Sep 28, 2015 19:22
Они такие лаковые, блестящие. И каждому человеку, кто на полметра ближе к каштанам, чем взрослые, трудно понять - почему они невкусные? И в общем, бесполезные. Но такие красивые! Трудно удержаться и не набрать их полные пригоршни, и не набить полные карманы!..
«Что ты делаешь?! Что делаешь, а?!. А-а-а?!! Я же говорила! Говорила?!...»
Она это орала уже после того, как со всего маху ударила его по рукам.
Он сидел на скамейке. Пацанчик лет семи-восьми. В школьном костюмчике. Бледный и рыжий, темно-рыжий. Сидел на скамейке боком, на торце, и подобрал пяток каштанов. Поднял с земли, вытащил из кучи ржавых-трухлявых листьев.
Я не поняла, кто она - мама или учительница. Скорее - второе. На прогулке с классом на бульваре. Вокруг бегает мелюзга, а рядом со скамейкой беседуют две дамы. Та, что помоложе, вдруг кинулась к мальчишке, ударила по рукам, выбила из рук каштаны. Нагнулась низко - так, что ее лицо оказалось вплотную к его лицу, и - «Что ты делаешь?! Я говорила?!».
Он дернулся, весь сжался. Каштаны высыпались из рук на асфальт. «Нет, не сюда, я сказала! Вот туда!». Мальчишка переложил каштаны на газон. Обратно - в трухлявую листву.
Я проходила мимо. От неожиданности затормозила, стояла, выпучив глаза. Спросила дамочку: «Что он такого сделал?». Она смерила меня взглядом, поджала губы, отошла к собеседнице, и они продолжили разговор, поглядывая на меня.
Да, я отлично понимаю, до чего могут довести дети, тем более - целый класс. И даже собственные дети. Я понимаю, что у взрослых нервы не железные. И я отлично понимаю, что бывают ситуации, когда от шлепка и крика не удержаться. Да, у меня нет опыта воспитания детей, так что - не мне судить. И я не знаю, из-за чего она так на него накинулась. Но как же мне хотелось засветить ей поджопник, когда она склонилась над ним и кричала ему прямо в лицо!
Когда она отошла, и я увидела ее прищуренные глаза, ее поджатые губы - я вспомнила некоторых училок из нашей школы. Не всех, конечно. Некоторых. Вот с такими лицами. Я помню, как боялась их - как собак. Их крика, их ядовитого тона, их прищуренных глаз. Таких, как у этой сегодня, на бульваре.
Я пошла дальше.
Почему не вмешалась, не полезла с расспросами, за что она его так?
Потому что считаю, что походя, не вникая в ситуацию (и не имея возможности в нее вникнуть) ничего хорошего сделать нельзя. Тупо влезу с криком, что нельзя так с ребенком, - буду послана, причем, с какой-то стороны - справедливо: кто я такая? А вдруг это ее сын? А если после моего вмешательства она на него еще больше озлобится? А если пацан ее на самом деле достает серьезно, и эта сцена - окончание конфликта, начала которого я не видела?
Да, я не педагог и не психолог. На ходу я не сообразила, как можно было вмешаться в эту ситуацию - правильно и тактично. Потом придумала - как, но - потом. А тогда - пошла дальше, по бульвару, засыпанному каштанами. Блестящими и красивыми. Оборачивалась - и видела, как дамочки беседуют. А на пацана, сидевшего на скамейке, смотреть не могла. Было больно и стыдно.
Что он сделал? Запачкал руки и рукава светлой рубашки? Ничего другого мне в голову не приходит. А она ударила его. И кричала.
А на вид - вполне нормальная, в общем даже симпатичная женщина. Просто она выросла - и забыла. Совсем-совсем, навсегда забыла, как хочется осенью собирать каштаны.
Полные пригоршни.
Полные карманы.
торкнуло,
жызня