Немцев А. Конец Шкандыбина. - Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство, 1971. - 112 с.
.
Повесть 1971 г о жизни кулака по имени Захар Шкандыбин , спрятавшегося от коллективизации в конце 1920 гг.
Он продал кулацкое хозяйство, перевел бабло в золото и сбежал из родной деревни туда ,где его не знают.
На остатки выручки от продажи купил себе частный дом с огородом, торговал продукцией на рынке и всю жизнь копил деньги и мечтал вернуться в старые кулацкие времена.
.
Психоллогия деревенского жлоба куркуля описана очень точно, Если кто с этой категорией сталкивался - вот прям заценит, в книжке он прям как живой
.
Повесть малоизвестного автора но читается на одном дыхании
.
.Отрывок под катом
ссылка на скачивание под катом.
.
«…постоянные, похожие на толкучие рынки толпы подавленных горем беженцев возле вокзала и пароходной пристани давали возможность тут же легко и очень выгодно переводить заработанное в золотишко. Между прочим, так тогда заразился добычливой охотой за желтеньким, что вскоре, привыкнув обращать пристальное внимание только на чужие уши и кисти рук, - сейчас, ей-богу, просто смешно вспомнить! - почти совершенно разучился глядеть на лица людей. Поймав в толпе заветный блеск, подходил и, не мешкая, без обиняков напористо предлагал:
.
- Слышь, продай-кась сережки! Племяннице хочу подарить на память, а ювелирный уже вакуировали.
.
Чужие места и неустроенность на каждом шагу требуют денег. Многие, сокрушенно повздыхав, а то и всплакнув, соглашались расстаться за гроши с любимыми украшениями. Если же кто артачился, бородатый круглоглазый дядька небрежно пожимал крутыми плечами и, собираясь уйти, безразличным глухим голосом говорил:
.
- Дело твое, мадам, хозяин - барин. Токи время сичас такоя, что гляди, шоб у те их вместе с ухами-то задарма не обрезали. Шпана нонче на кажном угле, по поездам и дорогам - скрозь так и шнырють! Вчерася тут у нас за часики одну дамочку молоденькую бритвами усю насмерть исполосили. Кровишши!..
.
Угроза частенько помогала...
Вот, например, этот тоненький червонный браслетик одна заупрямившаяся было старая еврейка сняла с трясущейся руки после двух со смаком рассказанных ей жутких историй».
.****
.
Вышибла из колеи, причинив изрдную растрату и доставив множество хлопот, кончина старухи. Слава богу, хоть умирала она
не очень долго.
Всю жизнь переносила она свои частые хворости на ногах, отлеживалась лишь по ночам, а в ту осень так повалилась, что пришлось и врача вызывать, и даже лекарства покупать.
Истая казачка, она с детства души не чаяла в кофе, и муж позволял ей раза два в месяц покупать по пачке ячменного заменителя.
Но перед смертью она просто спятила от сумасшедшего желания напиться натурального, заморского.
.
- Захарушка, соколик, будь ласков... купи зернового кофея, - делая от тяжкой слабости длинные паузы, жалобно тянула она, как только Шкандыбин появлялся в комнате, и впивалась в него горячечными глазами, полными такой громадной искрящейся мольбы, точно ради просимого стремилась щедро отдать через блескучие зрачки свои последние силы.
- Душа гором горить! Кажись, одну махонькую чашечку испила б сичас... и доразу поднялась ба... В угловом магазине завсегда есь... вроде мелкой фасольки, желтоватенький такой... как поджаришь, от него такой дух...
.
- Ладно, - угрюмо обещал муж, спеша выйти.
- Нету в угловом, - глядя поверх ее бровей, буркнул он, когда под вечер вошел в дом.
.
- А ты, родимый, в гастрономе глянь...Все одно мимо ходишь... богом прошу!
.
- Эх, Лафира, невезучая ж ты, - сокрушался Шкандыбин на другой день. - Токи разбегся в гастроном, а тута по радиву (он вильнул глазами, вспомнив, что уличные репродукторы давно уже были сняты) нычить, так и так, гражданы-товарышы, мол, из-за обвострения межнародных ипирилистов главный московский совет постонавляить временно повысить цены на сахар, белыя булки, кофей, пряники усякия, ну, там, ситец и прочий продухт.
И как зачали, как зачали процентами энтими сыпать... мать чесная!
Ей-богу, сам Парамонов сичас усе свои мильены за день прожрал ба!
.
Но она одержимо продолжала просить, правда, уже слабым шепотом й без прежней неистовой надежды в глазах и голосе.
.
Тогда он озлел и, с беспощадным откровением глядя в черные провалы ее глазниц, закричал:
.
- Да какого ты прилепилася со своим кофеем, как банный лист?! Кофея, кофея, кофея!! Можа, тебе ишо мандаринов купить, а?
Ты посчитай, скока я за твои поганыя порошки по аптекам отбухал!
Что у мене- чеканка?? Чуешь, что отжила свое, дык напоследок побольше нахапатца хочешь?
Жри ото, что дають, да лучше грехи замаливай!
.
Она молча повернула смертельно заострившееся лицо к потолку, медленно прикрыла глаза налитыми синью веками, тонкий ручеек слез потек по ее серовосковой щеке...
.
К утру ей уже ничего не было нужно.
.
ссылка на скачивание
https://vk.com/wall-225258314_128https://vk.com/doc9872333_683053330?hash=ixt1cMiuEfLe0dK5Qtvb0f3Zqw9RL9IzTvXytwOOqX8&dl=P9TySe0rDKW2DxrqMUfZlUcMkhHv3RH37FvSTYZCQjo.