Ахиллесовой пятой и имперской России, и СССР было отсутствие адекватных механизмов воспитания детей сильных мира сего.
Конкретно в СССР именно они «разложились» гораздо раньше остальной страны, это начало проявляться ещё при позднем Сталине, а симптоматика была описана ещё аж Троцким в книжке «СССР в 1936 году».
.
В империи с этим обстояло чуть получше, но именно что чуть.
Осталась богатая литература про то, какие с этим были проблемы.
Причём даже когда империя принималась целенаправленно этим заниматься: теги Царскосельский лицей, декабристы.
В конце концов, ведь и братья Ульяновы - генеральские дети (И.Н.Ульянов действительный статский советник, т.е. генерал-майор).
Причём в революционеры шли лучшие из них, большинство же превращалось уже и тогда в праздных мажоров.
.
Ну а про детей постсоветской «элиты» нечего и говорить.
.
Интегрально - с детьми «верхнего слоя» во все времена у нас всё не лучше, а хуже, чем в целом по стране.
Я знаком с этим с детства, поскольку учился в школе №128 на 2-й Тверской-Ямской; со мной в классе учились дети и внуки членов ЦК, секретарей союзных компартий и даже внучка экс-председателя КГБ СССР.
Хотя - тогда это было возможно - в том же классе учились и дети люмпенов из соседних коммуналок, и такие, как я, дети обычных советских НТР-ов.
Но я с первого класса жил в этой ситуации острейшего разрыва, когда одним детям привозили заграничные штуки, а у других мать-одиночка не могла набрать денег на новую школьную форму, а я был ровно посерёдке - на форму хватало, но вот рюкзаки и ручки-карандаши были только из магазина «Школьник».
.
Опуская простыню промежуточных рассуждений, сразу тезис.
Мало говорить об «институте семьи».
Он в традиционном обществе составная часть института рода, и одна из важнейших составляющих в нём - это как раз внутренние механизмы воспитания наследников, с передачей им родовой миссии и родовой этики.
То, что это и в XVIII веке работало криво, отражено уже в известной комедии Фонвизина.
Но всё же как-то ещё работало.
Золотой век русской культуры обусловлен изобилием французских гувернёров-эмигрантов в России в 1790-х гг.
Но ведь отцы их нанимали, учили же недорослей.
А потом как-то на нет сошло.
.
Сейчас я обнаружил парадокс: чем дороже платная частная школа, тем хуже там учат.
Потому что учителя боятся влиятельных родителей,
директора не хотят терять платежеспособных клиентов,
а когда образование это «услуга», его, считай, нет.
.
Впрочем, бесплатная ГБОУ СОШ это тоже грустный вариант - в первую очередь из-за контингента учащихся;
ладно бы пресловутые «дети мигрантов»,
но есть в количестве и русские дети, которые до первого класса не видели в жизни вообще ничего, кроме телевизора и дебильных игр в смартфоне-планшете.
.
Остаются «школы с концепцией» - но как правило «с концепцией» чаще всего равнозначно «с придурью».
Тут дальше уже к родителям: насколько их собственная придурь комплиментарна светлым педагогическим идеям авторов концепции.
..
Так сложилось, что я хорошо и близко знаком с историей семьи Арашуковых - тех самых, которые сейчас сидят на пожизненном.
Она такова.
Первый сын Рауля Арашукова погиб в результате несчастного случая - отец, будучи ещё водителем грузовика, задавил его насмерть.
Соответственно, у второго сына всё было на ложечке с горкой - ему можно было всё и никогда ничего не было ни за что: понятная родительская компенсаторика.
А по мере того, как отец из водителя стал большим начальником, этого всего стало очень много.
А мальчик вырос, почти не видя отца, но будучи максимально щедро одариваем им.
В школе он тоже, кстати, почти не учился: диплом о среднем образовании ему купили ещё примерно в его 12 лет.
А в 17, добавив год и переделав паспорт, ещё и впридачу мандат депутата ставропольской гордумы.
.
Морали не будет.
Скажу одно: из всех институтов государства важнейшим является образование, а самым высокорисковым - образование детей верхнего слоя.
.
https://t.me/chadayevru/2861.