Про память и подключение

Dec 10, 2019 11:01



Когда-то я с интересом изучала педагогические методики, смотрела, что и как можно говорить и показывать детям и студентам, чтобы они лучше понимали предмет. Экспериментировала, смотрела результативность. Лет через пять-десять поняла, что дело вообще не в методиках. Дело в самом учителе. Сформулировала это как "если учитель горит своим делом, то и дети легко схватывают его предмет".

Прошло еще пять лет преподавания в вузе и три в школе, теперь считаю, что дело и в учениках тоже. Учитель, если ему самому интересен свой предмет, и он в нем развивается, вполне способен "увлечь" (а точнее подключить своих слушателей к своему куску инфополя). Выражается это в том, что в присутствии этого учителя ученики внезапно начинают понимать то, что не понимают без этого учителя.

Вообще, такая "подключка" к своему пониманию - вещь совершенно обыденная. Мы можем совершенно не стремиться на море, но, послушав увлеченный рассказ сослуживца, вдруг загораемся мыслью побывать там. Пытаемся постичь искусство кулинарии через книгу и не получается, но постоим рядом с поваром - и вот, все легко и просто, оказывается! Один человек объясняет - ничего не понятно, другой вроде говорит все то же самое теми же словами - и понятно! Друзья потому и друзьями становятся, что мы способны подключать их к своему пониманию, а они нас - к своему.

Вернемся к школе. Условие подключения: эмоциональный контакт. Человек должен быть вам симпатичен, или, как минимум, достоин того, чтобы вы его слушали. При антипатии к человеку вы его просто не слушаете, закрыты для его слов и его понимания. А условием стабильного подключения к данному куску инфополя является собственная работа в этом поле. Вот ученики слушают учителя на уроке, вроде им понятно то, что он говорит, но потом он ушел, и они "забыли". Потеряли нить. Понимание пропало.

Почему? Потому что нужно поработать самому. Порешать задачки, повспоминать учителя и то, что он говорил - обычное домашнее задание. Однако этого мало. Помимо заданной учителем работы нужно найти и проделать в этом поле то, что тебе лично интересно. Вот это и будет твой ключ и твоя зацепка за область инфополя - твой интерес и твоя работа с этим интересом! Только тогда контакт останется и даже если забудется, его легко будет восстановить.

Следующий нюанс: для подключения/настройки к пониманию нужно определенное время. В среднем для настройки на незнакомую область нужно минут 15. Иногда меньше - если уже есть предрасположенность к этому предмету или к этому человеку. Но иногда намного больше - до нескольких часов. Все это время нужно пытаться понять/вспомнить/сообразить. Это и будет настройкой на нужную волну.

Если что-то отвлекает в это время (возгласы соседей, поступающие на телефон сообщения, беседы, физический дискомфорт) - настроиться очень сложно, некоторым - попросту невозможно. Ну, и такая настройка вопреки помехам, умение держать линию, отнимает очень много сил, вызывает стресс. (Так что для работы с постоянными помехами требуются "стрессоустойчивые" люди. Вот и учителю без стрессоустойчивости никуда.)

Умение стабильно держать настройку и быстро подключаться мы называем хорошей "памятью". А неумеющих держать настройку называем "ветреными" и "увлекающимися".

Нынешняя работа в школе зарегламентирована. Если соблюдать инструкции, то у детей не остается времени на выявление собственного интереса и работы с ним.

В одном классе сидят очень разные дети. Одни уже все поняли, другим 45 минут урока недостаточно для настройки, даже при всем желании. Поэтому они становятся отвлекающими "помехами" и создают стрессовую обстановку как для учителя, так и для работающих одноклассников. Попробуйте сосредоточиться, когда рядом кто-то веселится. Плохо получается? Неудивительно.

Смартфоны. Смартфон - это как "быстрые углеводы", легкий способ получить информацию. Если ученику трудно настроиться на сложный кусок информации, он всегда предпочтет смартфон.

Я не знаю, можно ли улучшить школу. Мне кажется, нельзя.
Да, какая-то доля учеников преодолевает все препятствия и выходит из школы с железно-бетонным умением держать линию, несмотря на кучу помех. Остальные чему-то обучаются, но обычно считают, что это им слишком дорого обошлось. И они правы.

Я не видела на своему веку людей, которые учились не в школе, поэтому мне трудно судить, как будет проходить учеба по иной системе. Но живые люди-"подключатели" обязательно потребуются.

Вспомнилось: подруга учит свою дочку-пятиклассницу дома, математика дается плохо, верней, ребенок ее быстро "забывает". Сидит девочка самостоятельно и "видит фигу" в учебнике и тетрадке. Подходит мама с вопросом: "Ну, что тебе непонятно?" и ребенка озаряет, она вдруг видит решение, которое за секунду до этого не видела. Хотя мама еще даже задачу не прочитала.

Еще вспомнилось: у моей дочери очень часто бывает, что она не видит нечто, лежащее перед носом. Например, ручку. Подхожу, и она вдруг замечает эту ручку. Я, выходит, работаю как "проявитель". Чего? Этого слоя реальности?

И еще: вот в этом видео полиглоты один за другим говорят, что для овладения языком нужно найти носителя(ей) и с ним общаться. Что это, если не подключка к языку с помощью живого человека?

image Click to view



Экстрачувства, Общая база данных, Психология, Мышление, Люди

Previous post Next post
Up