социолог Питирим Сорокин : как большевики взяли власть

Jan 21, 2024 08:44


Продолжаю читать автобиографию великого российско-американского социолога Питирима Сорокина. Он ещё был и видным членом партии эсеров (на пике политической карьеры - секретарём Керенского).
Увидел у него в книге, как в США определяли идеологию русских правых эсеров (народников-социалистов) на американский лад: «Консервативный христианский анархизм».
.

***
Питирим Сорокин в своей автобиографии имеет мужество признать, что большевики были правы в отношении Первой Мировой войны.
.
Сорокин, как и все правые эсеры (и также кадеты и подавляющая часть меньшевиков) тогда был за «войну до победного конца».
Он также стал членом Временного правительства Керенского.

Автобиография вышла в 1963 году, и в ней Сорокин (к тому времени американский профессор и гуру мировой социологии) пишет:
.
«Я одобрял позицию социал-патриотов.
В то время я ещё питал идеалистические иллюзии по поводу союзнических правительств Запада.

Я ещё верил в честность, демократичность и нравственность их политики, политики немакиавеллевского толка, верил, что они останутся верны договорам и обязательствам, в их готовность помочь России в трудный час, как она помогала - и спасала их - в час смертельной опасности.
Я должен напомнить западному читателю, что как в Первую, так и во Вторую мировые войны Россия одна сражалась с большими вражескими силами, чем все её союзники, вместе взятые, что она взяла на себя основные тяготы войны, заплатив за это ужасную цену человеческими жизнями, опустошенными городами и весями, разрушенной экономикой и истощенными природными ресурсами - цену стократ большую, чем совокупные издержки, понесенные всеми её союзниками.
.
Этой жертвой Россия без сомнения спасла союзников от вероятного поражения и разрухи, не говоря уже о спасении миллионов жизней союзнических армий, которым бы самим пришлось сражаться с германской коалицией, не будь России.
.
Позднее мои иллюзии относительно западных правительств развеялись.
.
Вместо помощи России, когда она нуждалась в этом, они старались ослабить её, ввергнуть в Гражданскую войну, расчленить её, отторгнув поелику возможно и захватив её территории.
Они нарушили свои обязательства и после Второй мировой войны, начав все виды «холодной» и «горячей» войн против неё.
И даже сейчас, когда я пишу эту книгу, они вместе с бывшим врагом всё ещё пытаются уничтожить не только русскую империю и советское правительство, но и сломать хребет самой русской нации.
.
Даже в моей личной схватке с коммунистами и их властью двуличие командования союзных экспедиционных сил в Архангельске едва не стоило мне жизни: нарушив обещания, торжественно данные нашей группе эсеров, устроившей свержение коммунистической власти в Архангельске, они весьма способствовали моему аресту, заключению и смертному приговору, вынесенному мне коммунистами в Великом Устюге.
..
Если бы в 1915-1917 годах я придерживался мнения, что западные правительства циничны, хищны, по-макиавеллевски лживы, недальновидны и эгоистичны, я. вероятно, присоединился бы к интернационалистам (большевикам и левым эсерам).
.
Но случилось иначе, я оказался в стане социал-патриотов вместе с правительством Керенского и большинством лидеров и простых членов социалистических и либеральных партий, вместе с «бабушкой» и «дедушкой» русской революции - Е.Брешковской и Н.Чайковским, наиболее заслуженными членами партии эсеров, Г.Плехановым и с одним из величайших лидеров анархистов - П.Кропоткиным.
.
Я отстаивал эту позицию как член Временного правительства Керенского, член Совета Российской республики, депутат Учредительного собрания, Российского крестьянского совета и как один из основных редакторов эсеровских газет «Дело народа» и «Воля народа», как учёный, оратор, лектор. Эту позицию я отстаивал до самой своей высылки из России».
..***

Продолжая читать автобиографию великого российско-американского социолога Питирима Сорокина.
Он не был бы великим социологом, если бы не продолжал исследовать, как большевикам удалось взять власть.
Социология как наука, её методы, рамки научного познания тогда только появлялись, но уже в 1917-м Сорокин пытался научно понять основные социальные движущие силы.
Даже осенью 1917 года вся социологическая наука говорила о том, что у большевиков ничего не должно получиться.
Сорокин не видел крупной страты, на которую могли бы опереться большевики.
Деревня в основной своей массе была за эсеров.
Нацокраины (татары, башкиры, украинцы, армяне и т.п.) - за своих народных социалистов. Квалифицированные рабочие - за меньшевиков.
Интеллигенция - за кадетов.
Сорокин в Петрограде лично дружил с рядом видных большевиков (особенно с Караханом и Пятаковым), но даже они не верили в возможность взять власть даже в октябре 1917 года (это известно и из истории - не скрывали неверия в удачный исход захвата власти Зиновьев, Каменев, Луначарский и т.д.)
Но большевики вопреки социологии победили.
Как?
Сорокин позднее понял, что Ленин и Троцкий - два гения (их гениальность эсер Сорокин, их ярый противник, никогда не подвергал сомнению) - сделали ставку не на устойчивую социальную группу, а на временную.
.
Ставку - на запасные солдатские части в Петрограде (и отчасти в других крупных городах, но там уже прошло не так гладко).
Это в основном были крестьяне 2-й волны мобилизации: возрастные (35-45 лет), семейные.
Это были главные противники войны. «Штык в землю!» - вот их главный лозунг.
Но и на фронте превалировали такие же настроения у солдат-крестьян.
Поскорее вернуться в деревню под бок жинке, а главное - успеть к разделу помещичьей земли.
«Это как же без меня в деревне поделят землю!?».
Передел земли был главным лозунгом и у эсеров.
Но они - главная политическая сила того времени (около 60% поддержки в обществе) так и не поняли, что бессмысленную войну надо прекращать как можно скорее.
Заключили бы мир с Германией летом 1917-го - стали бы надолго правителями России.
Ленин (идеологически) и Троцкий (практически) и оседлали этот главный запрос фронтовиков и запасников из крестьян - «Штык в землю!»
Победил крестьянский солдат, которого недооценила социология.
А потом недооценили все политсилы российскую максиму - правила диктует захвативший власть, а не выигравший выборы.
Даже в ноябре-декабре 1917-го, читая Сорокина, видишь, как эсеры, кадеты, меньшевики были полны надежд: «Вот выиграем выборы в Учредительное собрание - и отберём власть у большевиков.
Не могут же они пойти против воли народа?».
Выиграли Учредилку - большевики набрали только 24%, но власть не отдали.
Винтовка (сила, террор) рождает и удерживает власть, а не избирательный бюллетень..
https://t.me/tolk_tolk/15585
https://t.me/tolk_tolk/15667
https://t.me/tolk_tolk/15622
.

История 1 мировая война, История, История октябрь 1917

Previous post Next post
Up