фильм "Каскадеры" / Stunts (1977)

May 25, 2024 21:17


Есть такой разряд фильмов, любовь к которым трудно понять, если ты "не в теме", не рос в 70-е и ранние 80-е.
Наши дети пожимают плечами, видя как взрослые дядьки расплываются в блаженной улыбке при упоминании незнакомых названий из серии: "Легенда о динозавре", "Вожди Атлантиды", "Похищение по-американски" или "Языческая мадонна"
Об этих кинолентах мало кто вообще слышал сегодня, зато их с благодарностью вспомнят те, кто детьми и подростками заполняли залы советских кинотеатров.
.
Американские "Каскадеры" - одна из таких лент.
Подзабытый фильм на грани категории B-movie в свое время стал культовым среди юных зрителей хитом советского проката.

Помню, что почему-то с особым восторгом обсуждались не зрелищные трюки, а сцена с пережевыванием осколка стеклянной бутылки.
Детская память - штука цепкая, каких только странных и вроде "ненужных" воспоминаний не хранит в своих закоулках.
.
Накануне впервые за сорок с лишним лет пересмотрел "Каскадеров". Приступал к просмотру с любопытством - как воспримется после столь долгого перерыва фильм, увиденный целую эпоху назад?
..
Завязка "Каскадеров" - эффектная сцена смерти для затравки зрительского любопытства. Каскадер Грэг едет на съемочную площадку, ему предстоит "смертельный номер" - выбраться из машины, которая едет на двух колесах, схватиться за полоз летящего вертолета и взмыть в воздух на огромную высоту. Трюк выполнен безукоризненно, но когда приходит время пристегнуть страховочный трос, карабин неожиданно заедает, и, потеряв силы, трюкач камнем летит вниз навстречу верной гибели.
.
На съемки приезжает Глен, старший брат погибшего, тоже каскадер (в этой роли - в то время относительно молодой, наиболее известный актер фильма Роберт Форстер). По дороге Глен знакомится с журналисткой, которая - вот это поворот! - направляется на ту же съемочную площадку и собирается писать очерк. О ком бы, вы думали? Какое совпадение! Конечно, о трюкачах.
.
"Каскадеры" под завязку набиты штампами, сценарные ходы предсказуемы и считываются с первой минуты. Над ними легко потешиться и цинично поиздеваться, а можно тепло улыбнуться - это же старое доброе кино из нашего детства! Не за выдающуюся драматургию мы его ценили тогда. Да и сейчас трогательная наивность фильма вызывает не раздражение, а прилив нежной ностальгии, которую полноценно ощутит тот, кто способен оживить незамутненные свежие эмоции давних лет.
.
Само собой, мачо-каскадер свысока посматривает на красотку из "большого города" (в кино вообще водятся некрасивые старые журналистки?) и ведет себя нарочито вызывающе. По сегодняшним меркам манеры Глена - верх беспримесного сексизма. В 70-е они воспринимались как безобидные и незамысловатые мужские шутки.
.
Например, журналистка просит Глена подвезти ее до съемочной площадки. Каскадер соглашается, "забыв" предупредить, что сейчас будет исполнять трюк с переворотом машины. В наши дни за такой милый прикол она подала бы в суд - тогда только обругала шутника, а тот в ответ состроил недоуменную гримасу: Что, мол, такого? Подкинул же до пункта назначения, как просила.
.
Самый неопытный зритель без усилий догадается, что после традиционной "битвы полов" между героями возникнет взаимная симпатия, а потом и куда более сильное чувство.
Тем более что бойкая "журналисточка" окажется "своим парнем" и сыграет ключевую роль в расследовании гибели Грэга .
.
Тот же зритель легко предскажет, что гибель Грэга - не случайность и что Грэг - не последняя жертва съемочного процесса.
Очевидный подозреваемый - эксперт по трюковому оборудованию, неприятный, нервный, конфликтный тип.
Он готовит техническое сопровождение трюковых съемок, и - вот незадача (или злой умысел?) - его оборудование раз за разом ведет себя непредсказуемо.
..
Понятно, что убийца - не он. Мы ведь знаем, что если все факты криком кричат о виновности персонажа, то он невиновен, это такой "хитрый" отвлекающий маневр для усиления саспенса.
.
Есть другой персонаж - жена продюсера Джуди, соблазнительная секс-бомба с признаками нимфомании. Интересно, кому может не нравиться, что Джуди так охоча до плотских утех? Джуди откровенно предлагает свое тело крутым мужикам-трюкачам, после чего те - неожиданно! - гибнут. Камера показывает зловещие руки в черных перчатках, совершающие акты саботажа - сгораем от нетерпеливого любопытства, кто бы это мог быть?
.
При свежем просмотре "Каскадеров" в глаза бросается, как бесхитростно фильм снят. Никаких режиссерских, операторских или монтажных изысков.
.
Если персонаж произносит реплику, камера показывает его крупный план. Собеседник отвечает - камера показывает его крупный план. Авторы не затрудняют себя лишними движениями камеры, постановкой мизансцен, внутрикадровым монтажом.
.
Это не проблема малого бюджета. Я видел много занедорого снятых лент, авторы которых - наоборот - старательно компенсируют отсутствие масштаба упором на изощренный стиль и создание особой атмосферы.
.
Мне показалось (хоть и утверждать с полной уверенностью не могу), что режиссер Марк Л. Лестер намеренно снимал свою ленту максимально просто. По сюжету каскадеры работают над незамысловатым боевичком категории "Б", главные "звезды" которого - не выдающиеся кинематографисты, а каскадеры и их опасные трюки.
.
Не случайно оригинальное название Stunts можно перевести буквально - "Трюки". Лестер "зеркалит" фильм внутри фильма и в свою очередь тоже снимает простенький action-триллер, где в фокусе не авторские изыски, а эффектные результаты каскадерских подвигов.
.
Трюкачи в фильме - классические "хорошие парни" (и одна женщина), честные трудяги, слаженная команда профессионалов. Их бесхитростному обаянию, чувству локтя, братству рисковых людей противопоставлены алчные, корыстные кино-дельцы. Акулам кинобизнеса плевать на гибель и увечья, каскадеры - расходный материал, главное - будущие прибыли. Как говорится в классическом советском фильме: Капитализм бэд! Уоркер гуд!
.
Как и в фильме, который снимают герои "Каскадеров", главное в самих "Каскадерах" - трюки. Сюжет, актерская игра, режиссура - вторичны. Главное - эффектный action, те самые stunts из названия картины. В этом плане Марк Л. Лестер предлагает полный ассортимент боевика категории "Б" 70-х - автомобильные гонки, кувыркающиеся тачки, падения с разных высот, виртуозное вождение, взрывы, горение в огне.
.
Смотреть на работу каскадеров - сплошное удовольствие. Трюкачи 70-х работают "по старинке", вживую - никакого синего или зеленого фона в павильоне. Если герой цепляется за полоз летящего вертолета, камера установлена в кабине, чтобы зритель видел - все без обмана, каскадер находится в полете на огромной высоте без страховочной сетки.
.
Повторный просмотр сорок с гаком лет спустя оставил приятное послевкусие. Я стал, мягко говоря, взрослым дядей и куда более изощренным зрителем. Незамысловатый сюжет уже не вызывает былого волнения. Зато честное бесхитростное обаяние фильма без претензий и амбиций чувствуется по-прежнему - чистое детское удовольствие мне все еще доступно, спасибо таким лентам, как "Каскадеры" из веселых 70-х.
.
.
https://dzen.ru/a/ZlBGNI32UUsQYv4v
.

image Click to view


.

фильм, Кино

Previous post Next post
Up