Семейное образование - опыт

Aug 27, 2019 18:38



По закону родителям разрешается брать на себя школьное образование своих детей. Дети, обучающиеся в семье, обязаны явиться только на ОГЭ. Всё! Однако большинство родителей предпочитают ежегодно аттестовываться за очередной класс - чтоб дети не расслаблялись. Школа по месту жительства обязана принять эту аттестацию, хотя и не очень рада - ведь учителям приходится разрабатывать материалы (программы, экзаменационные материалы, отчеты и т.д.). Поэтому иногда школы упираются, создают сложности, выдвигают абсурдные требования типа "Присутствуй на уроках труда, а как еще я тебя оценю". Но в целом формы семейного образования развиваются, все больше таких учеников, все больше школ, занимающихся с такими детьми. В том числе, онлайн-школ: плати 10-30 тысяч и проходи аттестацию, документы пришлём.

Мой опыт начался с собственной дочери, которая перебегала из школы в школу, везде чем-то была недовольна, пока наконец не уговорила меня написать заявление на очно-заочное обучение. Пришли в школу, которая одна в нашем городе занималась аттестацией спортсменов и прочих одаренных, которым некогда в школу ходить. Написали заявление, заплатили 15 тысяч за год за "дополнительные образовательные услуги", под которыми подразумевались индивидуальные консультации у учителей, и последние два года в школе дочь ходила только экзамены сдавала. По 13-15 штук в год. Да, иногда за учителем приходилось побегать, пытаясь выяснить, когда он выкроит время на послушать, но в целом все было очень лояльно и благожелательно. Индивидуальные консультации не потребовались ни разу. За три месяца до ЕГЭ дочь написала заявление на сдачу и благополучно все сдала, хотя иногда я и сомневалась, что все пройдет благополучно, глядя на то, сколько времени она уделяла учебе.
Я в ее учебе почти не участвовала, она сама со всем справилась.

Нынче у моих знакомых две дочки учатся дома. Старшая девочка с трудом дотянула в школе до четвертого класса: очень умная была, но совершенно не ладила с одноклассниками. Решили попробовать семейное. Я сама позанималась с ней математикой и русским (выбирала примеры и упражнения, что-то вкратце объясняла). Материал за целый класс она осваивала за неделю, занимаясь по два-три часа в день. После чего пошла в школу, благополучно написала все контрольные и аттестовалась. Всего-то 15-25 часов ей требовалось на освоение программы четвертого класса по одному предмету. На другие предметы ушло еще меньше времени, правда, некоторые учителя сопротивлялись, не хотели формулировать требования, вынуждали бегать за собой по многу раз. Ну, это и понятно, она первая такая была в своем городе, отдел образования еще не знал, что с ней делать (интересно, платят ли им деньги за "семейников"?) Родители понервничали, но в итоге в тот - первый - год все закончилось хорошо: девочка занималась сама, сдавала всё сама, и всё на 4 и 5. Так что, подумав, они забрали из школы и младшую дочку - из третьего класса - и подались в онлайн-школу, которая брала 10 тыс за аттестацию за класс.

Как выглядит обучение в онлайн-школе? Выдается список из 100 вопросов и сканы нужных учебников. Ребенок готовится, изучает эти 100 вопросов. Когда считает, что готов, садится за компьютер, заходит на сайт школы и нажимает кнопку "Сдать экзамен". Ему дается 3 или 4 часа на ответы на 20 вопросов из той сотни, которая была выдана первоначально. Обычно девчушки управляются с изучением материала и сдачей экзаменов за 2,5-3 месяца. Младшей мама помогает, старшая дочь учится полностью самостоятельно. Прошло уже четыре года, за четыре класса аттестованы успешно.

Могли бы и досрочно сдавать два класса за год, но рвения такого нет, потому что не ясно, зачем?

Какое получается качество знаний? Я поспрашивала старшую девочку, порешала с ней задачи, посмотрела, как она сдает экзамены. На мой взгляд, у неё твёрдые четвёрки, переходящие порой в пятёрки. Считаю, что это вполне нормальный результат, поскольку углубленно она в школьные предметы не зарывается.

В следующем году у старшей ОГЭ, она собралась сдавать помимо математики и русского физику и химию. Химию уже сейчас - со знаниями 8 класса - сдаст (на тройку). В следующем году позанимается еще часов 10 дополнительно, и сдаст на четыре. А если позанимается 20-25 часов дополнительно - сдаст на пять.

Младшенькая не такая способная, память похуже, но на свои четверки тянет уверенно. В школу никто обратно возвращаться не хочет - ни родители, ни дочки.

Что касается социализации, то младшая у них на танцы ходит и в театральный кружок. Старшая состоит в виртуальном клубе фанфикопоклонников, в детские лагеря ездит. Каких-то проблем с общением нет.

Да, какие-то возможности и веяния, наверное, проходят мимо них. "Заразиться" чем-то интересным от одноклассника им не грозит. Но и тотальной усталости от бессмысленности 7-8-часового сидения в школе и от надоевших предметов у них нет.

Всем ли пойдет такая форма обучения? Конечно, не всем! Есть дети, не желающие учиться, и ни родители, ни школа с этим ничего поделать не могут. А вот всем остальным детям семейное образование вполне подойдет, разумеется, если сами того захотят.

Горят ли глаза у детей от самостоятельного обучения?.. Не особо. Разве что проблесками...
Горение глаз все-таки коллектив единомышленников обеспечивает или перспектива применения своих умений в ближайшее время, а не знания сами по себе...

Так что семейное образование - не панацея от всего. Только от школьной рутины.

Обновление от 2023 года: старшая девочка сдала ОГЭ на все пятерки, ЕГЭ на пять-четыре-три и поступила в вуз, пока учится, все нормально. Младшая девочка сдала ОГЭ на четверки-пятерки. Репетитор при подготовке к экзаменам был - на час-два в неделю у каждой.

Люди

Previous post Next post
Up