про традиционализм, традиционные ценности и прочее

Apr 10, 2023 16:54


Я не люблю разговоры про традиционализм, традиционные ценности и прочее.
Ценности должны быть, и они не должны быть какими попало.
Но когда мне говорят, что они обязательно должны быть традиционными, у меня опускаются руки.
.
Это всегда было очень сложно объяснить, но недавно я столкнулся с примером, который прекрасно показывает, как работает традиционное мышление.
Я столкнулся с этим несколько раз, и всегда это были образованные люди.
Но механизм отрабатывает.
Пример этот неожиданный.
...

Это так называемое в кулинарии гашение соды.
.
Откуда-то есть ТРАДИЦИЯ взять на кончик ложки соды, полить её уксусом и добавить в тесто. Сода красиво шипит, и это всегда такой аттракцион. Аттракцион, в котором нет никакого смысла.
.
Действительно, сода это щёлочь, уксус это кислота, смешиваясь в водной среде они реагируют, нейтрализуя друг друга. При этом выделяется углекислый газ, который раздувает в тесте пузырьки.
Собственно, на этом всё - сода на ложке шипит в уксусе, углекислый газ выделяется в воздух, в тесто дальше это добавлять бессмысленно.
Можете вместо добавления вымыть ложечку под краном, эффект будет тем же.
Это химия.
В реальности в сухую муку добавляют сухую соду и сухую лимонную кислоту.
Затем, при нагревании теста до ±200 градусов во влажной среде начинается реакция нейтрализации с выделением ЦО2.
Тогда это работает.
Это логично, понятно и просто.
Чтобы газ раздул тесто, он должен быть в тесте.
Но есть ТРАДИЦИЯ.
И женщины реагируют на это знание очень агрессивно.
И я не раз и не десять слышал в ответ:.
- Я всегда так делала.
- Мама всегда так делала.
- Все всегда так делают.
.
Вот этот аргумент - это и есть апелляция к традиции.
И это пример того, как работает традиционное мышление.
Оно работает вопреки объективным данным, оно антирационально.
В нём есть здравое зерно, оно помогает сберегать накопленный опыт.
Но в этом зерне есть гниль: оно мешает накапливать новый опыт, оно мешает двигаться вперёд.
.
- Деды наши так делали, и мы так будем делать.
- Интернет они проводят, интернет!
Современному человеку кажется, что он совершенно не подвержен такому ходу мысли, что он умён и объективен.
Но своя ложечка соды есть у каждого...

Высказывание моё, о традиционализме, вызвало некоторые реакции, из чего у меня три вывода.
.
Вывод первый: «Москва-Петушки» ещё долго не потеряет актуальности, например, вот такая цитата точно подходит к нашей ситуации:
.
У публики ведь что сейчас на уме? Один гомосексуализм. Ну, еще арабы на уме, Израиль, Голанские высоты, Моше Даян. Ну, а если прогнать Моше Даяна с Голанских высот, а арабов с иудеями примирить? - что тогда останется в головах людей? Один только чистый гомосексуализм.
.
«Арабы с иудеями» со временем могут меняться на кого-то ещё, но «гомосексуализм» людей волнует не на шутку уже не первое десятилетие.
Почему-то многие уверены, что без традиционного общества все (кроме них самих, естественно) сразу станут «гомосексуалистами».
И так мне и пишут.
Мол, что же это будет.
Семьи порушатся.
Как детей-то рожать будем?
.
Вывод второй: нередко признаком традиционного общества почему-то считают религию. Кто против традиции, тот против Бога и Церкви. За беззаконие и попрание святынь.
.
Вывод третий, который следует из двух первых: люди, говоря о традиционных ценностях и традиционализме, понимают под этим не то, чем они являются на самом деле, а что-то своё собственное.
..
Традиционное общество и традиционная культура есть такие общество и культура, которые в качестве главного ориентира и последнего мерила пользуются сложившейся традицией.
Поясняя любое решение тем, что так заведено и все всегда так делали (во-первых),
и отказом отступать от этого принципа, во-вторых.
..
Почему хлеб сеем весной? Потому что земля прогрелась? Нет, потому что деды так делали.
Почему выходные дни существуют? Потому что силы надо восстанавливать? Нет. Потому что испокон веку так заведено.
.
Этот нюанс современный человек не улавливает.
Существует даже заблуждение (и я ему когда-то давно тоже был подвержен), что традиция это концентрированный опыт поколений.
Мол, в процессе опыта человек понимает как надо и как не надо. А потом это фиксируется в виде традиции.
..
Ну и, казалось бы, столько лет люди жили ориентируясь на традиции, и прекрасно дожили до недавнего времени.
Стало быть, хорошая система, годная. Проверенная.
..
Но в том-то и проблема, что (вот тут приготовьтесь) никакой традиции, в том виде, котором её понимают приверженцы, на самом деле никогда не существовало. И теоретически, и практически.
Люди только ссылались на некую традицию.
На то, что они называли традицией.
...
Но в реальности НИКАКИЕ ДЕДЫ «ТАК» НЕ ДЕЛАЛИ.
Ну, то есть, совсем не обязательно делали именно так или даже делали вообще не так.
..
Любой исследователь традиционной культуры в первую очередь открывает для себя именно это:
механизм формирования традиции никогда не останавливается.
То, что носителями называется традицией, на самом деле постоянно меняется.
.
Люди всегда поступают так, как это целесообразно в данный момент.
...
А традицией это только объясняют.
И иначе не может быть, иначе человечество бы просто не выжило в постоянно меняющихся внешних условиях.
...
И именно поэтому традиционная культура и невозможна в обществе письменном и грамотном.
В обществе, где существует фиксация истории, и эта фиксация общедоступна.
.
В обществе аграрном и устном в такой системе жить можно: кто что помнит, то и будет названо традицией.
А если никто ничего на требования момента вспомнить не может, можно быстро что-то изобрести и подогнать под традицию.
И все будут думать, что так делали прадеды, хотя у прадедов и ситуации-то такой никогда не возникало.....

Но в обществе письменном и поголовно грамотном это по естественным причинам работать перестаёт.
Как именно делали прадеды можно пойти и прочитать.
.
И узнать, что прадеды делали кто как.
И смотря когда и где.
...
И на смену традиции приходят иные механизмы, более рациональные.
Это не значит, кстати, что они всегда более совершенные, потому что рацио может выкидывать самые разные самубийственные коленца.
Это просто значит, что корабль по лесу плавать не может.
Традиционная культура в обществе модерна не имеет питательной среды.
...
При этом религия или институт семьи (и много чего ещё) существуют в совершенно иной плоскости и напрямую с типом культуры не связаны.
Они функционируют исходя из одних и тех же оснований при любом типе культуры.
И процессы в них, протекая в разных культурах по-разному, будут, тем не менее, иметь одни и те же цели и причины.
.

Не говоря уже о том, что искусственно насадить какую-то культуру до конца всё равно невозможно.
На какое-то время и в какой-то мере это может иметь успех, но всегда по историческим меркам не долгий и всегда не полный.
.

Традиционные ценности в РФ обычно не выходят за пределы просто риторики, а нередко оказываются вообще чистой ложью. На деле получаются не священные скрижали ценностей, а душный бабкин разговор на лавочке. Вон педик пошел разукрашенный, эта в короткой юбке - натурально шлюха, а вон тот волосатик - точно наркоман. Запретить! Хватит это терпеть! Срочно создаем молодежное патриотическое движение «Роспиздеж».
.
При этом если деликатно спросить саму бабушку, а кто она по происхождению, чем зарабатывала на жизнь, где ее дети и внуки, то разговор скорее всего не состоится. Потому что залетела эта бабка по пьяни лет в 15 от неизвестно кого, большую часть жизни прожила за чужой счет, а внуков от единственной дочери не будет никогда, потому что дочь уже 20 лет живет вместе с сожительницей в городе Роттердам.
.
Самое смешное, что эту историю знают и «педик», и «шлюха», и «наркоман». Традиционные бабкины ценности никому не сдались. Потому что весь подъезд абсолютно уверен, что это никакие не ценности, а тотальный роспиздеж. Так и вся Россия никогда не будет жить по бабкиными ценностями. В них просто никто не верит. Включая и саму бабку.
.
В страну же бабкиных ценностей едут лишь азиатские орды.
И не для того, чтобы служить верой и правдой России. Конечно, нет.
Просто совсем скоро бабка помрет и ветхая однушка в Свиблово освободится. Перевезем туда весь аул и наконец заживем. С шаурмой, опиатами и судами шариата. .
https://t.me/prototrankov/2399
https://t.me/prototrankov/2400
https://t.me/prototrankov/2401
.

духовность и консерватизм

Previous post Next post
Up