ностальгия по СССР и реальный поздний Союз

Aug 19, 2024 07:08

вот к этому https://marss2.livejournal.com/5380283.html
.
Как ни странно- Егор Холмогоров. Когда старец Холми отвлекается от безумных  духовных скЭп -  у него наступает просветление -  и он  пишет вполне здравые вещи о позднем СССР.
Ну истина дело такое - ее говорит не самый хороший человек, и не самый умный, а  истину говорит тот кто ее говорит.
Бывает так, что человек не любит какое-тто историческое явление, но вот он его понимает.
В этом посте он пишет  абсолютно здравые вещи:
- нонешяя массовая ностальгия по СССР  довольно сильно искажает реальный образ Союза,
- многие вещи, о которых ностальгируют на ностальгических сайтах об СССР -  в реальном Союзе считались  унылым казенным официозом и не ценились,
- западная культура в позднем СССР  считалась модной и престижной,
- поздний СССР вполне участвовала в процессах глобализации, что например, заметно в  его культуре: рок-музыка, западная мода, западные фильмы , переводные книжки и тд
- еще впозднем  Союзе была довольно сильно развита неофициальная культура в широком диапазоне  - Высоцкий, разные блатные певцы аркаши северные, самиздат и тд,
-  в позднем СССР вполне официальным был "русский национализм в лайт-версии" -   пропаганда русской классической литературы , былины о богатырях, исторические романы,  церкви и иконы полне официально считались частью  русского национального наследия и тд,
.
- переплетение и многообразие культурных потоков в позднем СССР делало жизнь, если не счастливой, то  симпатичной
.
Далее пост из дзен Егор Холмогоров
..




В ностальгии по СССР, которую социологи, не знаю уж с какой целью, обнаруживают у граждан России преимущественно старшего возраста, есть немало двусмысленного.
.
С одной стороны, мы отлично знаем, что из себя представляет эта ностальгия.
Ею забиты все интернет-паблики: «Рожденные в СССР», «Любовь, Комсомол и Весна» и проч., ее пытаются эксплуатировать создатели сериалов про советских гранд-дам и фильмов про отважных чекистов, к ней апеллируют политики не только левой, но и центристской ориентации (а правых у нас, по сути, и нет).
..
Если ориентироваться на эти медиапродукты, может создаться впечатление, что советский человек только то и делал, что слушал Пахмутову, читал книжки про пионера-героя Павлика Морозова и майора Вихря, смотрел исключительно «Неуловимых мстителей», кушал эскимо, запивая его газировкой за три копейки, мечтал стать космонавтом и все свободное время проводил, гордясь строительством БАМа и мощью Советской Армии на парадах .
...
Пионеры, Чебурашка, «на дальней станции сойду - трава по пояс…», «увезу тебя я в тундру», салат Оливье, газировка, тир в парке, «мама летчик - что ж такого» - эх, вот были времена....
..
По очередям, ужасной расцветки платьям, несъедобному рагу из детсадовской столовой, бесконечным съездам и пленумам по черно-белому телевизору никто не ностальгирует, .
...
Такой эффект возникает в результате примитивно-археологического подхода к живой истории, когда группа сходных артефактов объединяется в целостную так сказать «археологическую культуру», которая начинает некритически восприниматься как слепок живой жизни.
..
Любой опытный археолог знает, что в реальной жизни обитателей прошлого вещи, во-первых, бытовали с некоторым хронологическим сдвигом - часто пользовались «старым», а во-вторых, в реальной жизни у одного и того же населения переплетались в быту артефакты нескольких культур. Один и тот же человек в одно и то же время в одном и том же месте мог пользоваться славянскими горшками, сарматскими стрелами, римскими фибулами, варварским подражанием римским же пряжкам, и даже каким-нибудь китайским импортом.
.
Между тем дистиллированная «советская археологическая культура», которую выделили конструкторы совностальгии, лишена малейшей двусмысленности, и ее пропагандисты относятся к ней со звериной серьезностью.
..
Если в начале журнала фото бровей с Брежневым, в середине - оленеводы Чукотки, а в конце эротичные девушки в цветах, то сейчас подразумевают, что советский человек с одинаковым вниманием изучал и брови, и оленеводов, и девичьи выпуклости, а не пролистывал Брежнева, бросал быстрый взгляд на оленеводов как на экзотику и сосредотачивался на красотках.
..
Еще одна психологическая аберрация, связанная с этой ностальгией, - полное забвение теми, кто принадлежит к нынешнему обществу изобилия, реальностей советского дефицита.
..
Ностальгические вещи сегодня всюду и легко доступны. Но делает их доступными как раз рыночная экономика. В СССР многие из ностальгирующих тех вещей, по которым они ностальгируют, просто не достали бы в виду их дефицитности или выложили бы за них непропорционально большую сумму денег на сером/черном рынке.
..
Реальная жизнь в реальном СССР состояла из нескольких перекрещивающихся потоков.
..
Советский официоз и полуофициоз, которым и забиты все ностальгические каналы, был только одним из этих потоков.
Он был, конечно, всюду, но ценился низко.
Официоз презирали, пародировали, о нем рассказывали анекдоты, в школе распевали пародии на советские песни и даже советский гимн, подшучивали «Засунь пальцы в рот и скажи: «Ленинград», «Это ноги Надежды Константиновны, это ноги Феликса Эдмундовича, а где же Ленин? А Ленин в Париже».
..
«Самая сексуальная пластинка: речь Брежнева с придыханиями, пущенная на маленьких оборотах» - кстати, речи дедушки иногда реально так слушали, чтобы беззлобно посмеяться от души.
..
На человека, который вместо Альбано и Ромины Пауэр или «Метели» Свиридова стал бы «для души» слушать песни Пахмутовой о том, что продолжается бой, посмотрели бы как на сумасшедшего.
...
Разумеется, в официозе были более официальные («Маркс и Энгельс - два разных человека, а Слава КПСС - вообще не человек») и менее официальные моменты.
Этот не официоз был связан прежде всего с пафосом «строительства социализма».
То есть обычной созидательной деятельностью человека, лишенной идеологичности, насаженной на романтику покорения больших пространств. «Под крылом самолета о чем-то поет зеленое море тайги».
...
Не менее мощным и, увы, гораздо более престижным потоком был «импорт».
Поклонение импорту просто зашкаливало - все стремились надеть, съесть, выпить хоть что-нибудь иностранное и сохранить «банку темного стекла» или хоть жестяной коробок от настоящего индийского чая.
Кто скажет, что этого не было или он не стремился - попросту не верьте ему, он бесстыжий лгун и подправляет свою память задним числом.
...
Разумеется, далеко не каждый был готов продать Родину за вкладыши к импортным жвачкам , хотя и такие находились.
Но мало кто понимал, почему он должен жить с чувством постоянного унижения от того, что всё родное второсортно и даже советские консервы лучше те, что предназначены на экспорт.
..
Импорт бывал легальный.
Официально переведенные книги Хемингуэя, официально выпущенные фирмой «Мелодия» пластинки группы «АBBA».
А был нелегальный, от фарцовщиков или в личных чемоданах.
Шмотки, плакат битлов, сигареты, потом видеокассеты, которыми менялись на черном обменном рынке.
Поздний советский строй во многом стоял на легальном и полуразрешенном нелегальном импорте.
..
Если ностальгирующий по советскому детству присмотрится к своим воспоминаниям попристальней, он обнаружит прекрасную страну, которая усилиями Брежнева и Косыгина была наполовину интегрирована в Запад и наслаждалась этим.
Там будет петь о Елисейских полях Джо Дассен, на его детском дне рождения будут пить пепси-колу, папины «Жигули» окажутся закупленным в Италии «Фиатом», а родители вечером в кино пойдут на какую-нибудь «Тутси».
..
Без этой «софт-глобализации», начавшейся еще после фестиваля 1957 года, особенностей советского строя ностальгической поры не понять.
По сути, тогдашний СССР переживал процессы, аналогичные тем, что шли на Западе .
Всюду строились новые дома - недвижимость, всюду царил посильный потребительский бум - эту эпоху всеобщего «кайфа» называли «золотым тридцатилетием», пик которого пришелся на 1968-1975 годы, эпоху «разрядки».
.
Еще одним важным потоком советской жизни была неофициальная культура.
Официально разрешенная, но не канонизированная политически, как Театр на Таганке или Окуджава, балансирующая на грани, как Высоцкий, прямо диссидентская, как Галич.
..
Люди обменивались самиздатом и тамиздатом, добывали проскочившие малым тиражом через советскую цензуру сборники Мандельштама, переписывали от руки Гумилева, некоторые даже ухитрялись прятать в укромном углу Солженицына.
И уж точно все знали, что был такой писатель - написал «Ивана Денисовича», «Матренин двор», а потом его почему-то запретили, кажется, потому что он написал страшную книгу «Архипелаг ГУЛАГ».
.
«Брежнев в Средней Азии. «Салям алейкум!», - кричат ему трудящиеся.
«Алейкум салям!», - отвечает натасканный по такому случаю вождь.
«Архипелаг Гулаг!», - кричит подскочивший диссидент.
«Гулаг Архипелаг!», - отвечает Леонид Ильич».
.
Истероидной ненависти к Солженицыну, культивируемой сейчас на неосоветских форумах, не было ни у кого и в помине.
Люди, искренне верившие в пургу о «литературном власовце», шли по разряду слабоумных или особенно хитрых сволочей.
...
Явлением на стыке импорта и диссидентства были зарубежные вражеские голоса.
Над ними подшучивали, им делано не верили, но слушали почти все.
Сева Новогородцев был рок-гуру эпохи .
..
Вуди Аллен как-то писал, что радио воспитало Америку, все росли на одних и тех же песнях.
То же самое можно сказать и про мое поколение
.
наша катастрофа начала 1990-х была организована именно партинструкторами и завотделами журнала «Коммунист»,
...
Мы жили в России.
.
«Зову тебя Россиею - единственной зову», - пелось в песне  - её исполняла на концертах Ольга Воронец .
Но все думали, что это Людмила Зыкина, на всю страну гремела другая её песня «Из далека долго, течет река Волга…».
..
Что мы русские, мы тоже узнавали довольно рано и отнюдь не из паспорта.
«Изведал враг в тот день немало, / Что значит русский бой удалый, / Наш рукопашный бой!». Хороший ребенок прочитывал лермонтовское «Бородино» в пять лет, едва научившись читать.
..
Да и не Лермонтовым единым… «Швед, русский - колет, рубит, режет…» - Полтава сливалась с Бородиным в один сквозной метатекст, предварявшийся Ледовым Побоищем.
Наверное у каждого мальчишки был в детстве знаменитый пластмассовый набор солдатиков, иллюстрировавший то ли само историческое событие, то ли фильм «Александр Невский»,
Красные русичи - трое конных, двое спокойных, третий устремленный в атаку, и семеро пеших, а против них зеленые «псы-рыцари» (ошибочный советский перевод выражения Карла Маркса «рыцарский сброд»): конные рыцари, пешие кнехты, с обеих сторон целились друг в друга лучники, а два мечника эффектно скрещивали мечи.
.
Александр Невский вообще был центральной фигурой русского национального самосознания этой эпохи, благодаря своей официальной советской канонизации. И орден в честь него, и фильм, и знаменитая монументальная картина Корина, и книги о нем, от довольно ходульной поэмы Константина Симонова «Ледовое побоище», до  рассчитанного как раз на подростка, романа Владимира Яна «Юность полководца».
.
Сколько было их, разных авторов и разных эпох. «Юрий Милославский, или русские в 1612 году» Загоскина, «Когда пал Херсонес», «Анна Ярославна - королева Франции» и «Последний путь Владимира Мономаха» вернувшегося в СССР белогвардейца Ладинского.
..
Советские авторы - вроде бы про классовую борьбу, а на самом деле про эпоху: «Степан Разин» Злобина и «Емельян Пугачев» Шишкова с ярким описанием Семилетней войны.
Каждый из Толстых дал по прекрасному историческому роману «Война и мир», «Князь Серебряный» и «Петр Первый».
..
Но не только романы.
Мировидение мальчиков моего поколения было определено «Книгой будущих командиров» Анатолия Митяева, в которой наряду и наравне с деяниями Цезаря и Ганнибала, описывались подвиги Святослава, Владимира Мономаха, Дмитрия Донского, суворовская битва при Рымнике, кутузовский Рущук, и брусиловский прорыв.
Книжку открывал символический рисунок, в котором в одном ряду были изображены русский витязь, петровский офицер, красноармеец гражданской, солдат Великой Отечественной и современный офицер.
.
Рядом с античными стратагемами (военными хитростями), описанными римлянином Фронтином, Митяев выписал из книг и летописей и древнерусские стратагемы:
«Киевская и галицкая рати вели бой с полудня и до вечера. Небольшой успех приходил то к тем, то к другим. Когда стало смеркаться, киевляне подняли захваченные ранее неприятельские стяги. Галичане начали сходиться к ним и были пленены».
..
На всех многочисленных храмах, изображенных на картинках, обязательно были православные кресты.
 А у петровского офицера на боку - трехцветная перевязь .
..
Русь была важным оборонительным рубежом России .
В этом смысле советская эпоха была настоящим древнерусским ренессансом .
..
Одной из опор детского воспитания были русские былины с богатством богатырских образов и не меньшей росписью мифических злодеев, в которых без труда угадывались страшные степняки-ордынцы - тут и Калин-царь, и Тугарин Змиевич, и Идолище Поганое.
Детские книги с продолжающими билибинскую традицию иллюстрациями были обязательным элементом детского обихода.
..
Православные церкви и иконы вполне легально прописывались в школьных и вузовских учебниках как художественное наследие.
..
Тот «Советский Союз», по которому ностальгируют ы, - Советский Союз, в котором одна лишь пионерия-комсомолия, где гремят пионерские зорьки и грохочет «вновь продолжается бой», где все строят ГЭС и ловят шпионов, ничего общего с реальным Советским Союзом, в котором росли нынешние сорока-пятидесятилетние, не имеет.
...
По сути, неосоветской пропагандой был взят за главное навязчивый шумный фон, который так раздражал в ту эпоху.
Люди искусственно, «назло гайдарочубайсу» заставляют себя любить то, чего тогда не любили и любить не могли, но к чему попросту привыкли за годы постоянной долбежки.
...
На месте реального СССР с его переплетением и многообразием культурных потоков, которое делало жизнь, если не счастливой, то  симпатичной, получается  кадавр, от которого, появись он на линейке перед школой, стошнило бы не то что пионервожатую (пионервожатая, кстати, по большей части была нормальная молодая девушка, официальный секс-символ школы) - даже лектора общества «Знание».
.


.


.


..


.
https://dzen.ru/a/ZrxjXI2hWXAs3kU0

.

СССР идеология, СССР, СССР ностальгия, СССР западная культура, СССР критика, СССР образ жизни

Previous post Next post
Up