Легенда об Александре Македонском занимала важное место в османской культуре и политической мифологии. Как великий завоеватель, давший толчок эллинизму, и часто ассоциировавшийся с пророком Зулькарнайном, он всегда был уважаем во всем исламском мире.
.
Есть несколько версий истории о нем, почти все они сходятся на том, что Искандер был завоевателем мира, вдохновляемый Всевышним, прототипом и моделью для будущих газиев.
Именно поэтому султаны часто носили титул "Второго Искандера".
У османов в то же время была еще одна точка соприкосновения с Александром.
Он был греком, а империя греков была завоевана османами, которые считали себя законными наследниками престола Византии. То чем владели греки раньше, теперь принадлежало им, а значит надо было вернуть царство Александра Великого в его законных границах.
.
Неудивительно, что "александрийская" легенда использовалась османами и при завоевании Венгрии в 16 столетии.
Наиболее подробно она была разработана австрийским мюхтеди ("ренегатом") из Вены Махмудом Терджюманом в его политически мотивированном историческом труде под названием Tarih-i Ungurus ("История венгров"), в котором говорится, что Александр Македонский прибыл в Паннонию, чтобы отомстить за брата своей матери, а затем отправился захватить Вену.
.
Известна и побочная линия этой истории: старый Платон, сытый по горло своей жизнью в Афинах, поселился в отшельничестве далеко на севере, где-то около Эстергома в Венгрии. Обдумывая свои планы покорения мира, Александр Македонский тоже хотел спросить у него совета, но мудрец отослал обратно гонца: если его бывший ученик пожелает спросить его о чем-то, он должен навестить его.
.
Александр так и поступил и двинулся в Паннонию с армией, встретил Платона, для которого основал школу, и в конце концов умер в Пече на юге Венгрии. Несколько реликвий Платона остались в Венгрии, в том числе амулет отгоняющий комаров в Буде, который был настолько чудесен, что действовал даже после рождения Мухаммада (мир ему), хотя как считалось вся прежняя магия была утрачена с рождением последнего пророка.
.
Мудрец предсказал приход мусульман в нескольких своих надписях, например в Пече. Это очень важная перспектива: османское завоевание было не беззаконным вторжением чужаков, а повторным захватом прежнего законного владения.
.
Интересно, что Эвлия Челеби, наблюдавший символы двуглавых орлов в нескольких местах в Венгрии, явно связывает их с Платоном (и хотя он отмечает, что на австрийских талерах такие же орлы, он словно забывает, что орел это также символ Габсбургов).
.
https://t.me/wildfield/5786