За делами дня не видно, или как все успеть?

Jul 02, 2024 22:50


   Как сделать так, чтобы, поддавшись высокому творческому порыву во взрослом возрасте, внезапно не остыть и вообще не бросить заниматься музыкой?



Жизнь такова, что рано или поздно все упирается просто в рутину, т е в домашние занятия. А тут все банально до скрежета в зубах - заниматься надо регулярно, осмысленно, имея план. Мотивацию я пока оставляю за скобками, так как предполагается, что она все-таки есть, раз мысль заниматься музыкой уже поселилась в голове.

У взрослых начинающих основная проблема - это отсутствие времени и сил. Работа, шеф, семья, финансы - каждый из этих пунктов это источник почти ежедневного стресса. В принципе все это можно впихнуть в свою жизнь, если на каждый дополнительный источник этого стресса находится достаточное время для восстановления физических и душевных сил. Обычно первое, от чего отказываются, оказывается спортом, ну, просто потому, что в процентном соотношении больше людей занимаются после работы спортом, чем, например, играют на музыкальных инструментах или вышивают крестиком. И если с фитнес залом или плаваньем можно сделать перерыв, или вообще заниматься 1-2 раза в неделю, то с музыкой этот номер не прокатывает.



Мне как-то на глаза попалась фраза Святослава Рихтера: «Если я не занимаюсь один день, это чувствую я, если два дня - это слышит оркестр, три дня - слышит публика». Именно поэтому заниматься надо регулярно. Легко сказать, регулярно. Каждый когда-то учил иностранный язык, некоторые учат английский всю жизнь, а так и не могут довести дело до уровня свободного говорения. Однажды до меня дошло, что конечная цель это как гора, пока карабкаешься вверх без остановки, учишься, как только начинаешь пропускать, то сразу катишься с этой горы вниз, и потом, чтобы вернуться на прежний уровень, надо опять карабкаться вверх.

Если говорить о музыке, мне кажется, это особенно актуально именно для взрослых начинающих. Существует мнение, что те кто научился ездить на велосипеде (плавать, кататься на коньках и т д) в детстве, тот уже не забудет этот навык. Во взрослом возрасте, например, через год перерыва, можно вспомнить многое: и ноты и аппликатуру, можно вообще придумать все заново, но вот этой базовой механики высоко координированной деятельности, которая усваивается в детстве, ее в руках не будет, и ее надо все время поддерживать.

Иногда очень сложно не пропускать, тем не менее регулярные занятия должны войти в привычку и не иметь исключений, пусть маленькими шажками, но каждый божий день. Не стоит делать из этого драму, в какой-то день можно позаниматься 2 часа, а в какой-то 15 мин. Ответ на вопрос сколько заниматься по времени, каждый взрослый человек дает себя сам. Тут надо искать баланс между тем, сколько можешь тратить ежедневно на непрофессиональную деятельность, и тем минимальным количеством времени, которое необходимо чтобы был прогресс.

Увлекшись процессом, и получая от него удовольствие, можно очень быстро обнаружить, что даже часа может не хватать. Но где же взять больше. Я могу делиться только своим опытом, в основном я занимаюсь один час в день, в какие-то дни могу позволить себе и два часа ( редко), в другие только 30 мин. Вообще, если бы не домашние дела, все эти киндер, кюхе, кирхе, я бы стояла и играла, не считая часов.

Профессионалы, с которыми мне удается пообщаться, рекомендуют делать перерывы каждые 45 мин, так как это полезно и для рук и для головы. Уверяют, что при условии 45+10мин, занятия будут более эффективными. Если честно, я не проверяла, я все время забываю, где заканчиваются эти 45 мин, так как я все играю отрезками по 10 мин. Если я не ставлю эти десятиминутные отбойники на таймере, я могу легко заиграться и потратить время впустую.

И я подхожу ко второму пункту. Заниматься надо осмысленно. Тут прямо как в спорте, у каждой тренировки есть маленькая цель только на эту самую тренировку. Бегать или плавать бесцельно подойдет для восстановления или отдыха, для работы нужно четкое понимание “что, как и сколько”. Есть даже такое понятие «мусорные километры», это когда наматываешь километры бесцельно, и соответственно без пользы для улучшения физических кондиций. Играя на музыкальном инструменте, можно просто играть, то что знаешь, то что не сложно, то что приятно. А можно «отрабатывать» какие-то обязательные часы в день, и провести за инструментом хоть 5 часов, но толку от этой деятельности не будет.

Как добиться этой осознанности? У меня долго не получалось найти ответ конкретно для себя, я играла все подряд, ничего не успевала, и вообще, честно говоря, плохо продвигалась вперед. Ответ оказался на поверхности, если говорить о практике - не надо пытаться выучить все сразу. В какой-то момент я обнаружила, что работаю сразу над дюжиной вещей - гамма со всеми арпеджио, три четыре этюда, крупная форма, 2-3 пьесы новые, и еще столько же для повтора чтобы были в руках. Только на проигрывание по одному разу всего этого уходило час и более.

Поэтому теперь я делаю следующим образом - играю все, что у меня есть в работе - этюды, гаммы, пьесы, концерт, но не весь объем сразу, а работаю только с маленькими кусочками - фразами и, даже тактами, которые вызывают максимальные затруднения.  Я стала больше петь то, что я играю (это называется сольфеджировать), а так же петь на пару с метрономом. Так как играть с метрономом у меня получается через раз. На каждый фрагмент у меня как раз и уходят эти самые 10 минут. Понятно, что концерт тоже бессмысленно играть каждый раз от начала до конца. Моя основная часть работы над фрагментом - это работа с ритмом и интонацией. Повторы по 5-8 раз в медленном темпе, потом прибавляю скорость. Разбирать сразу в быстром темпе я пока не научилась, возможно и не научусь. Как только начинаю играть быстро без медленной проработки, к чертям летит и ритм и интонация, при чем ритм страдает даже больше.

Ну и третий пункт, это план. Учебный план мало чем отличается от плана тренировочного, и так же содержит сроки и желаемый результат. Планов должно быть, как минимум три (хотя бы в голове, но лучше на бумаге)- долгосрочный на год с разбивкой по кварталам, среднесрочный на месяц, и краткосрочный на ближайшую неделю. Проверено на себе - если найти время и написать его, то уже в конце первого года вы сами ответите себе на вопрос можно ли научиться играть на скрипке во взрослом возрасте. Да, многое еще недостижимо, но сыграть свой первый школьный концерт окажется гораздо более реально, чем можно вообразить.

музыкальная школа, домашняя работа, музыкальное образование, скрипка, домашка, работа, музыкальный инструмент, концерт, Музыка

Previous post Next post
Up