фильм "Несовершеннолетние" (1976)

Jan 02, 2023 14:16


фильме 1976 года .но я не видел.
пишут .что лидер советского проката 1976
 Режиссер - тот же что и у фильма "Офицеры". Владимир Роговой
.
Главаря  паодростков -хулиганов играет артист Леонид Каюров - он в 70ые годы на этом специализировался,
в принципе  он довольно похож на таких пацанов.. . в отличие от актеров с лицами пай-мальчиков, игравших хулиганов в кино 80ых
.
Автор сценария - Эдуард тополь. позднее он уехал в Америку и в эммиграции написал  кучу детективов, которыми в  России в 90ые годы были завалены все книжные лотки
.
про что фильм?
.
Про подростковый уличный криминал 70ых годов
.
Два друга одновременно возвращаются в родной город: Женя - из армии, Костя - из колонии, где отбывал срок за пьяную драку. Приятели вступают в противостояние с бандой хулиганов, отбирающих деньги у детей и обирающих пьяных прохожих. После нескольких потасовок Женя понимает, что таким образом успеха не добиться, тем более он замечает, что под влияние шайки попадает и его одиннадцатилетний племянник Шурка.
Во время одной из встреч Женя, вместо очередной драки, предлагает ребятам записаться в секцию бокса, тренером которой является Костя.
Некоторые ребята действительно приходят заниматься и уходят из-под влияния Гоголя - воспитанного и циничного лидера шайки.
.
сценарист Эдуард Тополь о том ,как  он писал сценарий этого  фильма
.
.

Нынешнему читателю даже трудно себе представить, что каких-нибудь пятнадцать - двадцать лет назад в России, да и вообще в СССР, не было никакой преступности, а уж подростковой тем более.
Во всяком случае - на бумаге.
Не было алкоголизма, проституции, наркомании, педофилии, гомосексуализма, коррупции, взяточничества, группового бандитизма и сексуальных преступлений как в простой, так и в извращенной форме.
Согласно прессе и телеэкрану, вся страна вдохновенно строила коммунизм, собирала рекордные урожаи, пела исключительно песни Пахмутовой и Добронравова и воплощала в быту моральный кодекс строителя коммунизма.
.
А нам не страшен ни вал девятый,
Ни холод вечной мерзлоты!
Ведь мы ребята, ведь мы ребята
Семидесятой широты!
.
Вот так!
В 1964 году «Литературная газета» получила письмо от какого-то пенсионера из Бауманского района Москвы о том, что у него под окном пацаны по вечерам регулярно играют в карты на деньги, пьют вино и матерятся. Залман Эфроимович Румер, заведующий отделом писем «Литгазеты», дал мне это письмо и сказал:
.
- Сможешь написать об этих пацанах?
.
Румер был уникальным человеком: в 1937 году его арестовали прямо в редакции «Литгазеты», увезли на Лубянку, влепили двадцать лет за шпионаж в пользу Польши и отправили в Сибирь, в ГУЛАГ
А в 1957-м, уже по хрущевской амнистии и реабилитации, он вернулся из Сибири в Москву, прямо с поезда пришел в редакцию, в свой кабинет, сел за свой стол и продолжил работу.
И вот теперь, в 1964-м, ему подвернулся наконец случай использовать свой двадцатилетний лагерный опыт.
Он сказал:
- Если эти пацаны захотят тебя побить или ограбить, ты не трусь. Ты им сразу по фене руби вот так: «Ебанный по кумполу через три хлыста!» Запомнил?
.
Я кивнул, поехал на Яузу во вгиковское общежитие, где обретался тогда студентом сценарного факультета, взял там свои спортивные штаны, майку и тапочки и отправился на метро на станцию «Бауманская».
.
Там я без труда нашел указанный на конверте адрес и позвонил в дверь номер 16 автору письма в «Литгазету».
Дверь приоткрылась на чуть-чуть, на ширину дверной цепочки, за ней стоял сутулый старик в тяжелых очках на кончике носа. Через дверную щель я объяснил ему, что я корреспондент «Литгазеты», и предъявил его же собственное письмо.
Только после этого он впустил меня в квартиру и через окно показал детскую песочницу и скамейку, где скоро, по его словам, опять соберется шпана.
.
Я снял свои джинсы, пиджак и рубашку, переоделся в потертые спортивные штаны, застиранную майку и стоптанные тапочки и в таком виде отправился к песочнице.
.
«Шпана» действительно стала скоро подваливать, я выдал им себя за приезжего гостя из квартиры 16, они приняли меня в игру «сикку» и позже мой «Репортаж из переулка» начинался так: «Главному бухгалтеру „Литгазеты“. Прошу оплатить командировочные расходы, а именно: проиграно в карты - 8 рублей 16 копеек, потрачено на кагор - 2 рубля 60 копеек, порваны при отрыве от милиции штаны стоимостью в 6 рублей».
.
Да, я провел с этой шпаной несколько вечеров, я играл с ними в карты, курил «Беломор», бил автоматы с газировкой, чтобы извлечь из них медные пятаки, покупал без очереди кагор в винном магазине, хамил старикам и продавщицам, отрывался через заборы от милиции и пил вино в каком-то тенистом сквере, где уже взрослые урки выбирали из этой тринадцати - пятнадцатилетней шпаны юрких помощников для своей форточной работы…
.

Сегодня такой репортаж не приняли бы даже в детский журнал «Мурзилка». А тогда это было сенсацией, это был, что называется у журналистов, «фитиль»!
.
- Ебанный по кумполу через три хлыста! - восторженно шумел Румер. - Мы поставили фитиль всем газетам! Мы пробили тему подростковой преступности сквозь эту сволочную цензуру!
.
Много лет спустя в ночном поезде «Красная стрела» актер Станислав Любшин рассказал мне, как он, прочитав мой репортаж, примчался к своим друзьям сценаристу Жене Григорьеву и режиссеру Марку Осипяну с идеей сделать по этому очерку фильм.
И они, оттолкнувшись от этой статьи, как от причала, уплыли тогда в свой фильм «Три дня Виктора Чернышева», а он, Любшин, еще пару лет носился с идеей экранизировать мой репортаж.
Но я, конечно, не знал об этом, я в те дни продолжал, по совету Румера, «расширять прорыв» - написал репортаж о девочках-минетчицах в парке «Сокольники»: там тринадцатилетние школьницы минетили командированным за тюбик губной помады, шоколадку или польскую тушь для ресниц.
Прочитав этот материал, Румер покачал головой:
.
- Нет, это слишком! Я даже не понесу Чаковскому, чтоб его не пугать.
.
- Но ведь тут все правда! И даже фамилии подлинные! Мне их дали в милиции и райкоме комсомола!
.
- Забудь! В «Литгазете» репортаж о минетчицах? Этого не будет никогда! У тебя есть что-нибудь полегче?
.
- Бакинские наркоманы, - вспомнил я. - В Баку прямо на моей Бондарной улице пацаны шмалят «план». И на приморском бульваре, и во всех городских сквериках…
.
- Пиши заявку на командировку. Только имей в виду: чтобы это прошло, нужно, чтобы в материале был хотя бы один положительный милиционер или инструктор райкома комсомола. Ты понял?
.
Я кивнул и уехал в Баку за очерком о бакинских наркоманах.
Что из этого вышло, читатель знает по роману «Журналист для Брежнева»: очерк о бакинских наркоманах никогда не был напечатан в СССР, господин Романов, главный в то время цензор страны, начертал на нем собственной рукой: «Не печатать. Наркомании в СССР нет».
Интересно, что позже почти то же самое сказал, посмотрев фильм «Несовершеннолетние», господин Кириленко, дружок Брежнева, член Политбюро и секретарь ЦК КПСС.
.
- Подростки играют в карты и грабят прохожих? - изумился он. - Откуда авторы такое взяли? Я каждый год езжу по стране и ни разу не встречал подростков-грабителей!
.
И он был абсолютно прав - он действительно не встречал и не видел ни подростков-грабителей, ни их отцов-алкашей, ни всех прочих теневых и закулисных проблем той страны.
Им, кремлевским старцам, никто этого не показывал, им демонстрировали по телику, на киноэкранах и на газетных полосах совсем другую страну - ликующую, как на парадах, от их мудрого руководства.
А все, что не вписывалось в это верноподданное ликование, все, что могло омрачить их старчески-кремлевское пищеварение и гневом обернуться против недобдевших чиновников, - все это немедленно отметалось, запрещалось, искоренялось и вычеркивалось.
Сексуальный подтекст в эпизоде ночного полета академика Юрышева на Север? Долой!
Бардак на строительстве Братской ГЭС? Да о чем вы говорите - это же стройка века!
Школьники курят гашиш и колются наркотой? У нас в стране?! Да не может такого быть!
.
И когда мы с Роговым принесли в Комитет по делам кинематографии при Совете Министров СССР сценарий «Несовершеннолетние», редакторы посмотрели на нас как на подрывателей советской власти.
.
- Да вы что? У вас же тут настоящая банда - пять хулиганов терроризируют целый город! Грабят рабочих! Пьют! Играют в карты!
.
Был 1975 год, со времени публикации моего «Репортажа из переулка» прошло больше десяти лет, проблема подростковой преступности уже ломилась в окна, двери и камеры всех районных управлений милиции от Балтийского моря до Владивостока, Совмин принял постановление об учреждении в милиции специальной должности - инспектор по делам несовершеннолетних - и об усилении воспитательной работы среди молодежи и юношества, но чтобы пустить эту тему на экран?
.
- Нет! Нет! Сократите эту банду до трех человек, иначе мы не запустим этот сценарий!
.
- Подождите! Подождите! - просил Роговой. - Вы же знаете меня! Я фронтовик, коммунист, я всей душой за советскую власть! И главным консультантом этого фильма уже согласился быть Борис Николаевич Шумилин, первый зам Щелокова, министра МВД! То есть милиция целиком за этот фильм! Давайте я сделаю так: эти пять хулиганов будут играть в карты, а на заднем плане я пущу колонной двести пионеров, все в белых рубашках, все в красных галстуках, и - барабан, и - барабан! Чтобы сразу было видно: хороших ребят у нас колонны, а плохих всего пять. А? Договорились?
.
- Четыре!
.
- Что - четыре?
.
- Плохих четыре. И то только из-за нашего доверия к вам, Володя.
.

Ровно через неделю мы с Роговым принесли в Госкино мой исправленный сценарий. Редактриса с громкой фамилией Громыко (уж не знаю, кем она приходилась министру, все они, тогдашние управляющие культурой и искусством, были не то детьми, не то женами, не то родственниками именитых и полуименитых кремлевских сановников) стала при нас листать сценарий, приговаривая:
.
- Вот теперь другое дело… Пионеры идут колонной - очень хорошо… И пятого бандита нет, спасибо…
.

image Click to view



.

фильм

Previous post Next post
Up