вот к этому
https://marss2.livejournal.com/4250601.htmlhttps://marss2.livejournal.com/5263238.html.
С 1 сентября 2023 г российские школы перейдут на единый учебник истории, созданный под редакцией помощника президента Владимира Мединского
Брольшинситво обсуждаете новые толкования исторических событий в нем - насколько они более (или менее) истинны
Но самый интересный вопрос вовсе не в замене одного толкования исторических событий (непатриотического) на другое (патриотическое), а вообще в другом.
.
Похоже вечная идея начальства. идущая еще с позднего СССР - вера во всесилие пропаганды, которая якобы сможет воспитывать патриотов в массовых промышленных масштабах, надо только подобрать правильную технологию.
Отсюда постоянный поиск таких. как они выражаются "форм" пропаганды, которые не зависят от социальных условий, личного опыта и чего угодно,
а действуют как радиация или вирус (см. смотры строя и песни. ленинские залы, школьные музеи боевой славы и тд).
.
Реализуемая ли идея массового производства патриотов в принципе?
Как советский школьник отвечу - скорее нет, чем да.
.
Получилось заставить население выполнять определённые ритуалы, которые властью воспринимались как любовь.
пропаганда не действует как магия, радиация или вирус.
к примеру перестроечные демократы Ельцин, Гайдар и прочие прорабы перестройки - наверное чемпионы мира по количесту потребелнной советской пропаганды но вот так вышло
а Октябрьскую революцию революцию - совершили люди которых до этого с рождения накачивали пропагандой самодержавия ,правславия и народности.
Патриотизм можно выращивать, подкармливать, удобрять,
но на выходе не получится явный плод, который можно сорвать и показать - такого румяного, собранного гражданина с глазами-оловянными пуговками и клеймом на лбу «патриот».
Что получится в итоге из обычного школьника - не знает никто.
...
Единственное напрашивающееся объяснение - вера начальства в некую магию Настоящего Советского Воспитания,
которая, как и любая магия, не очень понятно как, но работала и исправно штамповала зой космодемьянских
(а также участников перестроечных деммитингов и уклонистов времён Афгана).
А как по личному приказу Сороса убрали сны Веры Павловны - так получили на выходе сперва Болотную, а затем - Верхний Ларс!
..
Очевидно, режим поверил в магию Настоящего Советского Воспитания, в то, что Чернышевский, Горький, "Как закалялась сталь" и "Молодая гвардия" помогли бы предотвратить Болотную и Верхний Ларс и поднять красный флаг над Радой.
..
.Что ж, пока помимо всего вот этого Советы имели ещё и образ будущего, у них и впрямь получалось штамповать зой космодемьянских.
Когда же образа будущего не стало, а преподавать все эти мудрости детям стала условная Марьиванна, думающая в первую очередь о том, как достать очередной дефицит, эта система стала успешно производить участников перестроечных деммитингов.
Ну т.е. по сути ту же Болотную и тот же Верхний Ларс.
.
Как обстоят дела с образом будущего у "русского мира"?
Пока же пока концепцию развития страны можно описать словами знатока самодержавно-бюрократической реальности М.Е.Салтыкова-Щедрина: «Чего-то хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном, не то кого-нибудь ободрать».
Да и Марьиванны думают в первую очередь о том, как закрыть очередной кредит, не говоря уж об их достаточно высоком начальстве, думающем об апартаментах в Дубае и вздыхающем, что в Ницце теперь уже не факт, что получится.
.
Некогда Черномырдин изрёк: "какую партию ни строй, все равно КПСС получается". Надеюсь, недалеко то время, когда какой-то чиновник изречёт нечто вроде "по каким учебникам детей ни учи, всё равно вырастает Болотная и Верхний Ларс".
..далее пост из тг Красный Угол Мизантропа
..
И притом Балабон - говорим не в упрек -
Полагал, и уверен был даже,
Что раз надо, к примеру, ему на восток,
То и ветру, конечно, туда же.
(Льюис Кэрролл, "Охота на Снарка", пер. Г. Кружкова)
..
Собственно, беда со всеми этими идеями про учебники и идеологии в том, что это такое: "Ури, где у него кнопка".
Попытки найти простые методы управления массовым сознанием (и бессознательным).
.
Причём простые в буквальном смысле - воспроизводимую, даже можно сказать - тиражируемую схему, которую способен освоить человек, не освоивший школьный курс математики.
Важно, что именно воспроизводимую: произвёл ряд простых манипуляций - получил результат.
.
На деле, конечно, если тут чем-то управлять и можно, то это управление - типичный случай искусства, а не науки.
Научную базу под такие вещи никто пока не подвел и вряд ли подведёт - только псевдонаучную, основанную на "здравом смысле", "очевидностях" и прочем "само собой разумеется".
.
К сожалению, людям без какого-либо образования не очевидно, что здравый смысл и очевидности в науке не работают,
людям с негуманитарным образованием не очевидно, что в гуманитарщине они работают не больше, чем в их науках,
а людям с гуманитарным просто хочется верить, что у них в руках не менее надёжный и нужный государству инструмент, чем у ядерных физиков.
.
Между тем, увы, история может только изучать прошлое.
.
Конструирует настоящее литература.
А она, к сожалению, искусство.
И не даёт никаких гарантий, что
а) получится хоть что-то;
б) получится именно то, что заказывали.
.
Интересно, неужели непонятно, что учебник в наши дни не так важен (да и не в наши тоже был)?
.
Например, нынешние патриоты (те, что не предпенсионного возраста) учились истории по зловещим соросовским учебникам - и вот же какие патриотичные!
.
Точнее он важен, он закладывает некоторые константы, рамку - но это практически невозможно сделать осознанно (сами историки обычно плохо понимают про себя такие вещи, а те, кто понимает, считаются гениями и основывают новые направления)
.
Говоря о рамке, я имею в виду всего-навсего представления о возможном и невозможном, а также о, как бы сказать, механике событий.
Разумеется, более-менее беспристрастно отрефлексировать свои представления о таких вещах - и осознать, откуда они взялись и что они далеки от "объективной истины" - крайне затруднительно.
Я, например, точно не могу.
.
.Да и бесполезно делать - рамка влияет не на оценку конкретных событий и фигур, а на то, как люди подсознательно воспринимают исторический процесс в целом (не думают - мы вообще мало думаем, тем более об историческом процессе - а именно видят, как само собой разумеющееся).
..
В сиюминутных политических целях это очень трудно использовать - скажется оно минимум лет через двадцать,
причём непредсказуемым образом.
.
.
При этом "кнопки", конечно, есть - простые механизмы, используемые в самой примитивной пропаганде и рекламе.
Не все они очевидны, не все, полагаю, работают (иногда, когда некоторые привычные рекламные фокусы исследуют, результат оказывается, мягко сказать, неожиданным), но они существуют, тут не поспоришь.
Вот только предсказуемый и заметный эффект они обеспечивают только в краткосрочной перспективе.
Долгосрочные последствия никто толком не изучал, но они определённо совсем другие и очень причудливые. Больше похожи на пресловутые психологические травмы.
.
https://t.me/evggub/743https://t.me/evggub/745.