Г. Лелевич -один из вожаков знамениитой организацции пролетарских писателей 1920 гг РАПП.
Чем интересно это стихотворение?
А всем.
Г. Лелевич придумал новый жанр стихотворений ,который он назвал "комунэра" - комунэры писал только он.
Те кто знаком с русской поэзией Серебряного века, сразу увидят - что за образец взята "поэза" - тоже новый жанр стихотворений ,который придумал Игорь Северянин, эти "поэзы" писал только он
Сейчас под влиянием ДЕГ, Богемикуса и еще ряда довольно странных сетевых авторов вошла в моду манера рассуждать о Настоящей Русской Литературе пушкиных и толстоевских ,которая была до революции и об "убогой совковой литературе" в Советской России.
Так вот,
Советская литература 1920 гг - по стилю прямое продолжение русской дореволюционой литературы 2 половины 1910 гг - примерно с 1910 по 1916 гг.
К 1910 г "как Пушкин" и как прочие классики начала 19 века -уже не писал никто,
это примерно как в 1980 г на эстраде уже никто не пел как Леонид Утесов и Клавдия Шульженко.
В 1914-1916 гг в моде были Горький, Маяковский, Есенин, Валерий Брюсов - будущие классики советской литературы.
Ну и Игорь Северянин, Николай Гумилев и многие другие.
После 1917 г традиция русской литературы Серебряного века, есчтествено ,не прервалась.
Например, стиль Гумилева продолжили Эдуард Багрицкий и Константин Симонов.
Ильф и Петров продолжали стиль писателей "Сатирикона" - Аверченко и Тэфи.
Г. Лелевич стал писать в стиле Игоря Северянина
.
..
Г. Лелевич "Комунэра о чекисте Семенове" (1923)
.
Всю ночь огни горели в Губчека.
Коллегия за полночь заседала.
Семенова усталая рука
Пятнадцать приговоров подписала.
.
И в предрассветной мутной темноте
Кого-то из подвалов выводили.
С пятнадцатью к пятнадцатой версте
Прогромыхали три автомобиля.
.
Все ясно! За предательский мятеж
Расплата ждет сегодня осужденных.
Ведь возглавляет роковой кортеж
Гроза и бич - предгубчека Семёнов.
.
Приехали... Далеко до зари...
Семенов, сохраняя вид бесстрастный,
Пытается напрасно закурить, -
Знать на ветру за спичкой спичка гаснет.
.
Чернеет яма... Черен голый лес...
И в тишине, тревогой напоенной,
Так четок выстрелов короткий треск,
Так тихи замирающие стоны.
.
И вот землей засыпаны тела...
Семенов сел в хрипящую машину,
И лишь на лбу высоком залегла
Ещё одна глубокая морщина.
.
II
От радости бандиты пьяны все.
Всю ночь полны стаканы самогоном.
Сегодня в полночь на глухом шоссе
Захвачен в плен предгубчека Семенов.
.
И атаман Алешка Костолом
(В былые годы подпоручик Чалин),
Расплатой упиваясь, как вином,
Кровавую нагайку измочалил.
.
Но некогда упиться местью всласть.
Чай, стон стоит в Чекистском телефоне.
Лишь рассветет-Семенов должен пасть,
А там никто бандитов не догонит...
.
Рассвет... Выводят пленника враги.
На лбу горят багровые полоски...
В сплетеньях чащи не видать ни зги,
И лязг затворов будит отголоски.
.
И атаман лопату протянул,
Чтоб пленник сам себе могилу вырыл.
Момент - и заступ взвился в вышину
И опустился тяжкою секирой.
.
И хряснул череп, и бандит поник...
Недружный залп чекиста опрокинул.
И пред концов разгладились на миг
На бледном лбу Семенова морщины.
..
.
("Молодая Гвардия", журнал ЦК РКП и ЦК РКСМ, 1923 №2, стр. 82-83)