В книге профессора Финансового университета Николая Кротова «История фондового рынка. Период беззакония (1988-1996) есть такой эпизод, кто готовил реформу фондового рынка страны.
Вспоминает Михаил Алексеев - будущий руководитель нескольких крупных банков (ОНЭКСИМ, Росбанк, Открытие и др.) и будущий зампред ЦБ РФ:
.
«Чтобы восполнить пробел знаний по вопросу рынка ценных бумаг пришлось ходить в библиотеку министерства и за неимением лучшего из Большой советской энциклопедии выписывать определения акции и облигации.
В энциклопедии говорилось, что и те и другие являются формой фиктивного капитала и инструментом эксплуатации рабочего класса в мире капитала. Единственной полезной новой информацией, которую удалось получить, были сведения о том, что облигация - это долговой инструмент, а акция - инструмент, закрепляющий отношения собственности.
Этими новыми знаниями, не полученными мной в своё время в Московском финансовом институте, я поделился с министром финансов, Владимиром Ефимовичем Орловым.
Он учился в том же институте раньше меня и тоже не в полной мере изначально представлял разницу между двумя обозначенными инструментами».
.
Суть метода Кротова - он опрашивает для книг непосредственных участников тех событий.
.
Как отвоёвывать свои права в чиновничьей системе. В книге Николая Кротова о становлении российской банковской системы об отвоевании прав вспоминает Константин Шор:
«В начале 1981 года в Москве проводилась очередная административная реорганизация.
В городе появились новые районы.
В один из них, Железнодорожный, меня направили управляющим отделения Госбанка.
.
Своей столовой у нас не было, вот мы и обедали в столовой академии МВД.
Это сейчас Центробанк приобрел солидное лицо, а тогда о нас вспоминали только в дни зарплаты.
И вот некий милицейский чин отлучил нас от своей столовой.
Так вот, в один из «зарплатных» дней и решено было преподнести академии сюрприз: прибывшему за деньгами начальнику финансового отдела я распорядился выдать деньги не банкнотами, а «разменом», т.е. мелочью.
На следующий день пропуска в столовую нам восстановили»...
И в самом начале увидел «исток»:
.«Можно найти ростки будущей банковской системы в «застойных» 80-х годах.
Приведу только два факта.
Начальник финансового управления Минавтопрома Э.М.Абызов рассказывает о том, что первые предложения о создании коммерческих банков и соответствующие документы появились сразу после прихода к власти нового партийного руководителя Ю.В.Андропова в ноябре 1982 года
.
Дело было доведено до рекомендаций,
Не менее интересен рассказ заместителя министра финансов СССР В.Н.Семенова.
Оказывается, от реализации знаменитой Продовольственной программы СССР были и совершенно неожиданные результаты.
В процессе расширения хозяйственной самостоятельности и повышения ответственности колхозов и совхозов за конечный результат своего труда в Тимашевском районе Краснодарского края в 1984 году был организован агропромышленный комбинат «Кубань».
Это событие, возможно, осталось бы незамеченным, если бы энергичный директор комбината не пробил создание при нём финансово-расчетного центра.
Его ввод привёл к ликвидации Тимашевского отделения Госбанка.
Все операции в районе по выплатам и платежам стали производиться через созданный центр. Тогда было разработано и согласовано с Краснодарским управлением Госбанка положение о деятельности финансово-расчётного центра комбината «Кубань», которое принял Госбанк СССР»...
Какие советские кадры стали начальством в «новейшей России».
.
«Секретарём комитета ВЛКСМ Госбанка СССР был тогда Боря Федоров, будущий первый вице-премьер в первом правительстве России при Ельцине.
Я у него был замом по идеологии.
Борис Григорьевич вскоре пошёл вверх, сначала ушел помощником к вице-премьеру Л.И.Абалкину, а потом попал помощником к секретарю ЦК КПСС по экономике Н.Н.Слюнькову.
Это был очень важный по тем временам пост научного консультанта по финансам».
(Николай Доманов, с 1982 года - экономист планово-экономического управления Госбанка СССР)
.
Знаете, где появился первый коммерческий банк в СССР?
Вспоминает Николай Доманов, главный специалист отдела коммерческих банков Госбанка СССР с 1988 года (фактически он отвечал за появление новых банков):
.
«В августе 1988 года мы зарегистрировали первый банк «Союз» из города Чимкента.
Его возглавлял Берик Колдыбаевич Бектаев.
Мне пришлось много повозиться с его очень сырыми документами.
Деньги на банк учредители нашли быстро.
Дело в том, что Чимкент был перевалочным центром в бизнесе по выращиванию лука, дававшим тогда большие и стабильные живые деньги.
Вторым банком стал банк «Патент» из Ленинграда.
.
В процессе создания первых банков логики вообще не было никакой.
В Госбанк прямо с вокзала вваливались люди с крепким запахом пота и говорили, что они из Курска или из Армении...
Как они вообще попадали в Госбанк СССР, мы просто не понимали, никто им пропуска не заказывал.
Москвичи обычно более ленивые, поэтому первыми зарегистрировали региональные банки.
Москва - это отдельная огромная страна, в которую как на Землю обетованную ломится энергичный провинциал со всех концов «великой и необъятной».
Для оплаты уставного фонда одного кооперативного банка было достаточно трёх самосвалов лука - как раз 500 тыс. рублей.
Мотивов для отказов и критериев отбора реально не было никаких.
Давая разрешение на открытие банков, мы предполагали, что половина этих людей проходимцы, а какая-то часть полностью профессионально непригодна. Ставка была сделана на естественный отбор»
.
(с) телеграм Толкователь.