Российские планы освоения Луны совершенно очевидным образом являются крайне дорогим мероприятием. Если запуск одного Прогресса Союзом на МКС обходится порядка сотни миллионов долларов, то для доставки того же груза на Луну уже нужен сверхтяж и стоимость такого запуска будет уже на порядок больше. При этом какая-то заметная экономическая отдача от лунного проекта появится лишь через годы после начала его осуществления.
В таких условиях существует две стратегии развития программы.
Первая, которая сейчас готовится Роскосмосом, заключается в снижении интенсивности работы по Луне. Т.е. вместо 4 Прогрессов в год на МКС будет отправлен один корабль в год на Луну. Или даже один в 2 года. Или в 10 лет, что видимо будет более реально. Ведь денег всегда не хватает и 10 танков они всегда более полезны для страны, чем один запуск ракеты.
Так или иначе, такой подход выливается в неэффективное использование лунной инфраструктуры. Спрашивается: зачем запускать дорогостоящее оборудование, жилые комплексы, лаборатории, если они будут использоваться две недели в году? Правильно, незачем. Поэтому пилотируемая часть лунной программы, очень вероятно, вообще может исчезнуть в программе Роскосмоса лет через 5-10, даже если и будет предусмотрена сегодня.
Другой подход - это консолидация ресурсов и привлечение международных партнеров. Т.е. создание еще одного международного проекта типа МКС, но только для достижения целей на Луне. Всем это хорошо, но не идет как-то. С Западом у нас какие-то терки непонятные, что аж над МКС нависла угроза, с Китаем тоже почему-то не получается договориться, хотя какой-то прогресс есть, а другие страны еще не достигли уровня, позволяющего осуществить лунные экспедиции. Неужели каюк?
Я считаю, что выход есть. Если достойного партнера не существует, его нужно вырастить Все-таки лунная программа - это порядка 30 лет, а за 30 лет можно много что создать с нуля, да и политическая карта мира может очень сильно измениться за такой срок.
В общем, я предлагаю объявить правительством РФ о создании международного космического агентства и разослать приглашения присоединиться к нему всем странам, включая малоразвитые. Даже если откликнутся лишь 10-20 стран, это все равно уже будет успех. Когда я высказал такую идею, сразу посыпались вопросы: какой прок от малоразвитых стран. Возьмем Кубу. Что такого она может предложить космическому агентству?
Да, Куба - это маленькая страна, она никогда не будет способна самостоятельно осуществить свою собственную космическую программу. Но ей нет необходимости это делать. Ей вполне можно ограничиться участием в международном проекте. Т.е. не обязательно Кубе создавать собственные ракеты, лунные посадочные модули и прочее оборудование. Кубе можно поручить разработать за 10 лет лишь один несложный элемент будущей международной программы. Например, какой-нибудь блок навигации на поверхности Луны.
Давайте посмотрим что это даст всем участникам агентства. 1. Распределение затрат с одной стороны на многих участников, т.е. увеличение капитализации проекта. 2. Налаживание научно-технического и экономического сотрудничества разных стран. Фактически это может вылиться в будущем в некое подобие экономического блока типа Таможенного Союза. Это очень выгодно из-за увеличения размеров рынка. Одно дело - это 140 млн. человек населения России, а другое дело - население союза с в несколько раз большим населением. 3. За счет большей капитализации Лунной программы, можно добиться ее интенсификации и ускорения. А это позволит приблизить получение экономической отдачи от проекта.
Вполне осязаемые экономические выгоды получает каждый участник агентства в отдельности. Та же Куба, например. 1. Участие в высокотехнологичном проекте позволит развивать высокие технологии в стране. Ведь чтобы построить лунный навигатор, нужны специалисты в области электроники, астрономии, баллистики, IT и пр. Т.е. страна будет этим проектом стимулировать население получать эти специальности и использовать их. При этом будут развиваться и смежные отрасли. Тот же лунный навигатор в итоге может найти применение на Земле, что гарантирует стране рыночную нишу. 2. Участие в таком клубе высокотехнологических стран позволит Кубе поднять свой престиж как среди собственного населения, так и на международной арене. И этот престиж неплохо монетизируется привлечением инвестиций. 3. Инвестиции в лунный пирог автоматически гарантируют и долю в нем. Т.е. Куба в будущем сможет претендовать на доходы от экономической деятельности на Луне. А то, что через лет 50 Луна станет Клондайком, не вызывает никаких сомнений, поскольку это огромный источник ресурсов и прямой мост в дальний космос.
Естественно возникает вопрос: а где Куба возьмет деньги на участие в агентстве, на инвестиции в разработки, на производство и пр.? Во-первых, никто не требует от стран неподъемных сумм. Даже для России космическая деятельность - это крайне небольшие траты на фоне всего бюджета страны. Естественно, что поручать нужно такой проект, который каждая страна объективно сможет потянуть.
Во-вторых, рабочая сила на Кубе стоит гораздо дешевле российской. То, что для России обойдется в миллиард долларов, на Кубе будет стоить 100 или даже 10 миллионов (зарплаты кубинцев порядка 10 долларов в месяц).
В-третьих, без инвестиций конечно не обойтись. России придется помочь странам в подготовке специалистов, разработках и налаживании производства. Но это в любом случае окажется выгоднее и дешевле, чем делать все самостоятельно. На каждый инвестированный рубль, Россия сможет привлечь до 10 рублей инвестиций партнеров, да еще и сохранить за собой долю в бизнесе.
Но главное, чего добивается Россия таким проектом - это стабильности в мире и экономического процветания. Ведь даже семечко одного высокотехнологического предприятия в неразвитой стране способно привести к возникновению целого сада высокотехнологичной экономики в ней. А иметь в партнерах развитую, экономически процветающую и стабильную страну гораздо лучше, чем во врагах варварскую страну с постоянными вооруженными конфликтами, криминалом, производством наркотиков, безудержной рождаемостью и другими проблемами.