Когда мои дети были маленькие, я им предлагала вместе сходить, ну, например, в магазин, а когда они отказывались, приговаривала: "Баба с возу - кобыле легче". Недавно дочка мне призналась, что она всегда воспринимала эту фразу как: "Баба с возу-ка, были легче". Просто для нее слово "кобыла" ничего не значило.
Вот научилась она читать в 4,5 года, сама выбирала, что читать, так что русские народные сказки прошли в основном мимо неё, она фэнтези предпочитала. Потому и вышло так, что "кобылу" не знала.
Я знала, потому что за несколько летних месяцев, проведенных в деревне у бабушки, близко познакомилась и с кобылами, и с меринами, и с хомутом, и с оглоблями, и с вожжами, и с кнутами. Даже запрягала сама несколько раз. Поэтому для меня эти слова (кобыла, мерин, упряжь, телега, хомут) не пустые, они наполнены содержанием и смыслом, я могу их активно использовать.
А для моих детей - эти слова пустые. Они поговорку про "бабу с воза" вряд ли будут использовать, и участь поговорки предрешена - в реку забвения вместе с отмирающей русской деревней.
Правда, некоторые слова держатся довольно долго даже без содержания. Услышала я тут выражение "с кондачка", припомнила многочисленные фамилии "Кондаков", и пошла искать, что же значит слово "кондак". Вроде бы это церковный гимн, исполняемый в конце богослужения, поэтому якобы некоторые предлагали начать сразу с кондака, чтобы побыстрее освободиться и отстоять службу просто формально. Тонкости богослужений для меня тоже - пустой звук, так что ничего не могу сказать о справедливости предположения.
Так и получается, что вместе с уходящим явлением в жизни "уходит" и целый пласт речи, связанный с ним. Да и просто - способность понять уходит.
Я попробовала как-то шестому классу показать фильм "Уроки французского" и минут через 30 поняла, что им сама идея голода, послевоенной нужды недоступна. Они не понимают, что может чувствовать человек, который не ел пару дней, не понимают его мыслей и мотиваций к действиям. Да, можно сказать, что у них сейчас очень благополучная в материальном смысле жизнь, но ведь и у нас в 80-е тоже голода не было. Однако мы понимали, о чем фильм, а теперешние дети - нет. Явление как бы ушло за грань понимания и восприятия. А что это за грань? Наверное, прекратил существование тот самый эгрегор, который подпитывался памятью и мыслями людей, переживших войну и нужду, и которых в 80-х было довольно много, а теперь - почти нет. Эгрегора нет - и нет понимания.
Когда я каталась на велосипеде по Франции, забытый за 20 лет после школы французский язык сам всплывал в моей голове, среди полей на пустынных дорогах. Может, это эгрегор пытался связаться со мной?
Еще пример: подруга живет в Германии уже больше 10 лет, у нее там сын родился, которому сейчас восемь, и который с мамой до трех лет говорил только по-русски, а теперь она с ним говорит по-русски, а он с ней - по-немецки. Вот как-то во время нашей болтовни она дала сыну трубку телефона, и я ему сказала: "Привет! Как поживаешь? Я помню, как ты дарил мне игрушку, когда я к вам приезжала" - и он не понял меня! Мама ему говорит такие простые фразы - он понимает, а когда по телефону говорит посторонний человек - не понимает. Слова знает вроде бы, а понимания нет! Куда оно пропадает? Откуда появляется?
Сдается мне, что любые всем понятные и легкие вещи - это миллионы "обезьян" (эффект сотой обезьяны), непрерывно использующие тот или иной навык. А если "обезьяны" пропадают, то и навык уходит вдаль, становится труднодоступным. Когда-то читать было трудным занятием, а сейчас - всем легко, и в школу дети идут в основном уже умеющими читать и писать. А вот высшая математика и сейчас трудна для понимания - хотя действия там элементарные на самом деле. Просто мало людей к ней подключены, не хватает их, чтобы приблизить понимание для всех.
Спортсмены-рекордсмены вынуждены по 8 часов в день тренировать одно и то же, просто чтобы не забыть свои ультра-си элементы, не потерять "подключку". Да мало их, этих спортсменов - вот и всё! Появится их побольше - и ультра-си станет доступным многим. И будут потом удивляться: "Чего это раньше люди не могли двухоборотные прыжки на коньках прыгать? Это же легко!"
Кстати, любопытно, что географический/пространственный фактор играет роль. То есть можно физически удалиться от эгрегора, и связь с ним ослабеет. Здесь есть над чем подумать...
UPD: Глубокоуважаемая
assucareira со своими читателями
обсуждает близкую тему, подкрепляя примерами