В данной статье мы рассмотрим не советских неофашистов как таковых, а мифологизацию неофашизма, существовавшую в советском обществе.
Неофашисты в Советском Союзе фактически стали персонажами фольклора.
Мало того, мифологизированные представления о них прекрасно наложились на традиционные фольклорно-мифологические представления, а именно, стали частным случаем мифологизации и демонизации «иных».
* * *
Под фольклоризацией советских неофашистов мы понимаем, помимо прочего, то, что информация о них циркулировала в обществе практически исключительно в виде слухов; поэтому одно и то же событие могло описываться в нескольких вариантах, причем в формировании образов и нарративов, как мы увидим в последующих параграфах, прослеживаются закономерности формирования фольклорных текстов.
..
Фольклоризация в данном случае обусловлена тем, что СМИ о неофашистах не сообщали, информация о них распространялась от человека к человеку, через официальные социальные сети (например, через систему партийной учебы), через передачи западных «голосов».
Наиболее значимым из перечисленных, как нам кажется, был вариант коммуникации «от человека к человеку».
При устном распространении информация могла трансформироваться сколь угодно сильно.
..
. Опрашивая тех, чей подростковый и юношеский возраст пришелся на первую половину 1980-х, мы установили, что примерно каждый второй что-либо знал о фашистах.
Эта доля велика, если учесть, что почти никаких сообщений об этом в средствах массовой информации об этом не проходило.
..
Особенно много шуму было в 1982 году, дело в том, что власти (комсомол, администрации учебных заведений, пионерская организация и т.д.) догадались провести среди молодежи Москвы и Подмосковья разъяснительную работу с тем, чтобы никто не пошел на Пушкинскую 20 апреля.
.
Не удивительно, что «разъяснения» подействовали с точностью до наоборот - молодежь бросилась смотреть на неофашистов, событие получило общественный резонанс и породило обширные слухи.
.
Приведем некоторые описания тех событий, сделанные уже в 2008 году.
.
«По версии, которую слышал я, фашистов было много, но их заманили в переход под Пушкинской и блокировали в нем. Среди фашистов оказалось много сыновей высокопоставленных начальников» [У.Д.].
.
«Рассказывали, что демонстрация нацистов была окружена внешним кольцом милиции и внутренним - самих нацистов.
Чтобы присоединиться к демонстрации, нужно было преодолеть как оцепление милиции, так и оцепление нацистов.
В нашем классе высказывались разные мнения о том, как нужно пройти второе кольцо, преобладало мнение, что нужно показать некий знак, нарисованный на ладони.
У меня с собой была монетка в один рейхспфенниг, с фашистским орлом со свастикой на аверсе.
Я сказал, что вот это (герб третьего рейха) уж точно сработает и показал ее всем. Мне легко поверили» [М.В.].
.
«Знакомый из КГБ уже позже, в 1994-м году, рассказывал, что арестовали семь человек,
перепуганных насмерть,
которые ничего не знали,
были безобидными людьми,
которые по глупости ввязались в это дело» [С.С.].
.
«Празднование проходило на протяжении нескольких часов.
Кстати, тогда милиция пыталась списать митинг на футбольных болельщиков.
Как видим, нынешние милиционеры подробно изучают опыт своих предшественников и выступления скинхедов тоже объявляют вылазками футбольных хулиганов» [Р.А.].
.
Высказывалось мнение, что руководство демонстрацией осуществлялось из кафе «Лира», расположенного на противоположной стороне площади. (Популярное место, ему посвящена песня «Машины времени», бывшей тогда на пике своей популярности).
Видимо, не случайно в ноябре этого же года кафе «Лира» было временно закрыто во время похорон Л.И. Брежнева, по слухам, из-за опасений фашистских выступлений в нем [Б.М.].
.
Упоминалось об участии в выступлении прибалтов.
.
Если в данных сообщениях и есть информация, отражающая реальность, то ее значительно меньше, чем вымысла - событие уже стало объектом мифологизации. Рассказы включают и вовсе фантасмагорические элементы, например, об оцеплении фашистов, которое надо пройти с помощью тайного знака.
.
Моральная паника, возникшая в обществе в связи с появлением неофашистов, подняла волну слухов, связанных не только с Москвой:
.
Уже в январе 1983 года люди спрашивали у лекторов общества “Знание”, правда ли, что в Нижнем Тагиле, Свердловске и почему-то Киеве прошли выступления молодежи “с нацистскими выкриками”»[iv][4].
.
Количество городов, в которых якобы произошли выступления, кажется нам завышенным, видимо, источником данной информации действительно служили не достоверные свидетельства, а опять же слухи.
.
Приведем некоторые сообщения наших информантов, в которых пересказываются слухи о неофашистах, бытовавшие в те годы.
.
«Говорят, в середине 1980-х были фашисты где-то в Ленинграде, а каком-то училище.
Эти фашисты по вечерам ловили пионеров и их пугали.
Они спрашивали: “Ты пионер! ” Пионер отвечал что-то вроде
“Да, дяденьки, я пионер”
- “А мы, сука, старые нацисты! ”
Пионер типа от страха дрожал при этом» [Е.А.].
.
«[В Свердловске] слухи пошли <...> году в 1982-м.
Поначалу им еще можно было поверить - “панки” якобы блокировали выходы из кинотеатра после сеанса и лозунги нацистские выкрикивали,
но дальше пошел уже какой-то абсурд,
В детской среде эти слухи и вовсе превратились в гиньоль: мне одноклассник рассказывал, что “панки” повесили девочку на пионерском галстуке прямо на простертой в сторону ЦУМа руке монументального Ленина :)
.
В 1983-м году был слух, что “панки”-неонацисты устроили демонстрацию на Площади 1905 года.
Добавлялось, что, как только они пробегали площадь с нацистским са¬лютом и лозунгами, некие организаторы выдавали им новые импортные джинсы.
Про джинсы, как потом оказалось, рассказывали лекторы на разных совещаниях
(знакомая директор школы спустя много лет поделилась)
Народ был вполне серьезно напуган»
...
Весной 1987 г. профашистские вы¬ступления ожидались в Воронеже:
«Однажды нас, двенадцатилетних пионеров, созвала в свой кабинет клас¬сная руководительница, чтобы сообщить дрожащим от волненья голосом страш¬ную весть: 14 апреля в Воронеже состо¬ится несанкционированное шествие ме¬таллистов! <...>
Слухи по городу распространялись жуткие.
Среди прочего, “людс¬кая молва обещала, что фашисты-ме¬таллисты будут не только заставлять всех прохожих кричать “зикхайль”, но и рвать прохожим щеки при помощи специ¬альных перчаток с закрепленными на них крюками”.
Кто-то даже рассказывал после, что сам это видел!
Поводом для обещанного действа стал день рож¬дения Ричи Блэкмора, гитариста группы “Deep Purple”.
Людей к цирку, где ожи¬далось шествие с последующим дебошем, 14 апреля набежало множество - но совсем не те люди.
Периодически в толпе раздавались крики “Идут, идут!”.
Однако ж то были лишь коллективные галлюцинации» [Черников 2007]...
«Году в 1983-м в Новосибирском Университете рассказывали про парня, который увлекался фашизмом.
Однажды, кажется, в какой-то праздник, он был пьян, оделся в фашистскую форму и маршировал по коридорам общежития, приветствовал нацистским приветствием всех встречных» [С.Т.].
.
Иногда легенды о фашистах были привязаны к тем или иным объектам городского ландшафта (как это было с упоминавшимся выше кафе «Лира» в Москве).
В Нижнем Новгороде таким «фашистским» местом был один из пролетов так знаменитой Чкаловской лестницы.
Летом 1987 года мы видели здесь фашистскую инсталляцию.
На лестнице находился барельеф - несколько знамен, веером расходящихся из одной точки. У одного из этих знамен вместо навершия была приделана ладонь, таким образом получилась рука, вскинутая в нацистском приветствии.
Рука была подкрашена под цвет барельефа и поэтому незаметна для случайного взгляда.
Данный барельеф стал своеобразной неформальной достопримечательностью.
Он появился в начале 1980-х и просуществовал по крайней мере до начала 1990-х; на настоящий момент Чкаловская лестница реконструирована, барельефа не существует.
* * *
Мифологизация и фольклоризация советских неофашистов, как мы уже говорили, тесно связаны с общественными фобиями.
Можно проследить, как на протяжении тысячи лет внешние агрессоры и социальные группы, воспринимающиеся как внутренние враги, становились носителями фобий[v][5].
В подтверждение этого можно привести вспышки в разных городах паник в связи с якобы готовящимися выступлениями (или приездами) фашистов.
.
Так, в середине 1980-х годов мы слышали о том, что фашистская демонстрация где-то в начале 1980-х ожидалась в Нижнем Новгороде.
Ожидалась - но не состоялась. Предполагаемое выступление вызвало волнения среди местной молодежи.
В Нагорную часть города, где ожидались события, приехали, во главе с комсомольскими руководителями, толпы рабочей молодежи с Автозавода - «бегали с колами», искали неофашистов, но не нашли.
.
Слухи об агрессивных выступлениях неофашистов случались и в Москве.
Иногда причинами этих слухов становились реальные события.
.
Так, 9 мая 1983 года в Парке имени Горького произошла драка молодежи из Люберец с некими «фашистами»; начало драки мотивировалось агрессией со стороны фашистов - тем, что они «били ветеранов» [У.Д.].
.
Реальное в этих слухах трудно отличить от преувеличений: факт драки был реален, а вот напали ли «фашисты» первыми и были ли они реальными фашистами, а не представителями каких-либо неформальных молодежных движений - трудно сказать.
..
М. Бастер пишет еще об одном эпизоде, в котором исходные события (если таковые были), скорее всего, значительно мифологизированы:
«Был самый массовый слух 84 года когда в разных точках города узнали о якобы разгоне спартачами фашиздской манифестации на площади Долгорукого.
Слух до сих пор таковым и остался» [Б.М.].
.
Возникновение моральных паник в связи с ожидаемым приездом опасных групп молодежи - явление достаточно распространенное; «героями» таких паник могут становиться представители групп, нашумевших и скандально зарекомендовавших себя.
.
А. Ермаков описывает такие паники в 1989-1991 годах:
.
«Тогда Масс-медия время от времени нагнетали истерию зачем-то, что, типа в ближайшую субботу приедут фашисты и начнут погромы. (…).
Так вот, тогда везде ждали этих фашистов, в подмосковных городах - из Москвы, у нас в Новомосковске - из Тулы (а в Туле, в свою очередь, из Москвы).
.
Сорганизовывались сотни молодых парней из рабочих кварталов, вооружались цепями и арматурой, палками и нунчаками, приходили к станции к условному времени к московским и тульским поездам и дизелям, например.
А я тогда как раз учился в Москве, ездил домой часто то через Тулу, то через Ожерелье, были неприятные расспросы - типа а кто, а зачем приехал и т.п.
Ситуацию еще осложняло то, что я был пай-мальчик, драками не увлекался, и когда начинали спрашивать про каких-то новомосковских авторитетов, то я ни про кого не слышал, и они думали, что я вру, что я не из Новомосковска.
Хорошо, что парочку знал лично, в школе учились.
Но они в итоге понимали, что я студент, а не фашист, и не били, а пропускали.
.
Фашистов, я так понимаю, в итоге нигде и не дождались.
Потом, как я слышал, что это было во многих местах, и не только в Нечерноземной зоне» [Е.А.].
* * *
Многие фольклорные персонажи маркируются определенным набором черт, узнаваемых атрибутов. Были атрибуты и у фольклорных неофашистов.
.
В начале 1980-х считалось, что отличительными чертами молодых неофашистов являются выбритые виски.
.
Еще одной повторяющейся чертой при описании неофашистов является их высокое социальное происхождение - высказывалось мнение, что в эти группы неофашистов входили сыновья высокопоставленных чиновников, «шишек».
Впоследствии данные суждения отразились, например, в романе Б. Стругацкого (С. Витицкого) «Бессильные мира сего»[x][10], в книге В.А. Майера «Чешежопица»[xi][11].
* * *
Одной из особенностей фольклоризации неофашистов в Советском Союзе было то, что «фашистские» характеристики приписывались неформальным молодежным объединениям, которые не имели к неофашизму никакого отношения.
.
Надо учитывать, что если «неофашист» был советскому человеку чужд и крайне неприятен, то неформал (панк, байкер, металлист и др.) воспринимался чуждым разве что в меньшей степени.
Фашистские черты приписывались неформалам по крайней мере с начала 1970-х годов.
В. Бояринцев в воспоминаниях пишет, что участникам комсомольских оперотрядов, привлеченных к разгону демонстрации хиппи 1 июня 1971 года, предварительно говорили, что пацифик - «это один из вариантов свастики»[xiii][13].
Это при том, что пацифик (он же «голубиная лапка» - знак хиппи, пацифистов, борьбы за мир) графически не имеет со свастикой практически никакого сходства.
.
В начале 1980-х сопоставление неформалов с фашистами было очень частым (возможно, это было обусловлено волной слухов о выступлениях неофашистов в Москве).
Приведем несколько примеров.
.
«[В октябре 1982 года] в столице “Странные игры” [рок-группа - Д.Г.] даже слегка напугали аудиторию: черные очки, узкие галстуки, грубые манеры и даже один номер в ритме марша (“Песенка Да-Да”).
Все это вместе натолкнуло некоторых на самые нехорошие подозрения…
Именно тогда в Москве прошли всколыхнувшие общественность выступления молодых неонацистов, о которых широкие массы знали лишь то, что они носят галстуки-“селедки” и выбривают виски.
Невинный ленинградский ска едва не объявили приспешниками фашистов. На всякий случай, группа перестала исполнять марши…»[xiv][14]
.
«Еще с фашистами путали металлистов и рокеров, при этом рокерами называли почему-то байкеров.
Типа фашисты - в кожаных куртках, с цепями и заклепками, гоняют на мотоциклах.
Но во второй половине 1980-х стали потихоньку в этом разбираться.
Помню, в “До 16 и старше” какой-то металлист доказывал, что они вовсе не фашисты, и он сам убил бы фашистов.
Меня это тогда очень удивило, я был уверен, что металлисты - это и есть фашисты» [Е.А.].
.
«С этого периода [ок. 1984 г.] начались обвинения в фашизме сначала питерских стиляг (из-за косых челок+очки), затем московских ньювейверов из-за челок+очки+галстуки и моды на кожаные плащи и костюмы.
Да еще и группа “Браво” обозначалась как группа которую слушают исключительно фашизды.
И даже когда эти стиляги и ньювейверы переквалифицировались в панк-рокеров, ярлык неизменно их сопровождал, обрастая всяческими легендами общегородского масштаба. Инициатором выступали все те же бравые комсомольцы (…)
В 86 уже по телевизору показали репортаж - молчелы в майках депешмод и плащах, спешашие на страшную фашиздскую встречу.
Тогда же под эту мазу разогнали на Пушке памятно-мемориальскую тусовку.
Ну то что нас тоже фашиздами клеймили думается пояснять не надо.
Как и то что любопытство разобраться, а кто же это такие, обуревало многих подростков, специально для этого выбиравшихся в центр.
Пока в конце концов их же самих фашиздами и не обозначали)))» [Б.М.].
.
Автор данного сообщения М. Бастер привел в своем электронном дневнике несколько снимков рок-групп, попадавших под подозрение в фашизме.
На одном из этих снимков (группа «Труд») молодой человек с косой челкой, в темной рубашке в стиле милитари, два его товарища - также в темных рубашках, плюс при узких галстуках; на другом снимке - парень в кожаном пальто (в народе такие пальто, кстати, очень дорогие, назывались «эсесовками» [Д.В.]).
.
«Чиновники боялись всего - так, нельзя было делать черно-белые афиши [рок-концертов], поскольку это - цвет фашизма.
Обязательно должна была быть хоть часть букв красным (как например на афишах Филармонии) или другим цветом.
Тогда все афиши “литовались”, старшее поколение за фашисткую символику могло принять все что угодно и устроить скандал.
Об афишах знаю из личного опыта. (…)
Фашистами могли называть кого угодно. «a].
.
«Металлистов, например, считали фашистами: в этом немалую роль сыграла неуклюжая пропаганда комсомольских идеологов.
Безобидная хард-поп-группа “Kiss” с их песенками про любовь считалась чуть ли не нацистской агитбригадой (потому что они использовали две рунические S в “фирменном” написании, что наталкивало на мысль об СС.)
.
Примерно так же расценивалась и молния в логотипе АС/DC.
“Кожаный” имидж Judas Priest и Accept с их высокими фуражками тоже работал на эту легенду.
Да и сама тяжелая музыка с истерически высокими или брутально хриплыми голосами вокалистов тоже воспринималась как человеконенавистническая, а уж черепа и скелеты в оформлениях дисков по-другому расцениваться и не могли: ).
В общем, поклонники heavy metal (металлисты) совершенно серьезно рассматривались как предатели Родины, сторонники фашистских идей - и люлей им отламывали соответственно. (…)
.
В фашисты записывались скопом представители большинства неформальных движений - от панков до байкеров. (…).
Если длина волос позволяла им закрывать уши, то тебя могли не пустить на занятия в институт.
Ношение металлического браслета - вызов на комсомольскую проработку, выговор.
Самодельная надпись “Iron maiden” или “Kiss” на футболке - это злобное шипение “фашист” в спину).
.
Нельзя, кстати, забыть, каким гонениям подвергались фанаты “Depeshe Mode”.
Мало того, что они брили виски под Гэхана (…).
Злую шутку с депешистами сыграло и то, что день рождения Гэхана приходится на 9 мая - День Победы.
И когда фанаты стали в этот день собираться у памятника Маяковскому, власти, введенные в заблуждение их бритыми висками и “косухами”, решили, что это циничные неонацисты собирают альтернативную тусовку.
Сильно доставалось депешистам, короче.
Сперва от ментов, затем - от люберов...»[xv][15]
.
К тому же ряду можно отнести обвинения во второй половине 1980-х годов Константина Кинчева, лидера группы «Алиса» в том, что он якобы пропагандирует на концертах фашизм.
Эти обвинения даже повлекли за собой судебное разбирательство.
.
Расхожими были мнения о фашистской сути многих западных исполнителей, особенно поющих рок.
Выше мы говорили, что подобное отношение было к группам «Kiss», «АС/DC», «Judas Priest», «Accept», «Depeshe Mode».
.
Впрочем, под подозрение в фашизме могут попасть и субкультуры, ни одной из этих черт не имеющие.
Так, весной 1989 года Близ подмосковной станции Хрипань прошел слет одного из кустов КСП (Клуба самодеятельной песни).
На слете присутствовало около семи тысяч человек, о чем было сообщено организаторами со сцены.
На следующий же день нам довелось слышать мнение, что в хрипанском лесу состоялось сборище неонацистов; причем численность участников называлась точная (семь тысяч), ошибка была только в сути - за неонацистов приняли любителей бардовской песни.
* * *
В качестве отдельного направления мы хотим выделить детский фольклор о неофашистах.
Перечисленные выше представления бытовали преимущественно в молодежной и взрослой среде; детские легенды строятся, собственно, по тем же принципам, но они более наивны и гротескны.
.
Приведем подобную легенду-страшилку, бытовавшую среди школьников г. Новомосковска (Тульская обл.) в середине 1980-х годов.
Речь идет о некой западной группе «Видюки».
В действительности такой группы не существовало.
.
«Однажды видюки давали концерт, начали играть композицию.
Тут на сцену прямо на мотоцикле выехал один из “видюков”, он был совершенно голый, только в фашистской каске, а на руке у него была повязка с немецкой свастикой.
У него было огромное волосатое мужское достоинство, оно свисало с седла мотоцикла и тряслось.
Толпа ему рукоплескала, девушки были в экстазе.
Тут он прибавил газу, разогнался по сцене и скаканул на мотоцикле в толпу.
Естественно, поубивав много народу.
.
В другой раз вообще все видюки вышли на сцену абсолютно голыми, но в фашистских касках с повязками со свастиками и опоясанные цепями.
Среди них была женщина-видюк, тоже голая, с повязкой со свастикой на руке, правда, без каски, но зато лысая.
Один из видюков схватил ее, повалил на спину и стал заниматься с ней сексом прямо на сцене, не снимая фашистской каски, остальные продолжали играть.
Эта песня имела огромный успех.
Им аплодировали и вызвали на бис.
Видюки, однако, схватили свои цепи и стали молотить друг друга и публику цепями.
.
Наконец, самая хитовая история.
Шел концерт “видюков” то ли на открытом стадионе, то ли в огромном зале.
Группа вышла выступать почему-то не в полном составе, недоставало двух членов группы.
Одеты они были в фашистскую форму, с цепями (по другой версии этой легенды, опять же, голые в фашистских касках и в повязках со свастикой).
Музыканты приступили к игре, доиграли до середины композиции.
Играли они великолепно, и публика пришла в экстаз, забыв обо всем.
Тут на сцене наконец-то появились недостающие два члена группы.
Один из них тащил станковый пулемет “Максим”, а другой - большую коробку с пулеметными лентами (по другой версии, это был ручной пулемет, заряжающийся дисками).
Они установили пулемет посреди сцены, зарядили его пулеметной лентой, и начали методично расстреливать толпу.
Остальные видюки продолжали в это время играть, чтобы держать публику в экстазе, и она не разбежалась.
По другой версии - они бросились помогать подносить патроны, а также стали добивать раненых цепями.
.
В рассказах про видюков было нагромождение каких-то малосвязанных противоречивых фактов, в основном как они выскакивали голыми в немецких касках и со свастиками на руке и зачем-то убивали своих поклонников.
Иногда они давят поклонников на машине, иногда кусают в шею словно вампиры, но в основном бьют цепями или расстреливают.
Поклонники почему-то совершенно не сопротивляются, как будто даже рады так умереть, но иногда стараются убежать, как правило безуспешно, и смерь быстро их настигает.
.
Но в общем, вся эта дикость вполне вязалась в общие мифические представления советского человека эпохи застоя о поистине инфернальном разврате и беспределе, который творится по ту сторону “Железного Занавеса”,
.
Данный текст был помещен в Интернете, оживленная реакция на него показала, что фольклор о «демонических» группах был широко распространен в Советском Союзе.
Судя по этим рассказам, западные рок-музыканты во время концертов любили убивать зрителей и себя, а также демонстративно заниматься на сцене сексом:
.
«Про расстреливание из пулеметов мне тоже рассказывали далекие от музыки сверстники, только названия группы не называли. Я упрямо отказывался верить» [floppyriter].
.
«Про стрельбу из пулемета со сцены - это почти достоверно, но только про Элиса Купера и с холостыми патронами» [medvedyev].
.
«Ещё была легенда, что группа Faust самосожглась на концерте и что кто-то это даже видел по ТВ. Я сам распространял эту легенду» [atua].
.
«По рукам ходили много раз переснятые фотографии западных групп.
Одноклассник рассказывал мне, что на одном из фото участники какой-то группы совместно раздевают на сцене солистку.
С тех пор я видел множество фотографий и записей концертов, но чтобы кого-то там раздевали - не встречал» [У.Д.].
.
«В нашем классе была девочка, которая утверждала, что видела записи выступления группы “Кисс”.
Там было показано, как на сцену из зала пробилась поклонница, и музыканты изнасиловали ее прямо на сцене» [Г.А.].
.
Видно, что в данной детской страшилке повторяется «взрослая» схема мифологизации:
фашистские черты приписываются рок-музыкантам,
причем западным;
фашистствующие музыканты ведут себя агрессивно, разнузданно и распутно,
как, видимо, и полагается, в представлениях советского ребенка, вести себя фашисту.
* * *
Влияние на общественное сознание оказывала идеалогизированная публицистика тех лет:
.
«Помню, примерно осенью 1982 года в “Комсомольской правде” была большая, на целую полосу, статья про панков.
Иллюстрацией к ней была фотография задней части головы, на которой выбрита свастика.
Эта статья обошла весь класс, живо обсуждалась на перемене» [У.Д.].
.
«Думаю, восприятие западного как фашистского во многом было спущено сверху.
Например, была публикация в прессе, где о панках говорилась как о фашистах.
Была также статья, где рассказывалось о западноевропейских фашистах, которые поймали девушку и вырезали на ее руках свастики» [Г.А.].
.
Те же самые «чуждые советскому человеку» явления наделялись фашистскими чертами и обрастали слухами, но происходило это стихийно и было обусловлено крайне отрицательным отношением к фашизму со стороны советских людей.
.
В 1979 году вышел в свет альбом группы «Чингиз-хан» (Dschinghis Khan), в состав которого входила песня «Москоу».
Эта песня стала очень популярна[17].
.
Однако в народе возникло устойчивое мнение, что песня «Москоу» - антисоветского содержания. Каждый советский пионер мог процитировать переводы из «Москоу»:
..
Москва, Москва,
забросаем бомбами,
Будет вам Олимпиада,
А-ха-ха-ха-ха-ха.
..
Или:
..
Москва, Москва,
забросаем бомбами,
На развалинах Кремля
будем танцевать.
..
Эти два варианта были наиболее известными. Также существовал «перевод» с отсылкой к фашизму:
.
Чингис-хан не взял Москву,
Гитлер наш не взял Москву,
Ну а мы возьмем.
. .
«За “Чингиз-хан” закрывали дискотеки.
Говорят, были случаи конфискации записей “Чингиз-хана” сотрудниками милиции.
“Чингиз-хан” стал фольклором. (…)
Причем каждый владелец записи был осведомлен о намерениях группы в отношении Москоу-Москоу, а также ходило поверие о том, что в припеве последней песни (которая называется “Предатель” по-настоящему) звучит “xайгитлер!
” Так чуткое русское ухо отреагировало на немецкое слово. (…)
“Прямо Геббельс какой-то, ” - сказала моя бабушка тогда. (…) ].
..
Антисоветские «цитаты» из «Чингиз-хана» являются чистой воды фольклором, в действительности ничего этого в тексте песни нет, напротив, он вполне доброжелателен по отношению к Москве и Советскому Союзу.
.
https://mylektsii.su/10-29345.html