вот к этому
https://marss2.livejournal.com/4123692.html..
Эльдар Рязанов оставил после себя наследие., - комедии и мелодрамы «Служебный роман», «Карнавальная ночь», «Ирония судьбы, или С лёгким паром», «Вокзал для двоих», «Гараж», «Берегись автомобиля», «Жестокий романс», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Старики-разбойники» и «О бедном гусаре замолвите слово» любимы многими.
.
Произведения маэстро после 1991 года - откровенно бездарны, любители мэтра стараются о них не вспоминать.
Они, помимо всего прочего, совсем не смешные - даже улыбки не вызывают.
Все эти рязановские «Старые Клячи» и «Небеса обетованные» - провалились уже на старте, и сегодня никому не интересны.
… Что стало с Рязановым? - заламывали руки поклонники
Именно тогда, в «лихие 90-е» родилась байка о «талантливом цензоре»,.
Мол, кончилась цензура - вместе с ней кончился и Рязанов!
.
. Рязанов, как художник, умер гораздо раньше своей физической смерти,.
+++
Неужели, правда, не было никакого Рязанова, а были только «талантливый цензор, оставшийся неизвестным» или сценарист Эмиль Брагинский?
Думаю, если копнуть глубже, разгадка в другом.
Постараюсь объяснить свою мысль аналогией.
..
Если вы всё время кушаете блюда без соли, привыкнув к пресной безвкусице, и кто-нибудь чуть-чуть подсолит вам в тарелку, вы воскликнете: «божественный вкус!».
Но если ваше блюдо состоит наполовину из соли, если вы устали от солонины, а кто-то сверху ещё досаливает - то вы скажете «пересолил».
.
Как человек и художник, Рязанов всегда был верен самому себе: он всегда изображал только пошлость,.
Подобно тому, как есть на свете художники, рисующие только пейзажи или только море (маринисты), или только насекомых - Рязанов с дебютных своих лент был пленён и одержим звенящей пошлостью, которой откровенно наслаждается из кадра в кадр.
А когда художник что-то страстно любит - это передаётся и читателю, зрителю.
.
Казалось бы - пошлость и есть пошлость, может ли купание в ней сделать кого-то великим?
Но тут нужно учесть, в каком обществе жил и творил Рязанов.
.
Вряд ли найдём мы в истории другого «повара», который бы так «недосаливал» свой «комплексный обед», как это делала Советская власть 60-80-х годов!
.
Рязанов вышел на подмостки славы в 1956 году со своей знаменитой «Карнавальной ночью».
Эта простенькая, пустенькая и пошленькая история принесла Рязанову поистине всесоюзную славу.
Фильм в 1956-57 гг. посмотрело более 50 миллионов зрителей, и большинство были в восторге, длящемся доселе.
.
Сними сейчас молодой режиссёр что-нибудь подобное - не заметят.
Да потому что сейчас такого «добра» - лютое перепроизводство.
А в 1956 году «Карнавальная» была подобна щепотке соли для всю жизнь кушавших несолёное .
..
Рязанов жил в очень специфическом обществе, которое я бы назвал «монахами безбожного монастыря».
В этом обществе, в плане культуры, было явное перепроизводство пафоса, символизма, романтизма, зашкаливающей всякое чувство такта «значимости», сводящей скулы в оскомину серьёзности и деловитости.
А вот пошлости, банальной, жалкой, «человеческой, слишком человеческой» - обществу чугунных богов явно не хватало на экране.
Она ведь часть жизни, как ни крути!
..
Советское искусство стремилось показать выдающегося человека: учёного или писателя, выдающегося рабочего или знатного колхозника, учителя, кого угодно - лишь бы был на голову выше обывателей.
А Рязанов (отчасти параллельно с ним и знаменитый Гайдай) показал дурачка и алкаша, недотёпу и пустомелю, человека, который, вопреки завету Горького - не звучит гордо.
Этот человек не слишком умён, не слишком щепетилен в нравственных вопросах, вороват и хитрозад, он ни в чём не выдающийся и никого никуда за собой не ведёт.
…
Пресмыкаясь перед пьяным Ельциным, Рязанов лишь завершал то, что начал в 50-х годах.
Он любил пошлость - и обречён был ненавидеть всё то, что не оставляет пошлости тихого угла, мещанской самодостаточной слабоумной радости.
..
В чопорном и ханжеском, монастырском, зашкаливающе-пафосном, повёрнутом на «служении человечеству» советском обществе 50-70-х годов ХХ века Рязанов угощал своих зрителей «солёненьким» и пользовался тем, что они почти не знали вкуса соли.
..
Перед зрителем Рязанова раскрывался целый мир, в бытовом смысле знакомый зрителю, но совершенно закрытый, и даже табуированный традициями «соцреализма».
....
Даже Зощенко, знавший о пошлости житейской всё - давал её карикатурой, шаржем, с нравоучительным пинком пошлякам.
И вдруг нашёлся художник, который эту, столь знакомую бытовую пошлость, подаёт с любовью.
..
По сути, любовь к фильмам Рязанова 50-70-х годов стала отражение борьбы советского человека за право на личную жизнь,
на право быть не-героем, лишённого того пафоса «ответственности за всю планету»,
который у большинства советских киноделов получался очень фальшивым.
Рязановский человек - это животное.
Иногда агрессивное, хищное, иногда жалкое и травоядное, слабоумно-инфантильное, но всегда животное.
..
Здесь, наверное, и сошлись Рязанов и Правда.
..
Персонаж Рязанова - это советский человек, реализующий свободу личности посреди обострённо-служебного комплекса, он как бы выпутывается из смирительной рубашки.
И - пока нашим людям этого не хватало - они рукоплескали Рязанову.
.
А когда (в 90-е) с этим стал явный перебор -спасибо Эльдар, нам теперь твоя солонка не нужна, у самих соли пуды!
.
+++
.
Пока персонажи Рязанова находятся в герметике советской среды - они милы и тактичны, они человечны.
Это не их внутренняя человечность (глядя современными глазами, видишь, что они очень жестоки), а, подобно отражённому свету Луны, человечность того, в чём они замкнуты.
..
Система держит персонажей Рязанова в ежовых руковицах, и потому их барахтанья вызывают симпатию, снисхождение, жалость, сочувствие.
Система перегибает палку - и палка отыгрывает назад, к удовольствию зрителя, отвоёвывая для советского нелепого интеллигентика маленькую, «индейскую» резервацию свободы.
..
Мегалитическому пафосу муравьиных великих строек, замешанному на постоянном самопожертвовании - Рязанов противопоставил забавное бытовое разгильдяйство, и тем «взял кассу» зрительских сердец.
..
Герои Рязанова живут для себя - а не для ненасытной прорвы «высоких идеалов».
Они - животные, но выглядят очень человекообразно и даже человечно.
А знаете, почему?
Подобно тому, как сломанную кость замуровывают в гипс, эти разгильдяи из фильмов Рязанова стянуты в лубки советской действительности.
Она, чопорная до противности, занудная до оскомины, как гувернантка над первоклашками - не даёт им совсем уж разложиться «на плесень и липовый мёд».
..
Но одно дело - эзоповым языком иронично фрондировать во втором ряду казарменной шеренги, уставшей от команды смирно».
Одно дело - вертеть фиги с задней парты отвернувшейся грымзе-училке.
.
А ну как лубки снимут, лубочные картины-призывы отменят, гипс железной дисциплины уберут?
Что тогда станет с этой милотой, аппетитно жующей и романтично бренчащей на гитарах, скептично-ироничной до цинизма в своей насмешливости над «идолами отцов»?
Собственно, ответ дал сам Рязанов - в своих поздних кинокартинах.
Пошлость - отбросила фиговый листок советской цензуры и стала хлюпать откровенной, конченной мразотностью.
Образы раскрылись по логике: лапушки-дурачки стали гадкими дураками, ребячливые шалуны - шалыми тварями, , и т.п.
…
+++
..
Не знаю, как Рязанову такое удалось, но в его кинолентах советской власти… нет.
Причём задолго до её исторического падения.
Пространство схвачено в таком ракурсе, что тень от протянутой руки долгоруких бронзовых Лениных нигде не входит в кадр.
..
Советская власть у Рязанова - нечто, приносящее героям еду и квартиры за кадром.
Нечто, снабжающее их работой и деньгами, за которые ни разу нигде не прозвучит ей благодарности от снабжённых.
Нечто, имеющее только обязанности обслуги - и лихо, к восторгу зрителей, поражённое в правах.
«Накрой банкет - а потом уйди, чтобы тебя не видели!».
..
Я прекрасно понимаю чувства зрителей - потому что советскую власть помню лично.
Она была очень докучливой и не в меру занудной.
Она, как говорит молодёжь - «реально доставала» и постоянно лезла в каждую бочку затычкой.
Советские люди недолюбливали свою власть, как бунтующий подросток не любит чрезмерно опекающих его родителей.
..
Чего у советской власти никогда не было - так это чувства такта и чувства меры в нотациях.
К тому же и рука у неё была тяжёлой, могла наказать за шалости, даже невинные, со всей строгостью пролетарской родительницы, простой, безыскусной, даже отчасти туповатой, с деревенским воспитанием…
…
Если Софья Власьевна для интеллигентного зрителя рязановских фильмов - не в меру строгая мать, которую, к тому же, отпрыск считает, в отличие от себя, недоучкой - то мадам Пошлость подобна девушке лёгкого поведения.
С ней тянет проводить время.
Она ненавязчива, она не нудит, не пилит, она терпима, смешлива и снисходительна ко всем твоим слабостям…
..
..
Наверное, в том типе общества (монашествующем безбожии) перерождение Корчагиных в Лукашиных и Новосельцевых было неотвратимым и неизбежным.
И в этой неизбежности - наверное, заключается величие художника Рязанова,.
Потому что после 1991 года он, как мавр, сделавший не своё дело: стал ненужным, скучным, плоским и жалким.
..
..
Субъективно Эльдар Александрович сколько угодно (и сколь угодно искренне) мог «признаваться в ненависти» к КПСС,.
Но объективно Эльдар наш Александрович - нужен только там, в советских недрах, и только тогда.
.
Он - продукт системы, которую ненавидел,
..
Эльдар Рязанов кончился вместе с советской властью, они, можно сказать, умерли в один день.
Сам Рязанов, думаю, этого не понимал
..
В силовом поле советской гипертрофированной серьёзности шаловливая пошлость научилась подниматься на немалую высоту -советская система с её махровым занудством и сусловским замшелым начётничеством, гоняя пошлость веником по всем углам - придала пошлости миловидные, притягательные черты.
...
А когда эта гравитация исчезла (вместе с цензурой) - пошлость, как и положено, упала вниз и донизу. Упав - уронила туда, «ниже плинтуса» и Эльдара Рязанова.
..
То, что Рязанов снимал в 90-е - трудно назвать кино, тем более художественным.
. Многие люди удивляются, узнав, что в 90-х годах Эльдар Рязанов отчаянно снимал фильм за фильмом.
..
Это такое позорище, что о фильмах из уважения к прошлому мастера стараются не вспоминать.
…
Многие ли из вас, дорогие читатели, слышали про фильмы «Предсказание» (1993), «Привет, дуралеи!» (1996), «Единица порядочности - один Галлай» (1997). А картина «Тихие омуты» (2000) вам знакома? А фильм 2003 года «Ключ от спальни»? А фильм 2006 года - «Андерсен. Жизнь без любви»?
В 90-е Рязанов пишет стих, в котором есть такие строчки:
..
«…Проснусь под утро… Долго не засну…
О, как сдавать позиции обидно!
Но то, что потихоньку я тону,
Покамест никому ещё не видно…»
..
Типичное самообольщение! Тонул он не «потихоньку», а стремительно, и это было видно всем,.
..
Полностью тут
https://dzen.ru/a/YVqc7DMPH2wbuarc