историк Николай Митрохин. рассказал о том, насколько серьезный кризис переживал Союз накануне перестройки, почему советская экономика реформировалась каждые 10 лет и как это привело к перестройке,
.
В то время практически все говорили, что наш политический Олимп - это дом престарелых, населенный кремлевскими старцами. Те говорят по бумажкам какие-то длинные речи, написанные малопонятным языком, а внизу люди живут своей жизнью. Разве вот эти старцы, умудренные опытом управленцы, не видели, что казенщина и живая жизнь все дальше отдаляются друг от друга и империя движется к закату?
.
- Что такое кремлевские старцы? Тогда такого термина не было, Но в стране, где мужчина редко доживал до пенсии, человек старше 70 лет уже казался невменяемым стариком.
Хотя зарубежные политики в таком возрасте имелись, и Аденауэр или де Голль были даже постарше окружения Брежнева.
Да, это были достаточно опытные политики на ведущих должностях, но по мировым меркам что-то исключительное в плане возраста там отсутствовало.
.
Язык, которым, как вы говорите, они читали свои скучные доклады, не предназначался для широких народных масс, тем более для критически настроенной интеллигенции.
Он адресовался партийно-хозяйственному активу.
Партийно-хозяйственный актив - это начальники различного уровня, которые после занятия должности овладевали данным языком и понимали, что им хотят сказать в подобных докладах.
Они способны были уловить, в чем разница текущего доклада и прошлого, а также сравнить с той информацией, которая поступала к ним по непубличным каналам, .
Или исходить из своего опыта для того, чтобы трактовать основные тезисы докладов.
Поэтому это была коммуникация верховной власти с нижними этажами чиновничества, а не с дядей Петей, работающим на заводе.
.
То, что у Пети дело плохо с продовольствием, разумеется, было известно, и власть на разных этажах пыталась данные вопросы решать, исходя из своих представлений, как это вообще можно сделать.
Из своих представлений о распределении ресурсов.
Поэтому, условно говоря, в Челябинске-45 с продовольствием и товарами первой, второй, и третьей необходимости все было хорошо, а в Челябинске областном со всем этим имелись проблемы.
Потому что приоритетом являлось создание атомного оружия, а не тракторов, например.
Они шли на втором-третьем месте.
Но все равно в Челябинске с продовольствием ситуация была лучше, чем в каком-нибудь маленьком поселке и даже городе области, не обладавшем закрытым статусом.
Потому что поддержка в плане продовольствия челябинских рабочих или рабочих крупных машиностроительных центров была приоритетнее, чем поддержка жителей маленьких городов или крестьян.
Поэтому выстраивалась такая иерархия потребления, которую пытались заполнить имеющимися ресурсами, продовольственными, материальными настолько, насколько это получалось.
.
- То есть никаких кризисных явлений глобального масштаба, которые могли нести угрозу для страны, наверху не видели и не замечали?
.
- Нет. Да их и не было. .
Советские руководители думали об СССР как о стране, которая первая в мире строит социализм, не без ошибок и трудностей, но строит.
Там были беспокоящие их тенденции, острые вопросы, по которым проводились совещания, обсуждения, разрабатывались какие-то меры, но все это не выглядело угрожающим.
..
Можно ли вообще экономическое положение в СССР во второй половине 1980-х считать главной причиной развала Советского Союза?
.
- Нет.
С моей точки зрения, экономическое положение СССР было, безусловно, серьезным, проблемным.
Но совершенно не было главной причиной развала СССР. Главной причиной развала СССР было уничтожение Михаилом Сергеевичем Горбачевым основных институтов, скреплявших Советский Союз.
То есть политических институтов, таких как влияние аппарата ЦК КПСС, силовых институтов, в том числе запугивающей мощи КГБ.
И принятые Горбачевым меры, направленные на сокращение возможности управления страной со стороны государственного аппарата, министерств, Госплана, Госбанка и так далее.
.
В чем был план Горбачева, как он намеревался дальше управлять огромной страной, собирать налоги и перераспределять ресурсы, при отсутствии надежного административного аппарата, мне кажется, никому не понятно.
Поэтому ищут объяснений в "объективных факторах".
Но я тут не о его мотивах, а о результате его действий.
.
Если говорить об экономической ситуации в позднем СССР, то действительно, ВПК был одной из наиболее серьезных проблем советской экономики.
Точнее, не сам по себе ВПК, а количество денег, которое выделялось из государственного бюджета на его развитие.
Финансирование ВПК в Советском Союзе увеличивалось от года к году в абсолютных суммах, хотя, по утверждению современных авторов из недр самой оборонки, процент этого финансирования из бюджета сохранялся примерно один и тот же.
.
Дополнительные средства находились в результате увеличения общего ВВП в Советском Союзе и роста инфляции.
.
Но не только траты на ВПК мешали нормальному развитию советской экономики.
.
Затраты из бюджета на поддержку нерентабельного сельского хозяйства, а оно в Советском Союзе было в общем и целом нерентабельным, и эта нерентабельность росла из года в год, были в два раза больше, чем на ВПК.
.
Был и ряд других серьезных структурных проблем, в первую очередь это дисбаланс цен.
Цены были более-менее адекватны затратам в середине 1960-х, но к началу 1980-х из-за инфляции, которая развилась в связи с хозяйственной реформой, нашим современникам известной больше как "косыгинская реформа", и прочими увеличениями зарплат, не связанными с повышением производительности труда, затраты из бюджета на субсидирование продовольствия, например, для населения выросли в 16 раз.
.
Еще при Брежневе и Суслове руководство СССР пришло к пониманию, что надо что-то делать
.
Очень дорого обходился СССР бардак в сфере капитальных инвестиций.
Из-за постоянных перепланировок и отсутствия необходимого числа строителей и монтажников годами, если не по полтора десятилетия стояли без дела выкопанные котлованы, портилось и расхищалось лежащее на земле закупленное, но не смонтированное оборудование и стройматериалы.
.
Дорого стоила и поддержка внешних союзников, в первую очередь соцстран, например висящей на советском бюджете Кубы.
При этом советское руководство находило силы и время ввязываться в новые внешнеполитические авантюры, такие как афганская война, и последующее финансирование сателлитов - Афганистана, Анголы, Вьетнама, Никарагуа, Эфиопии.
.
.В начале 1980-х, то есть еще при Брежневе и Суслове, руководство СССР пришло к пониманию того, что надо что-то делать.
С 1976 года в некоторых отраслях (прежде всего в угледобывающей промышленности, на железнодорожном транспорте, в металлургии, энергетике) начали наблюдаться серьезные проблемы, которые Совмин разруливал с большим трудом, иногда в пожарном порядке.
К 1979 году эти проблемы свернулись в тугой узел, приведший не просто к отказу от запланированных темпов развития, а к спаду производства в некоторых отраслях - впервые с военного времени.
.
Было принято решение о повышении цен. Надо было чем-то жертвовать, и решили пожертвовать доходами населения.
.
К концу 1982 года должны были быть подняты цены на хлеб, соответственно, и на многие продовольственные товары.
...
Но пришедший к власти Юрий Андропов, который по-своему вникал в экономическую политику и пытался держать руку на пульсе событий, не был так уверен в том, что цены надо повышать.
Михаил Горбачев вместе с Николаем Рыжковым были в тот момент секретарями ЦК КПСС, отвечавшими за экономическую политику.
Горбачев отвечал за аграрный сектор, а Рыжков тогда возглавил вновь созданный Экономический отдел аппарата ЦК КПСС, который стал заниматься подготовкой реформирования.
Именно они убедили Андропова отложить повышение цен.
В результате отказ от любых жертв для стабилизации бюджета при продолжающемся активном инвестировании в ВПК и сельское хозяйство делали дисбаланс экономики все более значительным..
- Хорошо. Вот Андропов стал вторым секретарем, и он уже знал, что согласно иерархической традиции является потенциальным главой партии и государства. Соответственно, после смерти Леонида Ильича, если не произойдет государственного переворота, то Андропов встанет у руля и должен будет куда-то вести страну. А для этого ему нужна команда единомышленников и профессионалов. Утверждают, что одним из членов этой команды являлся Михаил Сергеевич Горбачев. Так ли это? И на чем они сблизились, нашли общий язык?
.
- Действительно, есть свидетельства о том, что Андропов с 1977 года видел себя генеральным секретарем.
Насколько это было реально - большой и открытый вопрос.
Андропов Горбачеву, конечно, протежировал, но главное, что ему протежировал весь так называемый ставропольский клан. Ставропольский клан в Москве в середине 70-х годов из первых лиц представляли Суслов, Кулаков и Андропов.
.
Андропов видел в Горбачеве представителя нравящихся ему интеллектуальных молодых партийных кадров.
С высоким интеллектом, со столичными или околостоличными манерами.
.
Он поддержал его выдвижение, но самое главное, что Горбачев был нужен Брежневу, о чем непрофессиональные историки сегодня предпочитают не упоминать.
.
- А зачем ему был нужен Горбачев?
.
- Для того чтобы отстаивать сельскохозяйственный бюджет перед Косыгиным . Вопрос финансирования сельского хозяйства для Брежнева был одним из ключевых экономических вопросов, которыми он интересовался.
.
вторая его задача была: придумать что-нибудь, чтобы сельское хозяйство было эффективным, и решить проблему обеспечения населения продовольствием.
В первую очередь обеспечения мясом, которое стало больной точкой советской экономики.
.
Поскольку Горбачев занимался в Ставропольском крае созданием комплексов по производству мяса и разведения овец, то с точки зрения Москвы одним из его ценных качеств являлось то, что он, как им казалось, разбирался в этих вопросах.
.
Соответственно, Горбачев пришел в Москву заниматься сельским хозяйством.
Он разработал и подготовил «Продовольственную программу», которая была принята в окончательном виде и начала реализовываться с 1982 года,
.
В общем, да, Горбачев являлся одним из тех, кого Андропов продюсировал, но кроме него Андропов искал и подбирал другие кадры.
Вторым важнейшим кадром в его обойме стал Николай Рыжков,
Третьей важнейшей фигурой здесь был Долгих (Владимир, заведующий отделом тяжелой промышленности и энергетики ЦК КПСС в 1976-1984 годах - прим. ред.),
Вот это основной круг людей, которые важны были для Андропова.
.
- А Ельцин там как появился?
.
- Он появился в качестве заведующего отделом строительства ближе к середине 80-х. В 1985-м, уже после избрания Горбачева, и это было лигачевское предложение.
.
- Вот эти все люди, которые, как вы говорите, собрались в ситуативный политический союз, у них уже тогда были какие-то проблески перестроечных настроений?
.
- Нет. Не было никаких групповых обсуждений до занятия Андроповым поста генерального секретаря ЦК КПСС.
А потом все это проходило в рамках совещаний, которые организовывал сам Андропов и которые являлись официальными.
Горбачев пишет о каких-то своих идеях, которые у него имелись, и он различными способами их высказывал.
Андропов любил совещаться с разными людьми в индивидуальном порядке.
.
Да, когда он посещал Ставрополье, то разговаривал с Горбачевым в том числе.
Последний в своих мемуарах пишет, что Андропов вел довольно жесткие критические разговоры. Проводились совещания, на которых обсуждались довольно критические вещи. Например, на заседаниях Совмина при Косыгине всякие подобные темы рассматривались.
.
Вообще сама по себе история реформирования в Советском Союзе не прекращалась никогда.
Последняя попытка крупной реформы была в 1979 году, о чем сейчас опять же забывают.
Так называемое постановление №645 Совета министров СССР, подготовленное в результате длинных дискуссий.
.
Основным центром экономического реформирования тогда являлся Госплан.
.
- И в чем заключалась эта программа реформ, я имею в виду постановление №645? Насколько она удалась?
.
- У них все время шли обсуждения, как заставить директоров работать более эффективно.
.
Главная проблема виделась в том, что директора имеют слишком мало полномочий.
А если им дать больше, то они начинают работать на собственный карман.
.
На этом остановились косыгинские реформы, и думали, как их продвинуть дальше.
Сколько определить полномочий директору, как его контролировать.
Собственно, те реформы, которые начал разрабатывать и предлагать Андропов и его ближайшее окружение, были про это: как именно ослабить контроль над директорами заводов и совхозов сверху и кто их должен в данной ситуации контролировать снизу или сбоку?
.
Андропов настаивал на том, что директоров должен контролировать трудовой коллектив.
И идея дальше вошла в перестройку, воплотившись в закон о госпредприятии, выборности директоров советами трудовых коллективов и всем прочем.
Это было достаточно последовательное развитие данных реформистских идей.
..
- Много разговоров также идет о том, как и почему стартовала перестройка. Горбачев после прихода к власти якобы говорил, что в стране «прогнило же все» и надо что-то кардинально менять в движении дальше. Что в этом правда, а что нет?
.
- Реально вся программа первичных горбачевских реформ была разработана с конца зимы 1982-1983 годов до середины 1984 года специальной комиссией политбюро по управлению народным хозяйством, председателем которой был Тихонов, а сопредседателем - Горбачев.
Еще раньше этим занимались рабочие группы по указанию Андропова, создавшие основу для деятельности комиссии политбюро.
.
Яковлев являлся представителем ядра радикальных преобразователей уже на более позднем этапе.
Он принимал участие в обсуждении данных проблем с 1984 года, но он не был тогда центральной фигурой.
Центральной фигурой в рамках перестройки он стал году к 1986-му, когда вокруг Горбачева образовалось политическое трио, состоящее из Горбачева, Шеварднадзе, и Яковлева, которое стало центром принятия решений.
Но экономика для этого трио была не основным делом.
Они занимались по большей части политическим развитием, свободой.
Яковлев действительно имел прорыночные взгляды, более радикальные, чем Горбачев и все остальные.
Он последовательно продвигал свои идеи, но в 1983-1984 годах не был центральной фигурой.
.
Как ни странно, наиболее радикальным реформатором периода с конца 1982-го до середины 1983-го являлся Андропов,
В результате наиболее радикальные инициативы шли сверху, а затормаживающие - снизу.
.
Например, Егор Тимурович Гайдар был привлечен к разработке данного плана в 1984 году, и он писал записки такого характера, что слишком радикальное реформирование разрушит страну.
.
Но план первичных реформ оказался сверстан уже тогда.
Горбачев реализовывал именно этот план, и его роль в разработке указанного плана была существенно меньше, чем сейчас кажется.
Хотя он действительно поддерживал часть из этих идей.
В первую очередь разрушение монополии центральных ведомств и передача больших прав руководителям на местах, особенно руководителям аграрно-промышленных объединений районного уровня.
У Горбачева имелась идея большой реформы сельскохозяйственной сферы, которую он реализовал, став генеральным секретарем, когда был создан гигантский Госагропром
.
- Имел ли место в стране в это время экономический, политэкономический кризис, который потребовал именно таких радикальных реформ, или это целиком была инициатива данной группы, решившей, что так дальше жить нельзя?
.
- В экономике действительно наблюдалась сложная ситуация, и в начале 1980-х сложилось кризисное положение в сфере обеспечения продовольствием.
.
Нужно было решать два принципиальных вопроса.
Первый: где добыть мясо, потому что число горожан постоянно росло и им всем нужно было мясо - они не могли иметь коров или выращивать кур и кроликов, как крестьяне.
Над этим вопросом реально бились.
В результате часть нефтяных денег уходила на закупку зерна, которое привозилось и использовалось на огромных откормочных комплексах, построенных вокруг крупных городов.
Но вследствие санкций, введенных западными странами после вторжения в Афганистан, объемы продаваемого США и Канадой зерна существенно сократились.
В результате подобное привело к кризису даже с производством хлебобулочных изделий внутри страны, не говоря уже обо всем остальном.
Это надо было как-то срочно решать.
.
К тому же накручивался еще ряд проблем, в частности, крайняя неэффективность советского сельского хозяйства, в результате деятельности которого до 30 процентов, а по утверждениям некоторых специалистов, и до 50 процентов всего выращенного и собранного терялось из-за плохой транспортировки, хранения и переработки.
Продовольствия производилось достаточно, но потребители в магазинах ощущали его дефицит, вынуждены были покупать гнилую картошку, непрезентабельного вида другие овощи и так далее.
Надо было что-то радикально менять в сфере хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
.
Вторая крупная проблема состояла в том, что сложившаяся схема использования нефти и газа себя исчерпала.
Дело в том, что города и транспорт в Советском Союзе активно развивались во второй половине 60-х и 70-е годы на фоне постоянно и бурно растущей нефте- и газодобычи.
.
То есть имелись источники для освещения, отопления, обеспечения самого разного транспорта топливом.
Но к концу 70-х годов наметился кризис нефтедобычи, а в начале 80-х он стал очевиден.
Удобные сверхкрупные месторождения иссякли, существующие технологии не позволяли выкачивать более 30 процентов перспективного топлива из недр.
Зато очень хорошо росла газодобыча, за счет чего удавалось решать многие проблемы, но и там уже виднелся потолок.
..
Поэтому была сделана ставка на атомную энергетику, которая в начале 80-х годов начала активно развиваться, быстро строили новые станции, но там тоже уже очерчивался предел развития, а Чернобыль полностью прекратил прогресс в этой сфере.
Так что надо было что-то всерьез и, главное, быстро делать и в топливно-энергетической сфере.
.
Ну и зависимость Советского Союза от выручки от нефти, которую удавалось продать на Запад, от этих валютных инвестиций, тоже являлся фактором крайне нестабильным.
К тому же с приходом к власти Горбачева стоимость нефти резко упала.
В результате этого СССР не получил огромных денег, на которые закупалось не только зерно для откорма скота, но и значительная часть металлов, пластмасс, химии, промышленного оборудования и, наконец, ширпотреба - всего того, что не производилось в стране, но было очень важным для функционирования советской промышленности, в первую очередь оборонной.
.
Там имелась и еще одна проблема, которую можно было не замечать, как это делали предшественники, а можно было решать.
Заключалась она в том, что стоимость военно-промышленного комплекса и армии для советской страны и советского народа являлась очень большой.
Все экономисты, вплоть до председателя совета министров СССР, недоумевали, почему такие гигантские военные расходы, но это именно то, что Горбачев не стал реформировать.
Он начал весьма осторожно сокращать расходы на армию и ВПК только к концу перестройки.
.
Горбачев попытался решить другие вопросы.
Во-первых, повысить производительность сельского хозяйства и перезапустить промышленность, которая во многом отставала технологически от Запада.
Это отставание можно оценивать по-разному - как критическое, не критическое, но все равно значительное.
.
В любом случае они с Рыжковым решили промышленность перезапустить в рамках гигантской инвестиционной программы «ускорения».
.
В результате перестройка вначале свелась к раздаче всего государственного бюджета на нужды нескольких отраслей, в первую очередь любимого Горбачевым сельского хозяйства, во вторую - металлургии.
.
Рыжков, как профессиональный машиностроитель, был заинтересован в качественном металле, дефицит которого всегда имелся в СССР, а потому считал, что эта отрасль нуждается в коренном обновлении, что было правдой.
.
Огромные деньги также под различные программы компьютеризации, создания микрочипов и так далее получил ВПК.
.
Также деньги дали на развитие нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности.
.
В результате растранжирили общесоюзный бюджет за несколько лет.
Набрали валютных кредитов и обанкротили страну просто за счет неудачного инвестирования.
.
- А в целом почему перестройка провалилась? Из-за неграмотности, непонимания масштабов того, что делается, или там подключались к процессам реформирования чьи-то злые умыслы?
.
- У меня ощущение, что они просто растранжирили бюджет.
У Горбачева была такая стратегия, что надо инвестировать, инвестировать, а потом инвестиции вернутся откуда ни возьмись взявшимися доходами.
.
В принципе, инвестиции, которые они делали, если бы это происходило не сразу, а поэтапно, более разумно и целенаправленно, окупились бы.
.
Например, вложения, сделанные в металлургию, до сих пор кормят РФ и позволяют возглавлять российский список Forbes этим самым металлургам.
Там до сих пор используют то оборудование, которое было заказано, оплачено, привезено в страну или произведено внутри нее именно в перестройку.
Просто технологический цикл от момента заказа до установки и выхода на поток производства - 5-6 лет.
То есть если это оборудование заказали в 1986-1987-х, то реально оно встало и начало работать в 1992-1993 годах.
..
Тогда же был решен вопрос с трубами большого диаметра для газопроводов и прочего, являвшийся ахиллесовой пятой советской экономики на протяжении всего времени ее существования.
На решение данного вопроса никогда денег не находилось.
А в перестройку в Сумах в 1988-м построили огромный завод.
Сейчас он работает, производит, люди на этом сегодня большие деньги зарабатывают.
Тогда же инвестировали немалые средства в нефтепереработку, нефтегаз, производство оборудования для добычи и транспортировки.
Все окупилось, но Советского Союза на тот момент уже не существовало.
.
Это оказались рациональные инвестиции.
.
А были нерациональные.
Например, в сельское хозяйство - убыточное, бессмысленное, распадающееся.
Горбачев считал, что в каждом колхозе должен быть набор техники, которая стояла 8-10 месяцев без движения.
.
Строились дороги, дома для крестьян, объекты инфраструктуры, имелись большие программы, посвященные подобному.
Чтобы в каждом вологодском или вятском селе было возведено все это и чтобы люди там жили.
...
Но с социально-экономической точки зрения это являлось бессмысленным процессом, потому что крестьяне из деревни все равно бежали, численность их сокращалась естественным образом, но сельскохозяйственным чиновникам казалось важным, чтобы это все было.
..
Более того, за счет данных огромных инвестиций покупалась лояльность сельскохозяйственных и местных партийных чиновников.
Горбачев считал, что это во многом опорный ресурс.
На самом деле подобное было иллюзией, потому что они все стояли за Горбачева, пока деньги шли, а как деньги сократились, там они стали первыми, кто требовал, чтобы его сняли.
.
Инвестиции в ВПК тоже в большинстве своем оказались неудачными и распыленными.
Более или менее удачными можно считать вложения в создание всякой электроники, но в целом все остальное рухнуло, как только открылись границы и появилась возможность завозить те же дешевые чипы из Китая и Тайваня.
Поэтому все эти гигантские вложения в постройку зданий, закупку технологического оборудования не окупились.
Хотя некоторые из советских программ действуют, реализуются, разные С-400, С-500 - это инвестиционно-технологические проекты, которые были заложены в рамках горбачевской политики.
.
Если бы они разумно инвестировали, не случилось бы такой сумасшедшей инфляции, которая начала разваливать страну. И вполне можно было бы произвести перезагрузку СССР.
.***
Когда Горбачёв пришёл к власти, он начал давать деньги на все проекты, что ему предлагали под общей эгидой "ускорения".
В числе приоритетных бюджетополучателей были ВПК и аграгрии, но доставалось и всем остальным.
А реформа финансовых условий деятельности предприятия вследствии закона "О предприятии" сделала возможным быстрый и легкий перевод основных оборотных денег предприятия в зарплату (а не в обновление основных фондов (станков и прочего) и закупку товарных запасов (для будущего производства) как прежде.
.
В результате пошел быстрый рост зарплат работников, на 30-50-100, а у некоторых и на сотни процентов.
.
Все стали довольны.
Но потратить эти деньги было не на что, производить больше не стали
(это прежде всего касалось аграриев расходы на которых быстро росли, но производить они больше не старались, гораздо проще было зарабатывать деньги лоббированием в корридорах Кремля и Старой площади).
Или то, что производили (типа тех же комплексов С-300 или Точка-У), ни в какой лавке не купишь, да и не зачем.
В результате производимые потребительские товары стало возможно продавать за большие цены, что и вызвало инфляцию..
А реформа партийного аппарата? Горбачев же выступал потом за границей и говорил, что СССР являлся коммунистическим монстром, которого надо было уничтожить.
.
- Ну он же не дурак.
Пока находился при власти, у него стояла другая задача: обеспечить эффективность советской политической и экономической модели.
Он это делал так, как видел, как считал нужным.
.
Он полагал, что надо больше полномочий передать вниз, поэтому сокращал центральные ведомства и их полномочия, в том числе распустил, например, отраслевые отделы аппарата ЦК КПСС, сократил число министерств, передал огромные полномочия местным партийным комитетам, местным органам власти,
.
но вышло совершенно не то, чего он ожидал.
.
Люди, получив все эти полномочия и свободы, посмотрели и сказали: а зачем нам вся эта система вообще?!
Мы будем как-то жить своим умом.
.
С 1987 года стартовали легальные национальные движения в республиках.
Не везде, но как минимум в части республик оживился местный сепаратизм, и там уже пошла другая история.
.
Горбачев и его команда из демиургов, от которых все зависело в Советском Союзе, вдруг превратились в игроков на политическом поле, конкурирующих с другими игроками за поддержку масс.
А поскольку к реальной политической конкуренции они были не приучены, то, соответственно, у них начались проблемы.
.
- Теперь собственно об августовском путче 1991 года. Имелись для него реальные предпосылки, почему он случился?
.
- Это довольно известная история о том, что должно было заключаться новое союзное соглашение с руководителями республик, которым передавались еще большие полномочия, а Горбачев и союзное правительство превращались в таких зиц-председателей Союза с определенными полномочиями в основном в оборонной и внешнеполитической сфере.
.
Наиболее распространенная версия сходится на том, что другие союзные руководители увидели, что у них отбирают полномочия и, скорее всего, их тоже уберут, как убрали их предшественников.
.
На самом деле же Горбачев в 1988-1989 году произвел множество перестановок.
Поэтому следующие фигуры союзного уровня увидели, что они сейчас лишатся своих должностей, и бросились, как они говорили, спасать Союз, а как говорили их критики, спасать свои должности.
Мне кажется, это наиболее вероятная версия.
.
- Члены ГКЧП идут на тягчайшее уголовное преступление, и, окажись на месте Горбачева другой руководитель страны, я уже не говорю о Сталине, а хотя бы Брежнев, им бы не поздоровилось. Могли и высшую меру дать.
Почему они, ставя себя в такое положение, проявили нерешительность? Кто или что помешало?
.
- Горбачев для них был человеком, который отдавал уже невнятные приказы и плохо контролировал ситуацию.
.
Горбачев действительно реально всех запутал, потому что, по моим представлениям, с конца 1989 года он вообще утратил контроль за ситуацией.
.
Он оказался не способен справиться с потоком многочисленных неприятных событий, которые шли по нарастающей.
Населению Горбачев уже сильно не нравился.
Поэтому гэкачеписты считали, что контроль над всем он уже потерял, что было близко к истине, и что они легко справятся.
.
Но оказалось, что если они являлись неудачниками каждый в своей сфере, поскольку все руководимые ими ведомства работали неэффективно и страна катилась под откос в том числе по их вине, то почему в этой ситуации задуманный ими путч будет успешным?
Нет.
Они не смогли даже обеспечить себе поддержку тех, кто готов был их поддержать.
.
Я разговаривал со многими людьми, кто в то время работал и в партийном аппарате, и в аппарате президента, и в разных других структурах, и все в один голос говорят: мы бы хотели услышать какие-то внятные распоряжения от людей, которые власть получили 19 августа, но ни одного распоряжения так и не дождались.
.
Все, на что их хватило, - это завести войска в город.
А дальше что?
Заехали войска, к ним подходят люди, спрашивают, вы вообще чего, ребята?
..
А ребята знают, что на 6-м году перестройки власть уже не является абсолютным начальником, который за невыполнение приказа их тут же поставит к стенке.
. И просто так давить кого-то танками в столице своей Родины у них настроения нет.
.
Путч официально закончился после того, как группа «Альфа» КГБ СССР подумала, поговорила внутри себя и отказалась штурмовать Белый дом.
Это была переломная точка, после которой они поняли, что у них никаких войск реально нет.
Дальше начали переходить на противоположную сторону танкисты, Лебедь привел своих людей к Белому дому и так далее и тому подобное.
А если нет никаких силовых ресурсов для захвата власти, то остается поднять белый флаг.
.
- Какова роль в этих событиях Ельцина?
- Он знал, что его ненавидит вся партийно-кагэбэшная верхушка, и если у гэкачэпистов все получится, то его как минимум арестуют.
Поэтому проявил решительность, приехал в Белый дом, воспользовавшись той растерянностью и неуверенностью, которые были у кагэбэшников на тот момент. Выступил с воззванием и призвал своих сторонников защищать демократию.
У него имелись для этого все юридические основания.
Президент страны, которому он подчиняется, арестован в результате попытки военного переворота.
Он получил в руки все политические карты и делал то, что делал.
..
- Утром 21 августа Язов отдал приказ о выводе войск из Москвы. А во второй половине дня вице-президент Янаев подписал указ о роспуске ГКЧП. Почему?
.
- Они проиграли к тому моменту. К утру 21 августа все было кончено.
.
https://www.business-gazeta.ru/article/519618https://web.archive.org/web/20211201100912/https://www.svoboda.org/a/perestroyku-predlagal-esche-brezhnev-chto-obrushilo-ekonomiku-sssr/31549668.html.