фильм «Пацаны» (1983)

Jun 06, 2024 10:03

вот к этому https://marss2.livejournal.com/4985062.html
.
модный в середине 80ых фильм Динары Асановой «Пацаны» (1983)  я смотрел лет в 14.
Уже  тогда он мне показался  забавной интеллигентской фантазией на тему гопников
Такой аналог  нонешнего сериала "Слово пацана" -

Там  так же показаны фантазии взрослых дядь и тёть на темы подростковой жизни..
Такой  же  "Ералаш" - придуманные взрослыми дядями и тетями истории из жизни школьников
Что неудивительно -смотри на авторов фильма.
В 1983 г режиссеру Динаре Асановой было 40+ лет , она 1942 гр
Автор сценария по имени Юрий Клепиков 1935 гр, ему  крепенько за 50.
От реалий подростковой жизни 1983 года они были дальше ,чем марсиане
.

Френдесса прикалывается над этим офигеным РЕАЛИЗМОМ
Начала расспрашивать. Хммм… Постараюсь как-то сформулировать несколько беспорядочные восклицания ):
- Ой, вы что, там так жизненно. Я вот прямо реву все время, когда смотрю.
.
Я хрюкнула. Спрашиваю:
- Ну, пацаны эти, они, конечно, очень благородные и выше всего ценят взаимопомощь и свое пацанское слово?
.
(Восторженно):
- Да.
.
1983   как раз время разнгула уличного молодежного криминала.
в фильме "Пацаны" в соответстви с  модной  тогда манерой показа гопников  малолетнюю шпану показывают как романтических героев типа Робин Гуда или прости госпиди, трех мушкетеров
Типа единственачя их беда - не нашлось воспитателя ,Который смог загянуть в их нежные души.

ну кто общался в реале  с этой категорией в школьные годы, тот помнит, что   пехоту в шайках подростковой шпаны  составляли физически крепкие парни дебильноватого типа: как писали в справках "олигофрения в стадии легкой дебильности",
.

В основном это были дети местной алкашни.
уже к 10 годам они выглядели как 10-летние урки.
.
Раньше, при кровавом режиме, эта публика имела единственной, подчас недостижимой, целью - не сесть до армии.
..
для детей  и подростков в Союзе была куча спортсекций, кружков и миллион других занятий.
Надо было быть конченным дебилом и ебанатом что не найти другого занятия кроме уличной банды
.
Далел пост из дзен Зины -Корзины

Когда я смотрела этот фильм в отрочестве, мне казалось, что передо мной - экспериментальное действо, где актёры взаимодействуют с реальными пацанами, которые …не знают, что снимается кинолента. Особенно это заметно в начале, где ребятам задаются вопросы из серии: «Ты смог бы ударить человека?»
.
Тогда у нас не было понятия «реалити-шоу», но по ощущениям было именно что-то подобное. Мол, это настоящий летний лагерь для трудновоспитуемых юношей, и всё там взаправду. Потом возникало сомнение - нет, всё же это игровое пространство.
.
Это и есть Искусство - когда изображаемый мир представляется то выдумкой, то «взаправду». Перед нами фильм Динары Асановой «Пацаны» (1983) о воспитанниках спортивно-трудового лагеря для заблудших душ. Сценарий создал её постоянный соавтор Юрий Клепиков.
.
На главную роль Асанова пригласила Валерия Приёмыхова, чей талант она, по сути, раскрыла. В роли пацанов - …реальные пацаны, найденные по школам и ПТУ. Итак, пятнадцатилетнего Володю Киреева (а выглядит он куда как моложе) собираются посадить на два года, но дают ему отсрочку на один год.
.
К слову, при таком варианте, если осуждённый ведёт себя хорошо в течение этого года, его могут освободить от ответственности. Считается, что исправился и нет смысла наказывать. В зале суда - Павел Антонов, начальник спорт-труд-лагеря, который забирает Володю к себе на лето.
.
Мальчишка смотрит волчонком, но Антонов - это гуру для таких, как он. «Каждому пацану нужен мужик, которому он мог бы сказать ‘ты’», - убеждён педагог, и хорошо, если это отец, а если его нет или папаша такой, как у Киреева, то есть пьёт, дерётся, водит каких-то баб?
.
Собственно, в этом фильме очень много роскошных цитат о воспитании. У Павла нет педагогического образования, что подчёркивается, но есть дар от Бога, а бывает отсутствие того дара, что мы и наблюдаем у заместителя Антонова - модного и красивого Олега Павловича (Евгений Никитин).
.
Этот презирает оступившихся ребят, считая, что их надо дрессировать и прессовать по полной. Да, их надо прессовать, но делать это так, как Антонов - последовательный продолжатель дела Антона Макаренко (тут прямо-таки игра слов - Антонов адепт Антона).
..
В Советском Союзе бытовала мысль, что из любого воришки и бродяги можно сделать человека разумного.
В принципе, если нет мозговых нарушений, то да, можно. Но даже в тогдашней криминологии был тезис о том, что есть люди, не могущие жить в обществе и склонные к преступной деятельности. Они, увы, неисправимы.
.
…У Антонова всё получается, но бывают и срывы намеченной программы, ибо мальчики-то не подарок. Они всё равно взрывные, шебутные, многие - озлоблены и чуть что готовы затеять драку. А некоторые, как красавчик Зайцев, ещё и подлые. Но и с такими надо работать.
.
Антонов верит, что всё возможно. Он стал батей для огромного числа парней, лишённых простого счастья, и оттого озлобившихся. Он может орать - его всё равно любят, потому что он любит сам. Каждому даёт шанс. Каждого считает хорошим, потому что все мы рождаемся светлыми.
.
И в финале, когда Володя крадёт ракетницу, чтобы из неё застрелить своего отца-пoдонка, все пацаны дружно бегут спасать своего друга от непоправимого шага… В этот момент - слёзы. Потому что главное в том воспитании - доказать, что человек - человеку не волк.
.
Zina KorZina (c)

https://dzen.ru/a/ZlwwTsMrE1jQyrnb

Галина Иванкина, Гопники, СССР, фильм, гопники, СССР кино

Previous post Next post
Up