спор про готтентотскую мораль

Nov 05, 2023 09:19


из тг Дмитриев
тг Александр Васильев написал резонансный пост, где в поисках новой этики с облегчением возродил ветхозаветную мораль.
Он предположил, что в любом конфликте нет хороших и плохих, а есть свои и чужие.
Соответственно, ты не за хороших, против плохих, а за своих против чужих.
Это очень комфортная и практичная позиция, позволяет избавиться от излишней рефлексии.
Но к ней есть несколько вопросов.
..
И главный из них - кто такие свои?
Это ведь не просто одногруппники в классе игры на балалайке, это очень проблемная философская и жизненная ситуация, чтоб опираться на нее в своей мировоззренческой доктрине.
Жизнь, если вести ее активно,  каждый раз ставит перед тобой новые препятствия и заставляет посмотреть на сообщество людей вокруг под новым углом.
И выяснится , что те кого ты считаешь своими сегодня, завтра уже чужие.
Сегодня это женщина, с которой ты делишь постель, а завтра она даёт на тебя показания.
Сегодня это твой близкий друг и партнер, а завтра ты ему не хочешь подавать руки.
Конечно, не потому, что ты хороший, а он плохой, нет, просто вы не свои.
..
Являются ли однозначно своими близкие родственники, например, братья? Конечно.
Но всегда ли они свои? Нет, не всегда. С этой стороны они свои, а другой чужие.
Вот у меня сыновья свои. А как вырастут, то наверное будут уже немного чужие.
..
В большом масштабе тоже так много ракурсов, что эти монолитные "свои" будут сыпаться при любом шажке.
.

Вот небратья пишет Александр, чужие, а великороссы значит свои.
Но попадаешь ты куда-нибудь на подвал и тебя своим считает уже меньше людей.
.
А вот допустим во время знаменитого марша из Ростова в Столицу сколько было своих и с какой именно стороны?
Кстати, у участников во время марша своих было много, а после его завершения уже значительно меньше.
Я уж не говорю, что те самые мастера игры на балалайке вообще так себе "свои", но это каждый выясняет на личном опыте.
.
Есть кстати классный фильм именно об этом с великолепным актером Богданом Ступкой в главной роли.
Так и называется "Свои".
Там во время войны в глухом селе Смоленщины оказывается несколько человек: бежавшие из плена красноармейцы, в том числе комиссар-еврей, местный староста и полицаи.
Вот они и выясняют кто кому свои?
.
Выбирать своих не обязательно.
Достаточно определиться с недопустимыми поступками для каждого человека и самому стараться их не совершать, а также не давать их совершать другим.
Ну и нести индивидуальную ответственность, пусть даже только моральную, именно за свои поступки, а не за поступки своей прекрасной компании, а также не возлагать ответственности на чужие компании.
То есть точно не коллективная ответственность.
Ведь раньше, до появления такой универсальной этики, ответственность мог понести кто-то другой.
.
Например, представители соседнего тейпа грохнули члена твоего тейпа, ты ноги в руки и пошел грохнул кого-нибудь из них, первого попавшегося (ну или со всех них потребовал денег).
То есть субъектом отношений был не индивидуум, а коллектив.
Теперь автор предлагает вернуться в эти легендарные героические времена.
Только своих и не своих он видимо будет определять по комментариям в телеграмме...
из тг Васильев Одесский
.

Вот уже вторую неделю я смотрю, как развивается эмоциональное восприятие конфликта, и, наконец, решаюсь сказать о том, о чем уже второй год молчу.
.
Помните, как всё начиналось?
.
Сначала палестинцы из ХАМАС устроили бойню на юге Израиля.
И, конечно, все симпатии обычных, далёких от политики людей были на стороне евреев. Человек, имевший собственное мнение на арабо-израильский конфликт, отличное от общепризнанного в тот день, мог получить клеймо людоеда. Ты что, за ЭТИХ?
.
Потом Израиль нанёс массированные ракетно-бомбовые удары по Газе и та же публика от него отшатнулась: ну нет, эти тоже хороши! В людоедках теперь ходила коллективная Эйдельман.
.
И тут в кибуце нашли обугленные трупы обезглавленных детей.
Ну нет - сказала публика - это уж точно перебор, поделом им бомбами. (Дальше начинается разбирательство, а были ли трупы, а сильно ли обгорели? А много это или мало обезглавленных детей, если их меньше сорока? И прочий увлекательный фактчекинг для гурманов).
.
И тут прилетает по больнице. Триста трупов. Пятьсот. Восемьсот. Тысяча! Кто больше?!
.
Но нет, я вас не осуждаю. Каждому человеку хочется быть хорошим, и наименее трудозатратный способ этого добиться - это оказаться на хорошей стороне. Там, где все хорошие люди. Объединились против плохих.
.
Но я хочу вас расстроить: в политическом конфликте нет хороших и плохих.
Есть чужие и свои.
И свои могут быть «тоже хороши».
Но они не перестанут быть от этого своими.
.
Уже скоро десять лет как мою жизнь перевернула эта война. Для меня лично она вообще началась даже не на Майдане, а ещё раньше. Но это отдельная история. Многое я потерял и продолжаю терять. Много копий я сломал, убеждая себя и других в собственной правоте.
Но никогда, никогда моим аргументом в политическом споре не был детский труп.
Я был против небратьев до того, как они убили первого ребёнка, и остался против после того, как первый ребёнок погиб по ту сторону фронта.
Моя правда не нуждается в таком подтверждении, и я бы предпочёл, чтобы его никогда не было.
.
Я против небратьев не потому что они плохие, а потому, что они чужие.
И то, что я против них, не делает хорошим меня.
Просто вот такие вот в силу множества сложных причин, о которых я могу убедительно рассуждать часами, образовались у нас с ними противоречия по земельному вопросу.
Они хотят меня в свою землю закопать, а я не хочу, чтобы они по моей земле ходили.
.
Мне хотелось бы, чтобы в такого рода аграрных противоречиях обходились бы без распятия мальчиков и жонглирования сорока отрубленными головами младенцев, за которыми теряются реальные человеческие трагедии.
.
А если вы хотите задать обязательный в такого рода дискуссиях вопрос «а как же Гитлер?!» то.

Нет человека, который бы жил и не согрешил. Без греха лишь один только Бог. И единственное воинство, чьи белые перья не забрызганы кровью и грязью фронтовых дорог - это его ангелы, числом более 12 легионов.
Единственный способ остаться хорошим - это стараться делать хорошие дела и не делать плохих. Каждый на своём конкретном месте. Потому что спросится конкретно с меня. Не за политическую позицию. Не за цвет флага царств мира сего. А за мои конкретные дела. И за то, как я судил о делах других.
На этом месте из Парижской палаты мер и весов выносят урну с Гитлером.
Ну вот же, посмотрите! Вот он же точно плохой. И он, и его дружки, которые с ним. А все кто против них - хорошие.
.

И это действительно так.
.
Правда вот наши дружки сперва бомбили их Дрезден (но это ещё куда ни шло, война все-таки, транспортный узел, промышленный центр…).
А потом наши союзники и вовсе бросили бомбу на союзников Гитлера. Одну, потом вторую (ну это уже точно перебор!).
.
Бомбы бросили на очень, знаете, таких плохих союзников очень плохого Гитлера.
А они и опыты над живыми людьми ставили, и китайцев убили сколько-то миллионов.
Сколько именно, мы правда так сходу и не помним (ну потому что китайцы, они же меньше миллиона в истории в принципе не фигурируют). Но мы им очень сопереживаем. Почти как японцам в Хиросиме. Или даже больше.
.
И вот все, кто нам не нравится, - тот Гитлер.
А все, кому не нравимся мы, считают Гитлером нас.
Очень удобно.
Не нужно искать политический выход из политического конфликта.
Нужно просто убить всех плохих.
.
Вот что неудобно, так это нести ответственность.
За себя и за своих.
Особенно если они что-то сделали тебя не спросив.
И не только ответственность моральную, но и умывшись кровавой юшкой, трудно не завопить: «а нас за що?!»
Неудобно, но придётся.
Потому что всё имеет свою цену.
А для того, что сверх неё, есть трибунал и военная прокуратура.
https://t.me/russ_orientalist/16080
https://t.me/vasilievodessa/1858
https://regnum.ru/opinion/3840079
.

духовность и консерватизм

Previous post Next post
Up