вот к этому
https://marss2.livejournal.com/5387015.html.
Отрывок из поста жж Александр Павленко
.
в СССР доминировал один язык - язык советских интеллигентов.
Даже поп-песни сочинялись на стихи Мандельштама, Пастернака, Ахмадулиной
и, был бы разрешён Гумилёв, мы бы наслаждались бы фанком на его замечательно ритмичные поэзы.
.
Я, например, с начала 80-х повторял знаменитое точное маяковское «улица корчится безъязыкая, ей нечем кнричать и разговаривать».
.
Ведь огромнные массы советского народа - вот эта самая «улица» - была лишена речи.
.
Все существовавшие семантические речевые конструкции были интеллигентской речью.
.
Помимо этого существовал только один язык - язык партийных бюрократов, который они презентировали на своих Съездах, в своих газетах, в своей псевдопропаганде.
От реальности язык партократов был оторван полностью.
Если интеллигенская речь агрессивно навязывала социуму интепретации реальности,
то речевые тактики властителей Страны Советов вообще никак с социумом не пересекались.
.
Именно поэтому так легко рухнула Советская Власть:
советский народ попросту не понимал смысл произносимых партократами речей.
Это было что-то типа «белого шума»,
а люди, производившие этот шум своими ртами с высоких трибун, в глазах простых обывателей выглядели инопланетянами.
Естественно, что никто им не сочувствовал.
.
С интеллигенской речью было сложнее.
.
Отмечу только один аспект языка интеллигентов: интеллигенты ненавидели простой народ.
.
Эта ненависть подавлялась речью, простым людям как бы предписывалось самооскорбление, самоунижение перед лицом интеллигентов - «быдло», «шариковы» и так далее.
За всё время моей жизни, проведённое под Советской Властью, я ни разу не видел и не слышал от интеллигентов ничего «народнического», никаких проектов просвещения масс.
Напротив - интеллигенция тщательно выстраивала стену межды собой и "необразованными", не допуская проникновения "простых" в свой круг.
.
Теперь два слова о Бахыте Кенжееве.
Этот «московский казах», в 1982 году эмигрировавший сперва в Канаду, потом в США, в своих стихах как раз и пытался совместить «улицу» с интеллигентской культурой.
Бахыт Кенжеев наполнял свои тексты аллюзиями к косноязычной «низовой» культуре и отсылками к интеллигентскому канону, как бы поднимая бытовую советскую пошлость до уровня патетики, интеллектуализируя и эстетически осмысляя повседневность.
Большинство его стихов удачны.
Но, во-первых, он, несмотря на свой артистизм, был почти полностью неизвестен, во-вторых, он был один.
А один в поле - не воин.
.
из комментов
.
В 70-е он хорошо написал:
"Фронт закрыт. Все ушли в райком."
.
С середины 50-х годов к концу 50-х культурный уровень советских людей одним скачком взлетел вверх.
Советские люди (не только россияне) оказались на совершенно новом для них "этаже культуры".
Однако с началом 60-х развитие сильно замедлилось, достигло высшей точки примерно в 1966 году,
а потом начался сначала очень медленная, потом всё убыстряющаяся деградация.
Эту динамику легко проследить по школьным учебникам, которые взрослые составляли для детей.
.
В СССР не было раболепия перед властями.
В сталинские времена - может быть. Но я про них не знаю, не жил.
А на протяжении моей советской жизни ничего такого не было.
И любой, кто склонился бы перед властью или начал бы размахивать флагом, выглядел бы в глазах окружающих сумашедшим.
..
Агрессия по отношению к окружающим была из-за дефицита языка коммуникации - у людей начисто отсутствовал язык общения.
Хамство имело эти же корни, плюс к этому последствия сословности - ненависть к представителям других сословий.
..
Советский человек был поразительно свободен и нравственно и интеллектуально.
Впрочем, в духовной свободе советского человека ничего особо хорошего не было.
Это была тотальная свобода нищего.
"Яко наг, яко благ, яко нет ничего"..
Сына Петрушевской помню по авторской колонке в журнале ОМ. Удивительно, как такие беспомощные тексты ни о чем печатали. Кстати, в ОМе многие "непо-детки" были если не авторами, то героями статей - от Лики до Егора Радова.
.
Посмотрите на детей Татьяны Толстой, Вероники Долиной и так далее.
.
А вот почему так? Почему у этих светочей культуры такое повырастало? (
.
Потому чито на самом деле они все очень циничные.
Они принадлежат "закрытому сообществу творцов", сформировавшемуся ещё в советский период,
и воображают себя Повелителями Дураков.
.
полностью тут
https://alexander-pavl.livejournal.com/263784.html