западная жизнь в позднесоветском кино

Jul 02, 2022 03:35


Иронично - советская пропаганда рисовала образ "загнивающего Запада" гораздо симпатичнее, чем сам Запад 😊
По крайней мере, в кино.
Поздний СССР о США - у персонажей виллы в два этажа, машины в полквартала, кругом неон, жувачка, пепси и варьете с полуодетыми ("у нас все-таки советское кино") девушками.
США 70-х о США - кругом помойки, бандиты, копы, расовые бунты, безнадега, "шлюхи и все такое".
Отдельно иронично - что СССР боялся показать даже "Крестного отца" - не то что зомби Ромеро или трущобы Карпентера.
И как тут быть?
.
из комментов
.

почитай Алексей Юрчак.      "Это было навсегда, пока не кончилось".
Отличная книга о брежневском обществе. Там и глава про воображаемый Запад есть.

Василий Аксенов писал о похожих открытиях
и разочарованиях среди советских эмигрантов своего поколения, столкнувшихся с Америкой десятилетием ранее.
Когда-то, в Советском Союзе 1950-1960-х годов, воображаемая Америка была частью жизни его круга.
Она была веселым, беспечным миром, наполненным причудливыми именами, звуками и образами.
Им казалось, писал Аксенов, что Америка - это
"...самый что ни на есть перекресток универсального космополитизма, [где] сводка погоды на ТВ непременно сообщает о температуре воды в Ницце, о глубине снежного покрова на Килиманджаро, а в новостях рассказывается о новых ботинках испанского короля, о придворных интригах при ЦК компартии Китая, о продвижении марксизма в глубь Новой Гвинеи и т.д.
Понятие скуки не имело к этому образу никакого отношения в принципе:
Как может быть скучно в городе с именем Индианаполис или в штате со свистящим, словно ветер приключений, названием Миннесота?
И далее - полыхающие в ночи рекламами острова сервиса: PIZZA HUT, BURGER KING, EXXON, K-MART, GRAND UNION, огромные паркинги, редкие фигуры, идущие к машинам, движение светящихся фар...

Но столкновение с реальной Америкой разрушило воображаемый мир:
Многие эмигранты признавались, что они были совершенно ошеломлены феноменом американской скуки... [когда] вдруг выясняется, что все это - рутина, глухомань, одиночество. Лос-Анджелес, Калифорния, Голливуд, Сансет-бульвар...
Воображение, даже не особенно развитое, бьет копытами, готовится в полет, как конь Пегас, и вдруг опадает мокрой тряпкой - вымершие после заката улицы, «эффект нейтронной бомбы», уныние, рутина."
.

один из интересных моментов культурной истории Холодной войны - это то, что стороны друг друга представляли куда более величественно-страшными, чем это было на самом деле.
Агрессивные империалисты, почти фашисты, ведомые жаждой долларов, шовинизмом и расизмом против красного тоталитарного монолита, представляющего из себя страну-казарму.
Это в пропаганде.
А на деле и там и там - рутина, бюрократия.
И никаких хитрых планов по захвату мира.
ну, где-то до 1960-х хитрые планы всерьёз присутствовали. А потом решили, что ну его нафиг. Издержки при выполнении плана не стоят результата.
.
Запад в картинах советских режиссеров был не просто другой страной, а другой планетой, эителе которой лишь внешне похожи на жителей земли.
Снимать фильм о буднях американских рабочих в трущебах Чикаго было неинтересно,
куда более эффектно было снимать прибалтийских актеров в роли западных миллионеров, гангстеров, танцовщиц варьете, разведчиков и военных.
На западе не могли дымить заводские трубы, лязгать гусеницами трактора на полях, заслуженные работники капиталистического труда не боролись за моральный облик сослуживцев.
Запад, не зависимо от жанра кино, был яркой и блистательной сказкой для взрослых. А в сказке нет места реализму.
.
Кто б у нас дал снять хотя бы как в"Крестном отце" -это ж пропаганда насилия! А чтобы снять как во "Французском связном" - это нужна лучшая техника и безбашенность гонки по реальным улицам.
.
 Это скорее неумение просчитывать будущее, понимать другие поколения, меняющие отцов. И это не только советская проблема.
.
Ну возможно потому что был запрос на эскапизм. А спрос на показ реалистичных проблем среднего человека (с гопниками и проблемами на работе) прекрасно закрывался фильмами про советскую жизнь. Смотреть "Афоню" из Айдахо или производственный роман про фабрику мебели в Чикаго, дураков не было. Да и снимать это было не особо интересно.
.
Т.е. про себя реализм, а про врага - идеализированная картинка?

Да. Особенно если заменить врага на "чужого". Чужой реализм будет не интересен или непонятен. И особенно непонятен и следовательно неинтересен в эмоциональном плане.
Ну вот что среднему советскому инженеру (который страдает от того что на работе все одно и то же, денег платят стабильно недостаточно а вокруг осточертевшие еще с послеинститута рожи) смотреть в драме американского инженера которому надо платить налоги, конкурировать с молодежью и избегать увольнения и выселения из дома (мы говорим именно о проблемном инженере).
А красивая идеологизированная картинка будет схематична, проблема в ней выражена максимально рельефно, а люди все равно настолько чужие что у них остаются только общечеловеческие проблемы, которым уже можно сопереживать..
Все же привыкли, что "Америка" - это высоченные небоскрёбы, потоки автомобилей и всякая навороченная техника. То, что существует (реально) и оборотная сторона, никто особо не задумывался, считая всё это стандартной приевшейся пропагандой.
.
вопрос не в том "как снимать" - вопрос в том, почему не пустить на экраны американские же фильмы о том, до чего наши пропагандоны в жизни бы не додумались! Типа "Это не мы, это они сами свою страну так изображают".
Да ладно Коппола с Карпентером, был же целый пласт фильмов типа "Жажды смерти" или там "Грязного Гарри" со всеми этими трущобами, преступностью и т. д. Там такого именно в 70-80-е километрами штамповалось. что там есть нищита грязь и беззаконие- их же кино о том показывало
.
После просмотра фильмов Кубрика и Фассбиндера пришёл к выводам, что Запад мог в самокритику и иронию с сатирой над собой. и разнообразие
.
СССР вообще боялся говорить гражданам правду о Западе.
.

"Крестный отец" породил бы широкую дискуссию - а у нас есть своя мафия? Свои коррумпированные политики? Заказные убийства? Маразматики правящие кланами? Прокачал бы общий провинциальный АУЕ-романтизм.
Показ же трущоб вызвал бы рассуждение "и у нас есть такие убитые городские места, позор товарищи".
И уж совсем опасно было бы крутить про расовые бунты, ибо до чего здесь мог додуматься житель одной из пятнадцати республик неведомо никому.
Который из жителей 15-ти республик был негром, чтобы примерить это на себя?
Негром может и вряд-ли, но угнетенным народом - оооо...
.
Мне почему-то сразу вспомнился фильм Конвейер, Blue Collar, 1978.
Там не про мафию и бандитов, там про рабочих с автозавода, их тяжелую жизнь, бедность, продажный профсоюз и прочее такое.
Кстати, действительно, стоящее кино, довольно необычной тематики - художку про рабочий класс в США снимают редко.
Так вот, казалось бы, чего бы его было не прокатить в СССР?
Одна проблема - рабочие в фильме естественно, имеют машины, живут в собственных домах - бедность это понятие относительное.
Получилась бы такая, скажем, пропаганда с обратным знаком скорее.
так гениальный The Grapes of Wrath - доставшийся на халяву в трофеях - шел крайне ограниченным прокатом по той же причине...
В СССР не верили, что автомобиль не роскошь, а средство передвижения.
Чтобы это реально понять, нужно самому пожить если не в американском субурбе, то в каком-нибудь Лимасоле, по крайней мере.
.

Да, США с фордизмом полностью перевернули привычные представления о жизни бедноты.
"Когда машина скрылась из вида, Рэмбо опустился в придорожную канаву, вытянулся на длинной пыльной траве, открыл пакет с едой.
Черт знает что за гамбургер. Он просил побольше луку, а получил одну чахлую стрелку. Кружок помидора был тонкий и желтый. Булочка оказалась жирной, рубленый бифштекс в ней - жестким. Запив эту еду кока-колой, он сложил вощеную бумагу от гамбургеров в бумажный пакет и поджег его"

https://ecoross1.livejournal.com/1076070.htmlhttps://vk.com/wall50233762_42513

СССР, СССР западная культура

Previous post Next post
Up
[]