“Ока чинна катха” - когда Бхагаван Саи Баба прерывает стремительный поток Своей речи этими тремя словами на телугу - “Одна маленькая история” - все уши навострены, все сердца трепещут. Ибо то, что сейчас последует, - это вспышка, которая всё озаряет, это ливень, который освежает, это шутка, которая веселит, это “таблетка”, которая успокаивает, это беглый взгляд на эпическое величие или помпезную нелепицу, это поэтическая интермедия, это забавное подтрунивание, это песенка, которая поднимает настроение, это глубочайшая мысль в сахарной оболочке, это обезоруживающая острота, это град насмешек над болтовнёй на религиозные темы! Это может быть поучительный рассказ о прошлом или о современной комедии, это может быть выпад против теологических разглагольствований или снисходительная усмешка над эгоизмом высокопоставленных служителей церкви.
Н.Кастури
В одной деревне две группы жителей долго враждовали между собой - то по одной причине, то по другой. Один крестьянин, владевший двумя акрами земли, выращивал на ней виноград и, продавая его, получал средства к существованию. Он не принадлежал ни к одной из враждующих сторон, но люди из обеих групп то и дело приходили к нему и убеждали присоединиться к их рядам. Так, под сильным давлением, он в конце концов примкнул к группе, где оказалось больше злокозненных людей. Спустя несколько месяцев этот честный человек был арестован полицией вместе с другими членами группы. Последствия этого были горестны: некому стало ухаживать за его виноградником. Виноградные лозы, неделями не получая воды, сморщились и поникли. Урожая не было, а значит, не было и никакого дохода, и в доме у жены и детей не осталось почти никакой еды.
В тюрьме этот человек каждую неделю получал записку от жены. По тюремным правилам письма, получаемые заключёнными, не проходили цензуры, тогда как письма, посылаемые заключёнными, просматривались. Его жена однажды написала ему: “Похоже, в тюрьме вас содержат неплохо, но подумал ли ты о нашем жалком существовании? После твоего ареста наш виноградник зачах, и некому вспахать землю для следующего урожая. У меня нет денег, чтобы привести землю в порядок. Сейчас мы с детьми почти что умираем с голоду. Только если ты придумаешь какой-нибудь способ, с помощью которого можно вспахать засохшую землю, тогда только я и дети хотя бы в ближайшем будущем будем иметь какую-то еду. Пожалуйста, дай мне знать”.
Крестьянину стало очень грустно, когда он читал это письмо. Но внезапно в его голове возник некий план. И вот что он написал жене: “Не волнуйся. Я никогда не говорил тебе о найденном мною кладе - кувшине, полном золотых монет, который я закопал в борозду на нашем поле. Выкопай его и пусти в ход монеты”. Это письмо было проверено тюремной цензурой, и надзиратель не отправил его по назначению. Он собрал всех заключённых и велел им вспахать весь виноградник, чтобы найти клад. В короткий срок вся земля была изрыта, но никакого клада там не нашли.
На третий день пошёл сильный дождь, и урожай в том году выдался очень хороший. Жена была счастлива. Она продала виноград и выручила много денег.
К концу шестимесячного срока заключения мужа выпустили из тюрьмы. Как только он пришёл домой, жена с любопытством спросила: “Как тебе удалось прислать так много людей, чтобы вспахать землю?” Она не получила письма от мужа, поэтому ничего не знала о его плане. Тот ответил: “Да с Божьей помощью меня осенила идея, и я заставил их поверить в существование клада. Возблагодарим же за это Бога”.
Какой скрытый смысл этой истории? Крестьянин имел два акра земли. Человек имеет сердце шириной в два дюйма. Им владеют две “группировки” - хорошие качества и плохие качества. Посередине - джива, обитатель и владелец сердца. Поначалу он не склоняется ни к одной из групп, но позже одна из них сманивает его на свою сторону. У дживы есть жена (нивритти) и дети (правритти). Поскольку джива примкнул к одной из группировок, он оказался в неволе (тюрьме). Это зависимость. Однако он осознал, что для того, чтобы найти золото (мудрость), поле сердце должно быть очищено (вспахано). Для обретения этой мудрости всем заключённым в тюрьму зависимости нужно вспахать поле своего сердца. После вспашки и очищения можно собирать урожай блаженства. Что, поэтому, вам больше всего необходимо? Очищение сердца с помощью предписанной садханы.
джива - индивидуальная воплощённая душа.
нивритти - действие и познание, обращённые внутрь; внутренний поиск.
правритти - действия и познания, обращённые вовне, к внешнему миру.