друг друга понимают. "Сильнее-слабее" - это единственно доступный для них способ отношений, понятный как рабу, так и господину. Оба они видят смысл лишь в тех отношениях, в которых "есть что взять". Сильный берет у слабых труд, слабый берет у сильного защиту. И отношения, при которых нет дележки физических благ, вызывают у таких людей недоумение: "А зачем тогда нужны такие отношения?"
Хотя "сильнее-слабее" - это условный термин. Пригодно и противопоставление "взрослый-ребенок". Но и оно не до конца отражает суть. Ведь в семье ребенок вполне может чувствовать себя сильнее мамы, если мама ему прислуживает в ущерб себе. Нам всем свойственно выращивать гигантов в душе своим вниманием и уничтожать объекты отсутствием внимания. Мама, которая круглосуточно думает и беспокоится о ребенке, выращивает фигуру, которая заслоняет ей все остальное, в том числе, и ее саму. Ребенок безошибочно чувствует свою величину в сравнении с малой фигурой матерью и потому считает себя главнее и сильнее. Но он чувствует и равнодушие посторонних людей, что для него очень странно, непонятно и пугает. Страх перед внешним миром и осознание в глубине души своей слабости причудливо сочетается с чувством превосходства над матерью и самоуверенностью.
Вот так и прибалтийские республики были полны некоего самодовольства в 80-е годы. Им казалось, что они умнее и сильнее русских, поскольку живут лучше. И, как опекающая мама всегда виновата во всем, так и Россия всегда была виновата в том, что недодала, - например, не обеспечила настолько, чтоб прибалты жили, как в ФРГ "люди живут". Хотелось от навязчивой мамы избавиться и «зажить». Избавились… Но мантры про «Россия виновата» не прекращаются.
Они и не прекратятся, пока на маму действуют крики "ты виновата". А почему на маму действуют такие крики? Потому, что она действительно считает себя сильнее (и будет так считать, пока ребенок сам не пойдет и не сделает, как ему лично надо).
В каких случаях родители могут относиться к детям так же уважительно, как к равным? Когда сами еще полностью дееспособны, а их дети уже добились примерно того же, что и они, не принимают материальной помощи, живут самостоятельно и не позволяют вмешиваться в свою жизнь. Переход с иерархических отношений к равным - очень трудная трансформация, особенно для «слабой» стороны. Именно ей нужно научиться опираться полностью на саму себя. И именно слабая сторона постоянно ищет «справедливости» и виноватых.
В нормальных условиях, не в войну, именно слабая/зависимая сторона должна первой делать шаги к большей самостоятельности. А любые поиски виноватых автоматически означают, что слабая сторона сама шаги делать не собирается, а пытается принудить к чему-то «сильную».
Равенство дается не так уж и просто. Для него нужно проделать огромную внутреннюю работу.
Может ли выпускник вуза общаться на равных, скажем, с корпорацией Микрософт? Нет. Но сможет, если станет уникальным специалистом, или приобретет другие надежные источники дохода, или заимеет другие важные занятия в жизни. Когда перестанет нуждаться в том, что может дать большая корпорация.
Сможет ли условная Эстония на равных общаться с Россией? Сможет, когда перестанет нуждаться в том, чего в России больше.